Отношение к подержанным, бу вещам и предметам домашнего обихода (одежда, гаджеты, бытовая техника и т.п.), чаще всего имеет некий негативный, пренебрежительный оттенок. От них веет второсортностью. Если же говорить об авто и водном транспорте, то на вторичный рынок не брезгуют обращаться даже состоятельные люди. И дело здесь не только в деньгах (хотя это всё же является основным фактором). Многие покупают подержанные лодки в том районе, где они планируют их эксплуатировать, что бы не заморачиваться с транспортировкой через пол страны.
Терминология
“Дюралюминиевая лодка” это скорее собирательный термин, который касается всех моторных лодок, изготовленных из легких сплавов (в основном алюминиевых).И такие лодки представляют большинство маломерных судов такого типа. Изначально серийным производством клёпанных лодок занимались на авиационных оборонных предприятиях, а сварные корпуса делали на судостроительных заводах. Так сказать – кому, что ближе.
Легкосплавные моторные лодки можно разделить на две большие группы, которые отличаются друг от друга применяемым материалом и технологией изготовления. “Дюральки” делают из собственно из дюралюминия, который не поддаётся сварке, соответственно листы обшивки корпуса соединяют методом клёпки. Лодки из алюминиево-магниевого сплава (АМг) изготавливают методом аргоно-дуговой сварки. Есть ещё немногочисленный третий подвид лодок, в производстве которых применяются оба этих метода и материала, к примеру, для обшивки используется дюралюминий, а для деталей набора АМг.
Модель моторной лодки | Размеры (Д*Ш*В борта), м. | Угол киле-ватости днища на транце, град | Макс. мощность ПЛМ, л.с. |
Полная масса, кг. | Грузо-подъем-ность, кг. | Пассажиро-вместимость, чел. | Мореходность по паспорту (макс.высота волны), м. | Материал корпуса |
Автобот | 3,4*1,3*0,45 | 12,5 | 12 | 68 | 225 | 3 | 0,5 | АМг |
Воронеж | 4,2*1,55*0,67 | 4 | 30 | 152 | 400 | 4 | – | Д |
Воронеж-2 | 4,2*1,55*0,67 | 4 | 30 | 115 | 400 | 4 | – | Д |
Днепр | 4,4*1,59*0,68 | 14,5 | 30 | 190 | 400 | 4-5 | 0,5 | Д |
Дон | 5,06*1,8*0,55 | 8 | 30 | 241 | 500 | 4-6 | 0,3 | Д |
Казанка-М | 4,63*1,7*0,68 | 4 | 25 | 145 | 400 | 4 | 0,75 | Д |
Казанка-2 | 5,31*1,6*0,8 | – | 50 | 195 | – | 6 | 0,75 | Д |
Казанка-5 | 4,5*1,6*0,72 | 7 | 55 | 190 | 400 | 4 | 0,75 | Д |
Казанка-5М | 4,5*1,6*0,72 | 7 | 55 | 180 | 400 | 4 | 0,75 | Д |
Казанка-5М4 | 4,6*1,65*0,78 | 8,5 | 60 | 190 | 400 | 5 | 0,75 | Д |
Казанка-6 | 4,4*1,32*0,45 | 0 | 12 | 82 | 300 | 3 | 0,20 | Д |
Крым | 4,2*1,55*0,65 | 4 | 30 | 190 | 400 | 5 | 0,75 | АМг |
Крым-3 | 4,7*1,8*0,8 | 7 | 50 | 245 | 500 | 5 | – | АМг |
МКМ | 4,1*1,52*0,57 | 2,5 | 25 | 150 | 400 | 4 | 0,25 | Д |
Москва-2 | 5,11*1,98*0,86 | 12 | 60 | 390 | 400 | 4 | 1,25 | АМг |
Неман | 3,57*1,3*0,55 | – | 20 | 110 | 300 | 4 | 0,25 | АМг |
Неман-2 | 3,8*1,4*0,76 | 8 | 3, | 130 | 350 | 4 | 0,4 | АМг |
Обь-М | 4,24*1,52*0,65 | 5 | 30 | 170 | 400 | 4 | 0,75 | Д |
Обь-3 | 4,25*1,52*0,67 | – | 30 | 185 | 400 | 4 | 0,75 | Д |
Ока-4 | 4,25*1,48*0,71 | 14 | 25 | 190 | 400 | 4 | 0,5 | Д |
Прогресс-2М | 4,65*1,7*0,66 | 7 | 30 | 180 | 475 | 4 | 0,75 | Д |
Прогресс-4 | 4,68*1,72*0,69 | 9 | 50 | 250 | 430 | 4 | 0,75 | Д |
Прогресс-4Л | 4,68*1,72*0,69 | 9 | 50 | 280 | 400 | 4 | 0,75 | Д |
Серепта | 4,6*1,6*0,65 | 8,5 | 50 | 250 | 450 | 6 | 0,75 | АМг |
Серебрянка-3 | 4,2*1,6*0,7 | 16 | 30 | 170 | 375 | 5 | – | Д |
Южанка | 4,63*1,59*0,64 | 4 | 25 | 145 | 400 | 4-5 | 0,75 | Д |
Южанка-2 | 4,2*1,65*0,65 | – | 30 | 152 | 400 | 4 | – | Д |
Обе эти технологические схемы производства легкосплавных моторных лодок имеют своих ярых сторонников и противников. Но если беспристрастно посмотреть на потребительские плюсы и минусы большой итоговой разницы между ними выявить не получиться.
