Металлические

Моторная лодка Обь

Моторная лодка Обь очень быстро завоевала популярность среди любителей водного туризма и спорта за счет своих ходовых характеристик и мореходности в целом. Ее постоянно используют для спортивных соревнований, в прогулочных целях и для рыбалки. Ее отличает неприхотливость и небольшая масса, что облегчает ее хранение на берегу. Корпус «Оби» остроскулый, а днище закрученное, корма же сужается у транца, скула высоко поднята в носу. На бортах установлены наделки-були, повышающими ее устойчивость и мореходность. Носовой отсек общим объемом 200 литров герметичен, что не позволит потопить лодку даже при жестких погодных условиях.

Обь-1

Первая модель “Обь-1” имеет кокпит размерами 2,1*1,15 метра. Здесь же расположены два мягких сиденья, каждое из которых двухместное. В носовом отсеке расположен багажник – не гигант, но все необходимое поместить в него вы сможете. На палубе предусмотрен лючок. Его крышка полностью герметична, крепится на винтах. Она сделана для осмотра герметичного форпика. Подмоторная ниша оборудована у транца. Конструкция корпуса лодки клепанная. К слову о корпусе, материал для его изготовления – дюралюминий Д16 толщиной в полтора-два миллиметра. Тиоколовая лента обеспечивает герметичность швов, работая по принципу прокладки. Поставляется с минимальным снабжением и без тента.

Обь-2 и 2М

На замену первой модели в скором времени пришла версия за номером “2”, которая правда не приобрела большой популярности и достаточно быстр получила литеру “М” в названии. У “2М” длина увеличилась до 4,29 м. и ширина до 1,58 м. Силовая конструкция укреплена 6 шпангоутами. Килеватость днища увеличилась, толщина алюминиевых листов на днище выросла до 2 мм. по всей площади. В этот раз стал использоваться металл марки Д16, который обладает большей прочностью.

Лодка “Обь-2М” получила два багажных отсека – в районе подмоторного отсека и под палубой. До первого можно добраться через дверцы на петлях по бокам от рецесса, а для второго предусмотрели крышку в носовой переборке. В багажнике моторного отсека легко помешается 3 топливных бака по 20 литров ёмкостью.

Похожие статьи

Комфортабельность и обитаемость улучшились. Сиденья жестко не закрепляются, их можно монтировать в разных местах. Если вы решите переночевать в лодке, то их легко можно разложить так, что появиться два полноценных спальных места. Увеличилось общее количество отсеков для хранения вещей. Появилась возможность устанавливать тент. В боковых переборках и в районе форпике положили пенопластовые блоки для повышения плавучести, благодаря чему отказали от воздушного кармана в носу. А обводы корпуса лодки получили дополнительные “скулы”.

Обь-М

Схема моторной лодки "Обь-М"
Схема моторной лодки “Обь-М”

Следующей стала модель “Обь-М”, первые экземпляры которой были выпущены в 1975 году. Лодки этой серии выпускались на новой производственной линии с применением самых современных на тот момент технологий. В 1977 году модель прошла еще небольшую модернизацию, сейчас бы сказали “фейслифтинг”, немного улучшили комфортабельность. Но вот с мореходными качествами ничего в лучшую сторону так и не удалось сделать. По отзывам и в ходе множества испытаний выяснилось, что моторная лодка “Обь-М” – неудачная модель в плавании из всей серии. К тому же отдельные части ее корпуса очень сильно подвергались коррозии. В связи с этой неудачей была разработана лодка “Обь-3”.

Но у “М”-ки по сравнению с первой и второй моделями были и плюсы:

  • Появилось множество различных мест для хранения инструментов и личных вещей пассажиров;
  • Вариативность в установке сидений и возможность их раскладывать для устройства спальных мест;
  • Увеличился кокпит и вообще обитаемость стала гораздо лучше. Борта стали выше, высота транца так же поднялась до 390 см.
  • Общая снаряженная масса стала больше на 30 кг, но это за счет доукомплектации оборудованием. Сам же корпус практически не изменился, он все также изготалвивался из дюралюминия;
  • Увеличилась килеватость форштевня, она доходит практически до середины днища, что в свою очередь заметно улучшило такие ходовые качества лодки как гидродинамику и способность ходить по неспокойной воде. Линии глиссера получились немного скошенными, нос стал тупым. Встречались на форумах отзывы, что такой дизайн сделал лодку более спортивной, хотя это спорное заявление;
  • Лобовое стекло вместо изогнутого в прошлом стало граненым;
  • Непотопляемость стала обеспечиваться несколькими пенопластовыми блоками.
  • Топливный отсек вмещает в себя 4 канистры по 10 литров каждая;
  • Как уже говорилось, стали применяться новые технологии в изготовлении корпуса лодки, а именно деталей, из которых этот корпус собирается. Очень сильно повысилась точность раскроя и штамповки. В процессе формовки подготавливаются отверстия, насечки и другие мелкие особенности. Корпус стали собирать из минимального количества деталей, которые просто стали крупнее. Дюралевых секций стало всего две – верхняя и нижняя с запалубленным сегментом;
  • Подмоторный отсек это отдельная конструкция из металла толщиной аж 2 мм. На нем появились высадки. Набор жесткости состоит из шести стрингеров, семи шпангоутов и двух поперечных перегородок;
  • Листы дюралюминия соединялись методом клепки (до 70% швов), с помощью металлического профиля дополнительно усилили стыки сегментов.

