Советы

Выбор надувной лодки

Вопросы типа "как выбрать надувную лодку пвх для рыбалки" или "какую купить лодку под мотор в 5 л.с." никогда не прекращаются. И чтобы не отвечать каждому вопрошающему ответим сразу всем в этом статье.




Надувную лодку покупают чаще всего те, у кого нет возможности хранить судно в доке в зимний период или отсутствует трейлер для перевозки судна. А вот с надувной лодкой ПВХ таких проблем не возникнет. Ее достаточно просто надуть и собрать или сдуть и разобрать.

Осадка у надувных лодок небольшая и ее хорошо использовать на мелководье. Если же на пути встречаются непреодолимые препятствия в виде порогов или поваленных деревьев, то лодку можно свободно перетащить по берегу силами даже двух человек.

На что обратить внимание при выборе надувной лодки

Надувные лодки бывают моторные и весельные. Точнее сказать все моторные надувные лодки могут ходить и под веслами, а вот если лодка предназначена только для весельного перемещения, мотор на нее уже не поставить. Не зависимо от типа, все они очень безопасны, так как имеют несколько независимых камер-баллонов и очень устойчивы на воде. Но из-за малого веса лодки в обязательном случае нужно учитывать рекомендации производителя по выбору подвесного лодочного мотора. Зачастую для надувной лодки достаточно двигателя гораздо меньшей мощности (в сравнении с лодками с жестким корпусом) для комфортного перемещения.

Виды надувных лодок

Рыболовные, охотничьи, прогулочные, все эти типы/виды лодок отличаются в первую очередь только комплектацией, а только потом какими либо конструктивными особенностями. В связи с этим, и перед тем как выбрать надувную лодку, давайте уделим внимание именно типам её конструкции. В настоящее время лодки изготавливаются в основном из прорезиненной ткани и армированное ПВХ. Но резиновые лодки уже давно не пользуются большим спросом. ПВХ надувные лодки по всем позициям превосходят их.

По факты все надувные лодки можно разделить на два вида: гребные и моторные. В моторных можно выделить еще один подвид - это RIB лодки. Но все это деление достаточно условное и вот почему. Любую гребную лодку можно сделать моторной, установив на неё навесной транец и повесив моторчик на 2 л.с. и вот вы уже идете, хоть и не быстро, но на моторной тяге и у вас по всем показателям моторная надувная лодка. И с другой стороны любая, уже изначально, моторная лодка, со вклеенным, стационарным транцем, быстро превращается в гребную, если с неё снять мотор и повесить весла. Но все же возьмем это разделение по видам за данность и пойдем дальше.

И эта универсальность является большим плюсом. Для маленьких озер или речушек рыбаки часто покупают обычные надувнушки и ходят в основном под веслами, т.к. расстояния не большие и мотор как бы не нужен. Ну а те, кто грести не привык, просто докупают маленький электромотор и потихоньку перемещаются на его тяге.

Моторные надувные лодки выбирают и покупают уже те, кто предполагает их использовать на больших водоемах, больших реках, где и расстояния по 3-4 км в один конец уже норма, да и волнение и течение на воде присутствует. В таких условиях гребная гребная лодка вообще не годится, да и мотор в 2 л.с. против течения не факт, что вывезет судно, даже маленькое. Так чо смотрим, где вы собираетесь ходить на лодке и выбираем соответствующий вашим требованиям вид.

Пайол у надувной лодки

Пайол - это палуба лодки, на которой вы стоите, по которой ходите, в общем пол лодки. Он бывает нескольких видов. и конструктивно достаточно сильно друг от дурга отличается.

Пайол и его тип - это один из основных критериев при выборе лодки пвх.

Шлюпки с мягким пайолом

Небольшая "надувнушка", комплектуется навесным транцем и веслами. В первую очередь на таких лодках перемещаются с помощью весельной тяги и лишь при необходимости их можно оснастить подвесным маломощным мотором в пару лошадиных сил (или лучше электромотором). Стоимость таких надувных лодок достаточно низкая и в основном они предназначены для одного, двух пассажиров. Они обладают плоским, безкилевым днищем. Палуба тоже у них не жесткая и является единым целым с днищем. Яркий пример таких лодок - старые советские "резинки" или современная Уфимка.