Клёпаные лодки из дюралюминия могут хорошо “держать удар” и получить вмятину на корпусе при наезде на камень будет не так то просто. Однако при некоторых обстоятельствах заклёпки вообще могут быть срезаны, а при достаточно сильном ударе дюралюминий не прогнётся, а попросту треснет или прорвётся.
Более пластичный АМг при сильном ударе немного деформируется и вы получите вмятину на корпусе, которую зачастую можно будет устранить своими силами.
Большинство специалистов сходятся во мнении, что дюралюминиевые лодки из сплавов Д16Т и Д1АТ более долговечны и ремонтопригодны. А сварные корпуса лодок из АМг сложно ремонтировать, т.к. требуется наличии аргоно-дуговой сварки.
Но серьезные повреждения, такие как сквозные пробоины, на клёпанных и сварных корпусах чаще всего устраняют с помощью заклёпок. Вам достаточно иметь обрезки листового металла, сами клёпки и простой инструмент. Но в походных условиях пробоины на легкосплавных лодках устраняют с помощью винтов и гаек (как временная мера), а клепают корпус уже на суше в спокойных условиях.
“За” и “Против” того или иного типа корпуса можно рассматривать и обсуждать достаточно долго, но в итоге я думаю мы окажемся в положении устойчивого равновесия.
Если говорить о конкретных моделях моторных лодок, то по мнению опрошенных специалистов, самыми популярными подержанными лодками можно назвать:
- клёпанные:
- сварные:
- Крым-М,
- Неман-2.
Про цены
Осмотр
Предположим, что вы определились с лодкой, узнали координаты продавца и вообще само предложение вас более-менее устраивает. Далее крайне желательно поехать к месту хранения лодки, чтобы воочию убедиться, что это та самая лодки и принять окончательное решение о покупке. И тут может быть три исхода ситуации: сразу “ударить по рукам”, поторговаться или совсем отказаться от покупки.
Если отбросить в сторону ваши собственные представления о ценообразовании и взять за основу предложенную продавцом цену, то основания для принятия того или иного решения могут лежать исключительно в технической области, то есть базироваться на текущем состоянии лодки. И критерии его оценки, о которых речь пойдет ниже, мы разделили на две группы. Первая позволит ответить на вопрос, есть ли вообще смысл связываться с покупкой. Вторая не столь принципиальна, но может дать почву для торга по поводу цены.
Есть мнение, что первое впечатление является самым верным. Первичный и даже поверхностный осмотр поможет достаточно точно оценить, что вы собираетесь покупать. Внешний вид лодки хорошо показывает её владельца.
Аккуратная с виду лодка с заводской краской на бортах не смотря на возраст говорит о том, что её владелец аккуратист. Вряд ли такой человек мог налететь на лодке на камни по пьянке. А если и были какие либо повреждения, то они скорее всего были тщательно устранены в кратчайшие сроки.
Ободранные борта, вмятины, кокпит, покрытый многолетними напластованиями рыбьей чешуи вперемешку с машинным маслом и песком, болтающиеся обрывки веревок, сломанное ветровое стекло, полустертый или вовсе отсутствующий регистрационный номер на борту говорят о том, что эксплуатировал этот обломок кораблекрушения законченный разгильдяй, который плевать хотел не только на эстетику, но и на вопросы безопасности.
Но и если подержанная лодка блистает свежей краской, то это должно вас насторожить. Возможно под этим новым слоем скрываются какие то серьезные дефекты корпуса. Да и такие подготовки продавцы любят включать в общий счёт, иногда завышая стоимость материалов и трудозатраты в разы. А вот облезает эта предпродажная подготовка после первых пары выходов.
