Тесты

9 лодочных электромоторов 3-х разных типов

Современные электродвигатели для лодок и катеров

Подвесные электромоторы (когда движитель судна находится вне корпуса) условно делятся на три различные категории: стандартные электрические подвесные моторы (в классическом исполнении), ободные моторы и винто-рулевая колонка.




Электромотор может либо размещаться в герметичном подводном корпусе, либо находится над ватерлинией, как в классическом бензиновом подвесном лодочном моторе. Подводные электромоторы обладают таким преимуществом как постоянное охлаждение, что делает и так малошумный мотор практически бесшумным. Недостатком же таких электрических подвесных моторов является то, что они более уязвимы для попадания воды, в случае повреждения уплотнений и прокладок.

Портативные электрические подвесные лодочные моторы небольшой мощности без проблем перемещают даже довольно большие суда. На фото вы видите мотор ePropulsion мощностью 1 кВт, который довольно спокойно толкает не маленький такой парусник

Надводные лодочные электромоторы легче обслуживать, но вот передача крутящего момента на винт идёт уже через коробку передач, а не по прямому приводу, в результате чего теряется часть мощности. Да и по звуковому комфорту они немного шумнее. Однако такая конфигурация движителя позволяет устанавливать на судно гораздо бОльшие подвесные электромоторы, поскольку отсутствует погружной корпус.

3 лучших электромотора в классическом исполнении

Mitek

Лодочный электромотор Mitek
Эквивалентный 4,5 л. с. электрический подвесной лодочный мотор Mitek очень похож на классический бензиновый ПЛМ

Итальянская компания Mitek выпускает подвесные лодочные электромоторы в классическом исполнении с питанием, которое подаётся от отдельного аккумулятора. Основные продажи моторов сосредоточены на портативном сегменте от 2,6 л.с. до совсем новых моделей с мощностью 15 и даже 20 л.с.

Электромоторы Mitek выглядят для всех водномоторников очень знакомо и практически ничем внешне не отличаются от бензиновых ПЛМ, но вот под капотом у них совсем другая история. КПД более 90%, высокий и постоянный крутящий момент, низкий вес.

Состояние двигателя и батарей находится под присмотром цифрового контроллера, информация с которого может быть выведена на ваш смартфон. Высокая эффективность и простота – вот, что говорят про свои моторы сотрудники итальянской компании Митек.

Torqeedo Travel

Электромотор Torqeedo Travel
Torqeedo позаимствовал технологии у больших судов поместив “усилитель энергии вращения потока” на бобышку гребного винта. Это дает дополнительные 5% энергии от вытесненной воды, расширяя диапазон работы батареи

Немецкая модель Torqeedo 1103 Travel типична для надводно конструкции лодочных электромоторов, в которой в воду погружен лишь редуктор и винт. Этот мотор мощностью 1 кВт примерно равен бензиновому подвесному мотору мощностью 2 л. с., но с очевидными ограничениями по дальности перемещения под таким мотором. Для  Torqeedo 1103 предназначена съемная батарея мощностью 1100 Вт с весом 17 кг.

Torqeedo, возможно, был пионером среди легких подвесных электромоторов, но сейчас конкуренция в этом секторы водных движителей обострилась и немецкой компании приходится совершенствовать существующие модели, разрабатывать новые и вообще стараться идти в ногу с прогрессом. Так компания переработала свою популярную модель за номером 603, которая вышла в 2012 году. Как и 1103 Torqeedo оба мотора разрабатывались по стандартам IP67 и спокойно выдерживают полное погружение под воду в течение 30 минут. Такие водные процедуры этим электромоторам теперь не страшны.

На румпеле теперь есть встроенный GPS и LCD дисплей, на который выводится информация об уровне заряда батареи, скорости передвижения, расчётном остатке времени хода и текущем потреблении энергии. Электромоторы нового поколения от Torqeedo стали очень тихими и во время работы, по заверениям самих производителей, уровень шума не будет громче человеческого шепота.

e’dyn

Лодочный электромотор E'Dyn
E’dyn производит подвесные лодочные электромоторы мощностью от 2 до 11 кВт

В результате сотрудничества между словенской компанией Podkrižnik и итальянской e-concept, появился лодочный электромотор e’dyn, который можно назвать хорошим примером футуристического дизайна и легкой конструкции. Двигательная установка классического исполнения с питанием от отдельного аккумулятора..

Новая модельная линия “Free Time” с моторами на 2, 4 и 6 кВт мощности доступна для продажи с 2021 года. Обновилась и самая популярная модель на 11 Квт, которая получила новый протокол связи. В скором времени производитель обещает выпустить на рынок модель e’dyn с мощностью 25 кВт. Основное направление развития компании это улучшение системы управления энергопотреблением.

Мы увидели отсутствие настраиваемых опций в дизайне старых моделей, поэтому мы работаем над более открытыми системами на основе протоколов, которые удобны для пользователя”, – сказал руководитель проекта Томаж Мурко.

В будущем, безусловно, произойдет значительное улучшение химии батарей и управления питанием. С помощью наших новых систем мы сможем без проблем заменить старые технологии или произвести оптимизацию текущих, к примеру мы работаем над улучшением систем передачи сигналов”.

3 лучших ободных электромотора

Разработанные на основе применения в коммерческом судоходстве, ободные судовые моторы использует внешнюю часть туннеля в качестве статора, а внутреннюю часть – в качестве ротора. По сути, мы получаем только одну движущуюся часть, при этом все электрические компоненты можно “залить” смолой или каучуком, чтобы сделать их полностью водонепроницаемыми.