Шлюпка с навесным транцем

Надувные лодки с реечным пайолом (Roll Up)

Палуба-пайол у таких лодок состоит из деревянных или пластиковых реек. Лодка, при сборке, скатывается вместе с таким полом. На них устанавливается жесткий транец. Чаще всего у такого типа есть надувной киль и они способны перемещаться как под веслами,  так и под мотором и под парусом. По характеристикам, они близки к спортивным и плюсом тут является простота сборки и хранения. Недостатком является отсутствие возможности установить подвесной мотор большой мощности. Бывают и модели с палубой (пайолом) жесткого типа, не разборного. Или разбираемого на несколько частей. Такие пайолы изготавливаются из дерева, пластика или алюминия.

Надувная лодка с реечным пайолом

Надувные лодки с щитовым пайолом

Щитовой пайол представляет собой набор из нескольких листов окрашенной водостойкой фанеры и стрингеров. Торцы листов обычно армированы алюминиевым профилем. А стрингеры соединяют всю эту конструкцию в единое целое. При покупке такой лодки вы получите две сумки: в одной будет свернутая лодка, а в другой набор пайолов. Такой пайол ничем не уступает обычной жесткой палубе каркасных лодок. Надувные лодки пвх с щитовым пайолом оснащаются стационарным транцем под подвесной лодочный мотор.

Надувная лодка с щитовым пайолом

Надувные лодки с надувной палубой (Air Deck)

На такие лодки устанавливается жесткий транец. Палуба бывает съемная и несъемная. Чаще всего лодки такого типа имеют надувной киль. Преимущество - вес  при прочих равных (простота сборки и хранения). Они хороши для отдыха и туристических поездок. Особенно когда не кому помочь со сборкой и транспортировкой. Палуба у таких надувных лодок все же мягкая и их не стоит использовать для какой либо работы. Лодки с палубой Air Deck очень популярны у рыболовов из-за отличной теплоизоляции. Они очень актуальны при рыбалке поздней осенью или ранней весной, как только сошел лед.

Надувная лодка с надувной палубой Air Deck

Надувные лодки НДНД

НДНД - это надувное дни низкого давления. Это особый новый тип лодок, который появился сравнительно недавно. Конструкция у такого дна более сложная по сравнению с AirDeck. В данном случае один надувной отсек выполняет роль как палубы, так и киля лодки. Получилось этого добиться за счет многокамерности этого отсека. По жесткости палубы такой пайол не уступает AirDeck, к тому же он также легок и просто с сборке/разборке лодки. В среднем лодки с НДНД длиной 3,7 м. весят 50 кг. и это основной аргумент продавцов за НДНД. Но тут не все так просто. За счет многокамерности и общей сложности конструкции таких лодок вес чистого ПВХ будет больше чем надувная часть у щитовой пайольной лодки (вы помните, что такие лодки собираются в две отдельных сумки). И тут вам решать - нести одну сумку в 50+ кг. или две в 40 и 30 кг. Да и складывать в машину удобнее две средних сумки нежели одну большую.

Надувная лодка с НДНД

Лодки с жестким днищем (RIB - Rigid Inflatable Boats)

Этот типа лодок стоит особняком. Он сочетает в себе непотопляемость надувных лодок ПВХ и жесткость, которая присуща моторным катерам с полностью жестким корпусом (Казанка, Прогресс, Тактика, Вельбот и т.п.). Баллоны у них гибкие, сочетаются с жестким днищем из алюминия, стеклопластика или полиэтилена. RIB лодки представлены на рынке огромным количеством видов и имеют разнообразный дизайн. Часто их оснащают рубками управления, а на некоторые можно устанавливать водометные двигатели. Они оснащаются встроенным топливным баком, сиденьями, сундуками и даже душевыми кабинами. Однако их главный недостаток - их нельзя просто разобрать и свернуть. Для их транспортировки потребуется автомобиль с прицепом и большое пространство для хранения, отдельный гараж. Но их достоинство перекрывает этот недостаток. Купить такую лодку значит получить отличные скоростные и мореходные характеристики. Они используются как в МЧС, в береговой охране так и в Camel Trophy.

