Теория глиссирования моторных лодок
Глиссирование (согласно Вики) – это движение по воде, при котором предмет удерживается на поверхности только за счёт скоростного напора воды, то есть он скользит по водной глади. Касательно лодок, то для наилучшего глиссирования часть дна, которая касается воды должно быть плоским, в нашем случае это малая килеватость днища. Чем более плоская поверхность у днища, тем сопротивление меньше, коэффициент глиссирования выше.
При глиссировании архимедовая сила выталкивания практически перестает работать и лодка держится на поверхности за счет гидродинамических сил, т.е. набегающий поток воды не дает лодке погрузиться.
Но у глиссирования есть и обратная сторона. Плоское дно, при даже малом волнении на воде всю энергию волн передает на корпус и на пассажиров, что в итоге может привести к разрушению корпуса лодки. Про мореходные характеристики лодок с плоским дном особо ничего положительного также сказать нельзя. Зато для глиссирования такого корпуса нужен мотор совсем не большой мощности. Т.о. если вы ходите по закрытому водоему, где волнение отсутствует или минимальное, то вам вполне подойдет плоскодонная лодка с небольшим лодочным мотором.
Выход лодки на глиссер
При даже небольшом волнении на средних и крупных водоемах и особенно открытых акваториях, для глиссирования у лодки должно быть днище с переменной килеватостью. В носовой части имеем ярко выраженную V-образную форму днища, которая плавно переходить в почти плоскую поверхность ближе к транцу. Такая конструкция значительно увеличивает мореходность и снижает ударные нагрузки на корпус во время прохождения волн, т.к. такой нос у лодки рассекает волну. Но и корму нельзя делать полностью плоской иначе это приведет к увеличению рыскания и снижению устойчивости лодки на курсе. Резкие повороты при таком раскладе попросту будут противопоказаны. Но чем большая килеватость на транце, тем менее глиссирующая будет лодка.
Водоизмещающее днище лодки имеет выраженную килеватость на всем своем протяжении. На глиссирование она выйти уже не сможет из-за отсутствия плоскости в кормовой части, которая должна выполнять роль крыла. Такой тип лодок уже раздвигает волны, а не скользит по ним. У водоизмещающего корпуса есть предел максимально скорости, который высчитывается по формуле “Числа Фруда”.
Длина корпуса судна напрямую влияет на максимальную скорость при водоизмещающем передвижении. Образование волн “съедает” бОльшую часть энергии. Фактически, при одинаковой скорости движения рыболовная лодка длиной 4 метра создает волну такой же длины, что и океанский круизный корабль, у которого длина может быть больше 200 метров. Чем больше скорость, тем длиннее волна. При достижении предела скорости судно окажется между двух волн в момент всхода на носовую. Увеличивать дальше скорость смысла уже не будет, т.к. это только приведет к увеличению расхода топлива и дифферента на корму, т.к. высота волны будет большая. Судно длиннее к примеру в 3 раза при такой же скорости будет идти на 3-х волнах и ему еще можно наращивать скорость до тех пор пока вол не станет две, одна на носу, другая на корме, достигнув при этом своего предела скорости. А вот если лодка/судно будет иметь глиссирующую форму корпуса и мотор будет достаточной мощности, то она сможет перейти через гребень волны и выйти на глисс.
Сам процесс переваливания через носовую волну, образованную лодкой, носит название переходного режима. Для его преодоления, требуется большая мощность лодочного мотора, чем для его поддержания. Поэтому, передвижение в переходном режиме скушает гораздо больше топлива и в этом случае тоже. А после его преодоления, излишки газа следует сбросить и перейти в крейсерский режим.
Для выхода лодки на режим глиссирования надо 1 л.с. на каждые 25 кг. груза
Что мы имеем на практике исходя их теории. Если лодка имеет ярко выраженную килеватость, то вес на 1 л.с. снижается до 20 кг. Все это конечно примерно, т.к. в большей степени глиссирование зависит от конструкции корпуса лодки, материала лодки, мощности и типа мотора, гребного винта, угла установки мотора и развесовки груза в лодке. Для наглядности скажем, что надувная лодка требует более мощного мотора нежели пластиковая при общих равных условиях. Для улучшения глиссирования на корпуса могут быть установлены продольные и поперечные реданы (для уменьшения смачиваемой поверхности и отсечения излишков воды), транцевые пластины (для стабилизации лодки и снижения излишнего дифферента) и т.п. улучшения.
Если суммировать все вышесказанное и добавить сюда нашу практику испытаний глиссирующих пвх лодок то можно сделать следующие выводы в виде таблицы:
Длина лодки (м.) | Базовая загрузка (кг.) | Мощность мотора для выхода на глиссер (л.с.) | Мощность для каждого доп. пассажира (л.с.) | Пример |
3-3,3 | 80 | 5 | 3 | 3-х метровая лодка с двумя людьми на борту должна выйти на глиссирование с лодочным мотором в 8 л.с. |
3,4-3,6 | 80 | 8 | 5 | Лодка 3,6 м длинной в тремя людьми на борту должна выйти на глиссирование с мотором не менее 18 л.с. |
3,6-4 | 80 | 10 | 5 | Лодка 3,8 м с тремя людьми на борту выйдет на глиссер с мотором 20 л.с. |
Изначально считалось, что в лодке один только водитель весом 80 кг., без дополнительного груза. Каждый дополнительный пассажир также среднего веса в 80 кг.
Если говорить о лодках длиннее 4-х метров, что для надувной уже слишком много, то мотора уже нужен будет не менее 25 л.с.
Грамотно спроектированный глиссирующий корпус, даже не только корпус, а вся лодка целиком, имеет очень высокую мореходность, скорость и безопасность. Кроме того, от этого зависит и экономичность лодочного мотора, что на мощных больших катерах является довольно актуальным.
Небольшой совет. Если вы планируете покупать надувную лодку под использование лодочного электромотора, то рассматривайте лодки с навесным транцем. Вклеенный транец, а точнее плоскость под ним предназначена для глиссирования, а при водоизмещающем режиме использования лодки будет создаваться излишнее разряжение на корме, которое будет препятствовать движению. Корпус с навесным транцем лучшим образом подходит под электромоторы.
Почему лодка не выходит на глиссер
- Мало мощности. На лодке стоит маломощный мотор, т.к. для выхода на глиссер надо 1 л.с. мощности на каждые 25 кг. груза. Если у вас комплект (лодка+мотор+вы+груз) весит 200 кг, то вам нужен лодочный мотор не менее 8 л.с. (200/25).
- Не правильно выставлен угол наклона лодочного мотора. Угол наклона должен быть в пределах 5-15 градусов. Регулировать его надо только с выключенным мотором на стоячей лодке. Неправильная установка угла будет либо задирать лодке нос при движении (и особенно при старте), либо зарывать нос в воду даже на скорости.
- Не правильный транец, слишком высокий или слишком низкий. При высоком транце гребной винт будет не достаточно погружен в воду и будет постоянно подхватывать воздух, отчего КПД мотора сильно упадет. Если же транец слишком низкий, и от этого гребной винт погружен слишком глубоко, то при резких маневрах или резком газе лодка может перевернуться.
- Не правильное распределение веса на борту лодки. Не нужно сгружать вещи в один угол судна, распределять вес следует равномерно и не забываем учитывать тот факт, что вы и ваши пассажиры тоже “вес”.