Есть ещё один важные момент, который обязательно необходимо прояснить в процессе обсуждения покупки – есть ли у продавца на лодку какие либо документы и зарегистрирована ли она? Если вы собираетесь законно эксплуатировать своё новокупленное маломерное судно, а документов у продавца не будет, то у вас возникнут проблемы с регистрацией лодки в ГИМС. А еще можете нарваться на мошенников и в один прекрасный момент объявиться настоящий владелец, а ловкач-продавец исчезнет без следов.
И никогда не покупайте подержанную лодку удалённо, без её физического осмотра, в особенности, когда цена на таковую заметно ниже средней рыночной. Не переводите предоплату, ни через какие сервисы и компании. Сначала осмотр и личное присутствие у судна, потом только деньги.
Купить или не купить, вот в чём вопрос?
Для чего мы покупаем лодку? Чтобы выходить на ней на воду, плавать в общем (или как говорят моряки “ходить”). Но будем ли мы получать удовольствие от этого процесса и будут ли плавания безопасными? На эти и подобные вопросы должная ответить первая группа оценочных критериев, которая в первую очередь ориентирована на безопасность. Если будущая наша моторная лодка не удовлетворяет этим требованиям, то это как бы уже и не лодка, и от покупки такого экземпляра лучше вообще отказаться.
Первое, что нужно выяснить – как сказались на корпусе и на конструкции в целом все прошедшие годы эксплуатации.
Обычно, такие легкосплавные моторные лодки хранят на берегу и благодаря этому у вас будет возможность тщательно всё осмотреть при свете дня (вы же, я надеюсь, не ночью поехали смотреть лодку). Если лодка спущена на воду, попросите её вытащить на берег и осмотрите её со всех сторон. Главное, что нас интересует – это состояние днища. И самая проблемная его часть – нижняя часть форштевня. Это своего рода индикатор общего состояния корпуса лодки. Если состояние этой части более менее пристойное, то со всем остальным, скорее всего, всё так же в порядке.
Сварные и клёпанные лодки в этом месте корпуса снабжаются дополнительным усилением в виде накладок. Если лодка часто на скорости налетала на камни и топляки или её владелец предпочитал “заскакивать” на берег на скорости, дабы не вытаскивать её вручную, то нижняя часть форштевня в лучшем случае будет вся во вмятинах, а в худшем там будут заметные трещины, срезанные заклепки и отставание усиливающих накладок. Если такое увидели – вежливо откажитесь от покупки, т.к. для устранения подобных повреждений нужно иметь опыт работы с лёгкими сплавами.
Подобные дефекты корпуса надо тщательно осматривать на всём протяжении киля от форштевня до транца. Скулы тоже не помешает проверить, но они страдают от безалаберной эксплуатации редко.
Нерадивые или попросту неумелые владельцы легкосплавных моторных лодок бывает устраняют подобные повреждения с помощью стеклоткани или эпоксидной смолы или шпатлёвки. Но эффективность такого ремонта на дюралевых корпусах очень низкая. Да и вообще все места, где видны следы ремонта нужна осматривать с особым пристрастием.
Далее осматриваем транец. На моторной лодке он всё время работает в тяжелых условиях, т.к. на него приходится вся нагрузка от подвесного лодочного мотора. Транец принимает на себя и передаёт на корпус лодки упор от мотора и поэтому в местах соединения обшивки транца и бортов, крепления транцевых книц и на деталях подмоторного рецесса могут появиться трещины от усталости металла. В особенности такой износ сильно проявляется если на лодку ставили максимально допустимый по мощности ПЛМ или даже выше.
В качестве силового элемента конструкции транца часто выступает деревянная или фанерная подмоторная доска. Если они сгнила или догнивает, то процесс расшатывания транца будет идти семимильными шагами. Так что по состоянию этой доски можно судить об общем состоянии транца. Визуально трещины заметить очень сложно, да и без них металл может истончиться очень сильно без видимых повреждений. Чтобы проверить транец на легкомоторной “дюральке” нужно взяться руками за верхнюю кромку транца, там где крепиться подвесной мотор, и как следует пошатать его. Если он болтается и “гуляет” – такую лодку эксплуатировать очень опасно, или мотор потеряете или вообще перевернетесь или покалечитесь, когда двигатель вырвет с куском корпуса.
На берегу еще нужно осмотреть обшивку днища. Дюралевые клепаные лодки в нормальном состоянии должны иметь идеально ровное и гладкое днище. Вмятины свидетельствуют о полученных сильных ударах, которые могли привести к повреждению мест соединения обшивки с набором. Осмотрите заклёпки, они не должны быть срезаны или расшатаны.