RIB лодка с жестким днищем

Грузоподъемность

Как выбрать надувную лодку пвх по грузоподъемности. Рассчитывайте сколько людей будет на борту (из расчета - каждый человек в среднем весит 80 кг.) и сколько груза вы будете возить с собой. Но не стоит грузить лодку до ее максимальной грузоподъемности. Даже если вы поставите максимально допустимый по мощности двигатель, путешествие на такое лодке будет сомнительным удовольствием. Вы скорее всего не сможете выйти на глиссирование и скорость ваша будет в два раза меньше расчетной. Стандартная рекомендация - нагружайте лодку на 1,5 раза меньше от ее максимально допустимой грузоподъемности. Но все таки для разных типов лодки это индивидуально. В некоторых случаях при такой загрузке вода может быть практически на уровне борта, а в другом лодка спокойно выйдет на глиссер. Все индивидуально.

Днище и киль

Если вы стремитесь купить надувную лодку с мягким пайолом и оснастить ее подвесным транцем и маломощным мотором, то все, о чем мы говорили для вас не существенно. Такие маленькие лодки уверенно ходят под мотором в 2-3 л.с. со скоростью до 10 км/ч. Но если вы любитель скорости и хотите глиссировать по воде, то вам стоит присмотреться к надувным лодкам из ПВХ с жестким днищем (пайолом) и желательно с надувным килем. Киль придаст лодке курсовую устойчивость и улучшит ее управляемость как во время штиля так и при умеренных волнах. Я думаю каждому из вас приходилось идти на веслах на лодке или по крайней мере видели как это делают. Так вот при гребке одним веслом лодка резко сбивается с курса. При отсутствии киля лодка будет очень неустойчива, а вот киль как раз не даст ей сильно сбиваться с курса. Это одинаково применимо как к лодка с веслами так и к лодка с подвесным мотором.

У моторных надувных лодок есть свои нюансы. При использовании максимально допустимого по мощности мотора на больших скоростях лодка будет постоянно "рыскать" из стороны в сторону и рулевому надо будет постоянно вносить коррективы в курс. И даже на небольшой волне лодку надо будет постоянно корректировать. На небольших скоростях "рысканье" практически не заметно и им можно пренебречь. Все это говорит о том, что надо выбирать лодку с наибольшей килеватостью. Она будет лучше резать волну и уменьшится вибрация и качка. Но тут есть свои "НО". Быстрота выхода на глиссирование напрямую зависит от килеватости днища. Чем более плоское дно, тем проще выйти на глиссер и для этого потребуется подвесной мотор гораздо меньшей мощности.

От сюда следует: если вы собираетесь использовать двигатель большой мощности, то выбирайте надувную лодку с ярко выраженной килеватостью. Если же вы планируете покупать подвесной мотор маленькой мощности, то вам стоит присмотреться к лодке либо с небольшим килем, либо совсем плоскодонную.

Транец

Транец на надувной лодке

Теперь давайте поговорим о транце. Это одна из важных частей надувной лодки, которая ходит под подвесным мотором. При выборе надувной лодки пвх под мотор надо в первую очередь обратить внимание на прочность и надежность крепления транца к корпусу. Обратите внимание на толщину, наклон и покраску.

Транцы у современных надувных лодок покрывают слоем пластика. У лодок под мотор до 15 л.с. он должен иметь толщину 25 мм. Для более мощных моторов требуется толщина в 35 мм и более. Для подвесных лодочных моторов импортного производства (к примеру Yamaha) он должен иметь наклон в 4-6 градусов. Так будет легче отцентрировать лодку, перемещая груз и отрегулировать наклон "ноги" мотора. Винт будет работать строго горизонтально и на максимальных оборотах. КПД мотора в таком случае будет максимальным. Винт не будет "подхватывать" воздух, т.к. лодка не будет "дельфинировать". Транец должен быть покрыт краской на основе смолы двухкомпонентной. Это гораздо надежнее эмалевых красок. Самый верх его обычно защищен ПВХ профилем. Это поможет фанере (из которой он сделан) не размокнуть. У многих лодок иностранного производства транец держится с помощью ПВХ профиля. При накачке баллонов он плотно прилегает к профилю и даже немного изгибается. "П" образный профиль транцедержателя очень надежно и плотно держит сам транец.

