Лодочные электромоторы – зачем они нужны
Спустя несколько лет плотного использования исключительно бензиновых лодочных моторов, я попробовал лодочный ЭЛЕКТРОмотор и ощущения от этого опыта были смешанные.
В плюсы электрическому движителю можно записать то, что этот маленький трудяга, почти незаметен и неслышен во время работы (конечно, все относительно), не требует абсолютно никакой возни, дает возможность именно отдохнуть на воде, будь то рыбалка или просто воскресная прогулка по озеру. Электромотор позволяет купаться возле лодки в чистой воде, а не в масляной пленке, дышать чистым воздухом без средств защиты и оставляет шансы на выживание обитателям водоемов.
“Зеленые” и другие экологические фанатики расскажут массу страшных историй про то, как страшны для окружающей среды двигатели внутреннего сгорания, как плохо влияют лодочные моторы на реки и озера. Конечно они привносят свою лепту в общее загрязнение водоемов и воздуха, но люди без всяких двигателей на воде, зачастую, “гадят” у воды в разы больше. С четырехтактными лодочными моторами, разумеется, таких проблем с загрязнением меньше, но они тоже, конечно, есть.
Если мы вернемся к электромоторам то, можно вспомнить о производстве аккумуляторов и о проблемах, связанных с их утилизацией. Но в последние годы прогресс АКБ и срока их службы растет в геометрической прогрессии, как ЦП для компьютеров. Стоимость, правда, таких батарей пока слишком высока, да и на рынок их, по понятным причинам, пускать не собираются. В общем в каждом лагере есть свои плюсы и минусы.
Электромотор для лодки сначала подкупает своей простотой. Практически нечему ломаться, ничего не надо прогревать, менять масла и смазки, нюхать бензин, случайно пролитый в лодку, настраивать клапана, менять свечи и думать, почему мотор не завелся в этот раз. Но вот со скоростью электромотора придется пока смириться, но бывает так, что нужна она не всем. Хотя, некоторые электролодки развивают огромные для воды скорости на соревнованиях, платя за это мощными аккумуляторами большой емкости. Вес доступных по цене АКБ на данный момент заметно снижает популярность электромоторов. А комплект электромотор+батарея, равной с ДВС мощности, дороже бензинового собрата.
Малая емкость батарей постепенно уходит в прошлое, но невозможность автономной или быстрой подзарядки по-прежнему является, на мой взгляд, огромным минусом лодочного электромотора. Если батарея села далеко от розетки, то вам тут уже никто не поможет, кроме весел или буксировки другой лодки с бензиновым мотором. А возит запасной АКБ не совсем разумное решение, в кокпите рыбака зачастую и без доп. батареи места нет. Если говорить о расходе электроэнергии электромотором, то в режиме неспешной рыбалки или прогулки, на средней скорости, которая для жесткого пластикового корпуса будет вполне приличной, средний электромотор, с тягой в 36 фунтов (16 кг) и емкостью АКБ в 100 A/h, отходит без перерыва 6 часов. Более, чем достаточно на день отдыха. Максимальная скорость при этом, исходя из формулы Фруда для водоизмещающих судов, для корпуса, длиной в 4 метра, составит 11 км/ч. Не быстро конечно, но двигаться можно. А вот если это река и придется идти против течения, то тут и время работы сократиться и скорость средняя упадет. Смотрите “Большой тест лодочных электромоторов”.
Есть вариант возит с собой солнечные батареи для зарядки АКБ. На Западе и в Штатах их очень часто используют для таких целей и, по их отзывам, эффективность у зарядки от солнечных панелей очень высокая. В комплекте с портативным ветрогенератором, можно вообще уходить куда нибудь на острова на неделю. Все это будет работать, пока мы отдыхаем. Идеальный, конечно, вариант — это гибкие солнечные панели, выполненные в виде тента над кокпитом. Вот только стоимость качественных гибких панелей довольно высока. Но даже, если вы используете бензиновый двигатель, далеко от дома, такие автономные вещи становятся очень полезными и удобными. Правда тут опять у нас встает вопрос места в лодке. Если у вас большой катер, то тогда в него можно затолкать все, что нужно, правда вес его будет уже очень большой и среднестатистический лодочный электромотор (не спортивный) не сдвинет такое судно с места.
Ярые сторонники лодочных электромоторов скажут, что у них нет существенных недостатков. Со своими обязанностями он справляется на сто процентов. Простое нажатие одной кнопки или щелчок румпелем позволяют провести день на воде под еле слышный плеск волн, вдыхая чистый воздух. Закрытые водоемы и заповедники — это его стихия. А вот морские переходы пока оставим мощным топливным моторам и вечным парусникам. Но пока емкость аккумуляторов не достигнет такого состояния, когда от АКБ размером с автомобильный и с лодочным электромотором в 9,9 л.с. можно будет провести на воде часов 6-8, периодически перемещаясь туда-сюда по акватории, я думаю, что большинство рыбаков и охотников у нас в стране будут продолжать покупать и использовать бензиновые подвесные лодочные моторы. Хотя сама идея отказаться от бензина и заправляться от розетки очень даже прогрессивная и интересная.
Неплохую альтернативу бензиновым ПЛМ, выпускает Lehr, используя для работы двигателя внутреннего сгорания, газ пропан. Достоинства у этих движителей свои, однако, они не могут похвастаться бесшумностью, как электромоторы. В то же время, не стоит думать, что электромоторы, сопоставимые по мощности с ПЛМ 15 л.с., так же бесшумны, как и маленькая Minn Kota. И потом, аккумуляторы…
Иногда, в характеристиках лодочного электромотора указывают не «тяговое усилие», не совсем понятное для выбора мотора под строго определенную лодку, а максимальный вес лодки, который данный мотор сумеет легко осилить. С максимальным весом лодки все ясно. Берете вес лодки, прибавляете вес мотора и аккумулятора, добавляете свой вес и вес всего перевозимого в лодке снаряжения и снастей, это и будет тот вес, по которому нужно подбирать мощность мотора.