Обь-3

Схема моторной лодки "Обь-3"
Схема моторной лодки “Обь-3”

Эта модель стала одной из самых популярных. Она никогда не залеживалась в магазинах и на складах, её разбирали как горячие пирожки. Производить её начали в середине 80-х годов 20 века.

В новой модели прежде всего была увеличена подъемная сила, спонсоны стали гасить носовую волну во время движения в переходном режиме, а в случае глиссирования они создавали воздушную подушку в туннелях, уменьшая поверхность днища, смачивающуюся водой. При отгибе скулы на самых мощных скоростях волнообразование снижается, а динамическая остойчивость лодки увеличивается. Днище приобрело дополнительную жесткость, а гидродинамическое качество прибавилось. Все это обеспечивалось новой формой днища, которое было образовано двумя сводами. Скулы приобрели резкий отгиб в носовой части. Инженеры предусмотрели реданы продольного типа для усиления днища по всей его длине. Так как килеватость лодки увеличилась, шпангоуты в районе форпика имеют соответствующий угол подъема.

Новая версия моторной лодки Обь имеет более мягкий ход и лучше входит на волну. По сравнению с «Обью-М» улучшены гидродинамические характеристики. Корпус и внутренности созданы из алюминиевых сплавов высокого качества Д16 и Д1. Обеспечен более высокий уровень герметичности. Кокпит приобрел еще больше комфортабельности за счет четырех удобных кресел внутри.

О креслах стоит рассказать отдельно. При необходимости из них можно соорудить спальные места, если нужно. Ветровое стекло, установленное на палубе, защищает экипаж от брызг и встречного ветра. Имеется быстросъемный тент для защиты от непогоды. Багажное отделение расположено на носу. Для непотопляемости мотолодки к днищу и по бортам крепятся блоки плавучести.

Новосибирский завод “Алмаз” до сих пор выпускает эту модель лодки, но уже под номером “Обь-3-1”.

Обь-4

Это гигант среди всей серии моторных лодок “Обь”. Её еще называют “Сибирский богатырь”, грузоподъемность до 1,5 тонн. с длиной более 7 метров и шириной в 2 метра. Модель создавалась специально для сурового сибирского климата для плавания в северных акваториях.

Главной особенностью лодки “Обь-4” стала возможность установки подвесного лодочного мотора гигантской мощности для такого типа судов, до 130 л.с. Можно даже ставить два спаренных мотора. Но тут все логично, если учесть, что лодка весит 600 кг. и может тащить на себе груза до 1500 кг.

В связи с изменениями технических характеристик моторки, инженерам пришлось серьезно заняться работой над формами корпуса лодки, который в итоге получил автомобильное название “комби-универсал”. Острый излом скул глиссера сочетается в килеватостью дна, доходящей до 12 градусов в районе миделя. Днище по направлению к корме переходит в обводы, как у катамаранов, оно разделено двумя спонсонами с углом наклона от 5 до 7 градусов. В промежутке между ними клиренс по горизонтали и вертикали имеет соотношение 820*125 мм. Эти элементы выполняют вспомогательную функцию ребер жесткости.

Лодка изготавливается из дюралюминия марки Д1Т. Толщина днища составляет 2 мм, остальные секции по 1,5 мм. Метод сборки панелей – клепка с дополнительной герметизацией всех соединений. Внутри корпус по всему периметру заполнен пенополиуретановым веществом, что не только значительно усиливает прочность бортов, но и обеспечивается непотопляемость.

Конструктивно “Обь-4” имеет следующие особенности:

  • В носу есть достаточно большое багажное отделение объемом 500 куб.см.
  • Для удобства всхода на лодку приделали поручни, так что не упадете в воду по пути на борт.
  • Обитаемый кокпит отделе от форпика перегородкой.
  • Диваны-рундуки.
  • Большой встроенный топливный бак аж на 200 л. горючки.
  • Носовая половина салона закрыта рубкой, над ней разместилось изогнутое лобовое стекло и все это накрыто тентом.
  • Самоотливной рецесс оборудован выносным кронштейном.
  • Проводку разместили по бокам от подмоторной ниши, тем самым повысив безопасность.
  • В салоне есть обогрев для холодных времен года, два спальных места и столик для покушать.
  • Пол представляет собой реечные слани.