Баллоны

Если баллоны квелые (низкое давление в баллонах, разное давление в левом и правом баллоне), то при работе двигателя он будет раскачиваться на транце и винт будет работать не строго горизонтально. И это негативным образом скажется на эксплуатации надувной лодки. Давление в баллонах должно быть в пределах 240-250 миллибар. Меньшее давление не сможет обеспечить достаточной жесткости крепления транца при глиссирующем режиме движения. Но вот как добиться такого давления. Использовать более толстую ткань. Чем толще ткань тем лучше.

Кроме самой ткани, из которой сделаны баллоны надо обязательно обращать внимание на швы. Конечно же швы должны быть надежными. И очень желательно, чтобы швы были проклеены несколько раз. На швы как раз и приходиться основная нагрузка. Баллоны в идеале должны склеиваться при влажности до 30% и температуре 21-22 С. В клей должен добавляться отвердитель. Клей должен быть 2-х компонентный. Это обеспечит 100% полимеризацию склеиваемых поверхностей в течение 12 часов. При выборе и покупке лодки обязательно внимательно осмотрите все швы. Хуже от этого точно не будет. И вы обезопасите себя от будущих возможных проблем. Чтобы проверить давление в баллонах на месте, встаньте на надутый баллон. Если он проминается под вашим весом, то баллон накачен недостаточно. 250 мБар с таким давлением накачивают баллоны лодки и именно такое давление создает человек на поверхности земли весом примерно 80 кг.

Взгляд со стороны закона

Еще при выборе надувной лодки нужно учитывать наше законодательство. Так, вес комплекта (лодка+мотор) до 200 кг. не подлежит государственной регистрации в ГИМС. Т.е. вам не нужно будет никуда ходить, никому отдавать никакие документы и не получать никакие права на управление (если у вас лодочный мотор до 8 кВт мощности). Хотя самые популярные размеры надувных лодок по массе редко превышают 100 кг. И моторы в 30 л.с. весят примерно 50 кг. Так что тут сложно выйти за ограничение в 200 кг.

Примеры выбора надувной лодки

Пример №1

Лодка нужна для одного человека для охоты и рыбалки. Как говориться "комплект эгоиста". При таких вводных надувная лодка длиннее 3,4 м не нужна, иначе вес будет уже слишком большой и управляться с ней, как на берегу, так и на воде будет уже не очень просто. А 3,4 м для одного более чем достаточно. Можно даже еще уменьшить дину, скажем до 3,2 м или до 3-х. Тогда вес её будет около 45 кг, вполне по силам одному мужчине. Если еще хотите сократить итого вый вес, то смотрите в сторону лодок с НДНД или AirDeck, так вы сэкономите еще с десяток или более килограмм, за счет отсутствия тяжелых, фанерных пайолов. Да и полностью надувные лодки быстрее собираются и разбираются. Для такой лодки с одним человеком должно хватить мотора в 5 л.с.

Пример №2

Вы выбираете лодку для рыбалки вдвоем. Тут вам длина нужна не менее 3,2 м., а лучше 3,4 м., чтобы не чувствовать "локоть товарища". Для рыбалки/охоты рекомендуется выбирать жесткий, щитовой пайол, т.к. стоять на нем комфортнее и повредить его сложнее снастями и другими рыбацкими принадлежностями. А так как вы выходите на воду не один, то сборка/разборка вдвоем не составит никакого труда. Для двоих со шмурдяком мотор уже понадобится более 8 л.с., а лучше сразу покупать 10-ку.

Пример №3

Надувная лодка нужна в основном для активного отдыха на воде. Вы собираетесь катать людей, таскать за собой "плюшки" и "ватрушки" и даже лыжников. Тогда вам нужна лодка от 3,6 и более метров, чтобы на нее можно было поставить более мощные мотор, в районе 30 л.с. И расцветку лучше выбирать поярче, быстро несущуюся лодку луще видеть издалека. Обратите внимание на модели с маркировкой "Спорт" или "Speed". Или даже посмотрите в сторону RIB надувных лодок.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Back to top button