Некоторые модели ободных моторов оснащаются направленными внутрь туннеля лезвиями, которые позволяют веревкам и сетям без вреда проходить через центральную часть мотора не повреждая его.

RAD Propulsion

Электромотор RAD40
RAD Propulsion с мощностью в 40 кВт

Хотя это относительно новый стартап, команда британской компании RAD Propulsion имеет большой опыт в области конструирования “экстремального” морского оборудования. Благодаря навыкам, приобретенным на беспилотных автономных судах, передовых композитных материалах и глубоководных подводных аппаратах, получился легкий ободной двигатель, который вскоре будет доступен для покупки обычным владельцам маломерных судов.

Конструкция двигателей RAD предполагает полную герметичность, все узлы и агрегаты изготовлены из металла и композита и оснащены передовыми электронными протоколами, которые способны “самообучаться” во время работы двигателя.

Данные по энергоэффективности отправляются в RAD HQ для анализа и оптимизации эксплуатационных характеристик в рамках текущей программы развития моторостроения.

Первая модель электромотора, которая будет доступна в продаже это RAD2 с мощностью в 2 кВт. Далее появится RAD1 на 1 кВт, назначение которой байдарки и гребные доски. А уже в конце 2021 года выйдет более мощная версия RAD40 мощностью 40 кВт или 55 л.с.

ntcn

HY-Generation

Лодочнй электромотор RIM6 от HY-Generation
6-ти киловатная первая модель HY-Generation RIM6

Французская компания HY-Generation также изучает универсальность ободных моторов и сделала два два инновационных открытия, которые, по её словам, значительно повысили эффективность такого типа движителей. Первый – это введение гидродинамического “сваливания” в туннель, чтобы устранить некоторые вихревые ограничения, связанные с высокоскоростным ходом и реверсом. В результате улучшается диапазон, как утверждается, на 35%.

Второй – это конструкция лезвия, которое теперь может свободно поворачиваться в зависимости от нагрузки и скорости. Этот переменный шаг также, как говорят, снижает потребление энергии и является принципом, лежащим в основе более традиционных экологичных винтов, таких как Eco Star Брантона.

Первая модель компании HY-Generation мощностью 6 кВт RIM6, которая весит всего 12 кг.

Vetus E-POD

Лодочный электромотор Vetus E-Pod
Лодочный электромотор Vetus E-Pod

Нидерландская компания Vetus разработала E-POD, ободной судовой двигатель с центральной ступицей, который, по их словам, был тщательно протестирован в “заполненных велосипедами” каналах вокруг Амстердама и избежал повреждений. Сам винт – это ротор двигателя с постоянными магнитами.

Поскольку здесь нет шестерен, трансмиссии или вала, по-настоящему прямой привод чрезвычайно эффективен“, – говорит Ян ван Дейк из Vetus. “По нашим расчётам эффективность должна составлять до 95%.

Еще одним огромным преимуществом является отсутствие вращающихся частей на борту лодки, что означает отсутствие вибрации. Наличие минимального количества оборудования внутри корпуса также оптимизирует доступное пространство для лодки. Наличие всей системы, спроектированной в ободе и туннеле, также сводит к минимуму кавитацию.

3 лучших электрических винто-рулевых колонки

Винто-рулевая колонка представляет собой погружной движитель на судне, который закрепляется под корпусом лодки или на управляемом сквозном валу корпуса. Некоторые модели ставят даже на руль, чтобы мотор работал в качестве именно винторулевой колонки. Для обеспечения защиты электропитание на такой мотор подается через вал привода или соединительный фланец.

Seadrive

Буксировочный модуль от Seadrive
Буксировочный модуль от Seadrive

Норвежский стартап Seadrive начинался с предпосылки управляемого “буксировщика” или “толкателя”, способного к эффективной рекуперации энергии. Наиболее поразительной является стреловидная форма гребного винта, который эффективно вращается при ходе под парусами. Блок управления также был настроен на оптимизацию производимой энергии.

Сам блок Seadrive также может вращаться для выбора направления тяги и может поворачиваться на 180°, так что бы винт был направлен вперед (или назад на “буксировщиках”), в противоположном направлении как на обычном лодочном моторе.

Такая функциональность значительно повышает скорость автовращения, что уже используется такими компаниями, как ZF, на своих управляемых парусных двигателях с рекуперацией энергии.

DeepSpeed

Винторулевая колонка DeepSpeed от Sealence
Винторулевая колонка DeepSpeed от Sealence

Итальянская компания Sealence разработала винторулевую колонку в стиле “авиационный реактивный двигатель” с некоторыми секретными технологиями внутри корпуса.

Двигатель сжимает и выталкивает воду с помощью электричества и предназначен для работы от генератора, хотя он также может питаться и от батареи.

Первоначально предназначенная для быстрых паромов и больших яхт, модель DeepSpeed также доступна в гораздо меньших размерах для установки на маломерные суда и прогулочные лодки.

ePropulsion

Электромотор Evo от e-Propulsion
Электромотор Evo от e-Propulsion

ePropulsion взяла технологию подвесных лодочных моторов и разработала на её основе линейку модулей EVO. Большим преимуществом такой конструкции является то, что она также производит значительную гидро-регенерацию, но нагрузка на гребной винт передаётся только тогда, когда будет достигнута подходящая скорость судна.

Компания использует передовые электронные протоколы для максимизации эффективности батареи с помощью приложений для мобильных телефонов, чтобы отслеживать дальность хода, потребление энергии и скорость. EVO предлагается в трех вариантах мощностей: 1 кВт, 3 кВт и 6 кВт.

По материалам журнала “Practical Boat Owner”

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Back to top button