Пассажирская комплектация лодки “Обь-4” представляет собой одну большую каюту с обогревом.Ветровое стекло есть и на палубе и перед системой дистанционного управления. Существовал вариант лодки с дизельными водометными моторами. Корпус лодки был немного другим с острыми, традиционными обводами и килеватостью в 15 градусов. Рубка была немного меньше, но все еще 6 человек могли в ней комфортно разместиться. Каюта была сдвинута дальше к носу.

Обь-5

Схема моторной лодки "Обь-5"
Схема моторной лодки “Обь-5”

Это возврат к традиционным моторным лодкам “Обь” после 4-ой модели. Конструктивно это продолжение 3-ей серии, за основу была взята именно эта модель. Производство началось на заводе “Алмаз” в 2000 году. На данный момент существует две модификации: “Обь-5” и “5П”. Второй вариант – это патрульная версия, так сказать спец заказ для муниципальных и государственных служб. “Патрульная Обь”  стала короче на 1 метр с меньшей осадкой и повышенными скоростными характеристиками.

На носу у лодки разместился гермобак с форлюком на палубе. На корме оборудовали специальный отсек для дизельного двигателя с водометом. Там же есть места для АКБ, емкости для охлаждающей жидкости, привода для водомета. Топливный бак разместили под сиденьем.

Лобовое стекло позаимствовано от автомобиля “Москвич-412”, от куда перекочевало зеркало заднего вида и дворники для борьбы с брызгами. В кокпите расположились 4 складных кресла для 6-ти пассажиров. В комплекте предусмотрен тент. На приборную панель выведен штурвал от ДУ, приборы для отслеживания всех всех необходимых показателей.

“Обь-5П” предполагает размещение на борту до 4 человек, но комфортно могут разместиться лишь два служителя закона. Ветровое стекло оборудовано прожектором и поручными для швартовки лодок нарушителей порядка.

Технические характеристики, сравнительная таблица

Характеристика “1” “2” “3” “4” “5” “5П” “М”
Длина наибольшая, (м.) 4,2 4,2 4,3 7,2 5,6 4,6 4,26
Ширина наибольшая, (м.) 1,45 1,45 1,56 2,0 1,56 1,56 1,56
Высота бортов на миделе, (м.) 0,58 0,58 0,67 0,82 0,78 0,78 0,65
Транец, (мм.) 380 380 390 390 390 390
Угол килеватости днища на миделе 4 4 4 12 4
Пассажировместимость, (чел.) 4 4 4 12 6 4 4
Грузоподъемность, (кг.) 400 400 400 1500 965 400 400
Макс.мощность мотора, (л.с.) 30 30 30 130 55 55 30
Скорость под мотором с полной нагрузкой, (км/ч) 40 40 40 50 60 70 36
Снаряженная масса, (кг.) 140 140 185 600 500 440 170

Комплектация

  • Металлический корпус лодки,
  • Деревянные слани,
  • Резиновые коврики,
  • Кресла 4 шт.,
  • Подушки для кресел 4 шт.,
  • Лобовое стекло с монтажными деталями,
  • Весли и уключин 2 шт.
  • Дистанционное управление,
  • Черпак
  • Спасательный линь 10 м.
  • Пожарное покрывало,
  • Навес,
  • Рем.комплект,
  • Блоки плавучести 6 штук,
  • Инструкция по эксплуатации.

Ходовые качества

Ходовые испытания показали, что конструкторы поняли, что от них требовалось. В сравнении с предшественниками «Обь» и «Обь-М» моторная лодка Обь-3 имеет наилучшую остойчивость, развивая при полной нагрузке скорость до 40 км/ч. Остойчивость более чем достаточна, чтобы исключить переворот судна на полном ходу и при резкой перекладке руля. Испытания были проведены на самой допустимой волне. Кокпит не забрызгивается под всеми курсовыми углами к бегу волн.

Преимущества и недостатки всей серии лодок “Обь”

Преимущества
  • Универсальная моторная лодка для любого ПЛМ в пределах разрешенной мощности.
  • Отличные скоростные характеристики и выхлоп с каждой лошадиной силы двигателя, благодаря чему лодка “Обь” очень часто фигурирует в призерах на различных спортивных соревнованиях.
  • В ходовых качествах конструкторы “Оби” оступились лишь на модели “М” и то только при волнении на воде. Остальные модели обладают очень хорошими и сбалансированными ходовыми качествами. Маневренность, всхожесть на волну, выход на глисс, все на очень достойном уровне.
  • Хорошая грузоподъемность для таких размеров моторки.
  • Качественное соединение деталей корпуса путем клепки и дополнительное усиление швов.
  • Рост уровня комфортабельности с каждой новой моделью.
Недостатки
  • Ранние модели обладали минимальным количеством багажных отсеков, но к середине 70-х годов инженеры решили эту проблему.
  • Обитаемость ранних моделей была на очень низком уровне. Не удобные сидушки, не было возможности устройства спальных мест, не было защиты от солнца и дождя.
  • Первоначально мореходность лодки была ниже среднего. Волны выше 70 см. для “Оби” были противопоказаны. Модель “М” вообще любит нырять под волну (в народе её прозвали “нырок”) и ей противопоказана носовая загрузка и резкие старты, что чревато уходов моторки под воду. Только у “тройки” и далее проблемы с мореходностью были полностью устранены.
  • Отсутствие возможности спарки вплоть до 4-ой модели, но умельцы своими руками решали и эту проблему.

Цена

Стоимость лодки “Обь-1” в состоянии б/у стартует от 20-25 тысяч рублей. “Обь-2” в среднем стоит около 60 т.руб. Цена на “Обь-3” как самую популярную может доходить до 400 тысяч, в зависимости от оснащения, а минимальная цена, которую удалось найти на Авито была 25 тысяч, но там с лодкой нужно будет провести не мало потных ночей. Гигант “Обь-4” стоит в районе 400 тыс. рублей. “Обь-5”, как самая свежая и еще не очень б/у стоит на просторах нашей страны от 180 до 350 тыс. рублей. В новом виде лодку “Обь” сейчас можно купить изи заказать на заводе “Алмаз” моделей только “3-1” и “5”.

Для интереса предлагаем почитать сравнительный обзор моторных лодок.

Документы

Инструкция по эксплуатации лодки Обь-1, изготовитель ЗиЧ

Похожие статьи

10 комментариев

  1. Лодка Обь порадовала скоростью и маневренностью, даже при полной загрузке.

  2. Владею Обью-3 уже где то год примерно. Поставил на неё Тоху 30. Скорость просто бомбическая, только вот воды на борту очень много, с этим приходится мириться и бороться.

  3. Ходили на Оби-3 в четвером на дальняк несколько раз. Понятно, что чем больше народу на борту, тем тяжелее лодка идет, но на глисс в таком виде выходит достаточно быстро, хотя мы все люди не сильно худощаявые, да и шмурдяка разного всегда с собой берем много.

    1. Мы как раз планируем что-то подобное, но в первый раз. Правда нас пятеро и лодка у меня Обь-1. Пока еще все таки сомневаюсь, стоит ли на такое осмелиться. А то первые модели не отличаются хорошими мореходными качествами. Как бы не перевернуться где-нить на середине Волги.

      1. Впятером я бы не ней точно не ходил. Мало там места. Тупо сесть буде не где. Много народу на ней можно просто транспортировать с одно берега на другой и то по спокойной воде и с минимальным скарбом. А так это все таки прогулочная лодка, на мой сугубо личный взгляд. И идеально на ней чувствуют себя два человека.

  4. Мы занимаемся продажей и ремонтом моторных лодок такого типа. Обь от разных заводов изготовителей разная. ЗиЧ делал очень хорошие лодки, а вот ГАЗиСО не так хороши. Основной спрос идет именно на ЗиЧевские модели. Так что имейте в виду, когда соберетесь покупать себе Обь. И берите модель не ниже 3-ки и никак не М-ку.

  5. У меня не так давно Обь-5 и именно Горьковского завода. Претензий к ней никаких нет. Катаемся на ней с друзьями на охоту. Иногда с семьей выезжаем на острова в тишину, подальше от городской суеты.

  6. Стоит передо мной выбор – купить Обь или Крым. Обе лодки в принципе нравятся, как внешне так и внутренне. Нашел по цене примерно одинаковые экземпляры. Кто что может посоветовать?

    1. Петр, я бы вам посоветовал именно Обь и именно 3 модели. Она достаточно компактная, поместиться в любом гараже и на любом прицепе. Мощный мотор так же ей не нужен, 20 или 30 лошадей вполне достаточно. И ищите обязательно с тентом, очень незаменимая вещь на воде как в жару так и в непогоду. Удачи вам в покупке.

  7. В 15 году купил себе Обь-1 за не дорого. Активно катаюсь уже года 2, после её ремонта и дооборудования. Лодка в принципе устраивает. Сильно на ней не гоняю, стоит на неё китайская 20-ка и мне этого более чем достаточно. Большой плюс этой лодки – это качество корпуса. Ей уже несколько десятков лет, а корпус еще в очень хорошем состоянии. Следить только за ним нужно регулярно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Back to top button