Сварные лодки из АМг могут иметь немного обмятую обшивку вокруг шпангоутов. Сплав АМг пластичнее дюралюминия. Даже совсем новые такие лодки имеют волнообразность обшивки на днище, т.к. во время сварки метал может “повести”. Но смотрите, чтобы такие прогибы не превышали 3-5 мм.
Для проверки плотности соединений обшивки и набора есть простой метод – нужно постучать кулаком по перевернутой вверх килем лодке. Если есть какие дефекты в соединениях – они себя тут же выдадут характерным дребезжанием. Наиболее слабые места сварных конструкций это концы сварных прихваток на прерывистых швах, а также места стыковки продольного и поперечного набора (здесь наиболее вероятны прожоги). Обнаружить то место, где шов отстал от обшивки или набора можно по тёмному ободку грязи, показывающему, где находится зазор.
Если вам лодка во всём нравиться, но есть некоторые сомнительные место, то для их проверки судно лучше спустить на воду (желательно с грузом) и оставить в таком положении на некоторое время. Так можно проверить герметичность корпуса. Если по какой то причине провести такие испытания нет возможности (нет воды, нет лодки (шутка), зима, хозяин категорически уверяет, что лодка идеальная), можно применить старинный “керосиновый тест”. Нам понадобится керосин, мел-порошок (зубной порошок). Мел нужно развести до состояния сметаны и кисточкой обмазать этой смесью сомнительные места. А с обратной стороны на это место нанести керосин, которые способен проникать даже в мельчайшие трещины, показывая их желтоватыми разводами на “сметане”.
Заклепочные швы могут давать течь и из-за усыхания уплотнительного герметика.
Повод для торга
Если мы покупаем автомобиль, не важно новый или бу, мы рассчитываем найти в багажнике такие вещи как домкрат, запасной колесо, насос, инструменты и т.п. Какие то из этих вещей обязательны, какие то владелец покупает самостоятельно в процессе эксплуатации. Если чего то нет, то это дополнительные будущие траты для покупателя, которые желательно переложить на продавца.
Новый моторные лодки также продаются с определенным комплектом оборудования и список его достаточно длинный. Что из него осталось в понравившейся вам лодке, что придется вам докупить или сделать своими руками?
Если каждый из таких недостающих элементов вроде бы выглядит как мелочь, но вот в общей массе они могут потянуть на очень даже кругленькую сумму.
В процессе осмотра лодки и опроса продавца на отдельном листке прикиньте, что уже есть, а что вам еще придётся купить. Вот примерный перечень необходимого оборудования:
- Слани или пайолы;
- Банки или мягкие сиденья;
- Ветровое стекло (как правило, или отсутствует, или разбито);
- Буксировочные рымы и битенги (нередко бывают давным-давно отломаны);
- Швартовные утки и киповые планки;
- Леера и поручни;
- Крышки рундуков и багажников;
- Транцевый водотливной шпигат (очень часто либо пропускает воду, либо намертво забит);
- Дистанционное управление мотором, рулевое устройство (бывает, что оно имеется, но тросы приржавели к роликам, а на рулевой колонке отсутствует “баранка”);
- Тент и дуги для его установки;
- Весла или весло-гребок;
- Якорь;
- Якорные и швартовные концы;
- Спасательные средства.
Это самый приблизительный и минимальный перечень и он легко расширяется в зависимости от модели моторной лодки. Некоторые “Прогрессы” комплектовались колёсами с водилом для буксировки за автомобилем. На некоторых моделях при изготовлении монтируют ходовые огни и т.п.
Самое особое внимание нужно обратить на блоки плавучести. Они обязательны и представляют собой либо пенопластовые блоки, либо металлические гермобаки. Нам встречались некоторые “умельцы”, которые вынимали часть блоков плавучести, а на их месте оборудовали рундуки. При таком раскладе новому владельцу нужно будет покупать пенопласт для замены блоков плавучести в лодке – я надеюсь вам важна собственная безопасность.
Если будете покупать пенопласт, не берите полистироловый (ПС) – он легко растворяется бензином и от случайной капли или брызг при заправке можете потерять часть блоков. Для определения такого пенопласта не нужно в магазин брать с собой канистру с бензином, достаточно взять у жены жидкость для снятия лака и капнуть ей на предполагаемый к покупке пенопласт. Если это ПС – то вы увидите как капелька проделает в нём хорошую такую дырку.
Гермобаки и металлические отсеки плавучести часто имеют специальные инспекционные лючки, откройте их и загляните внутрь, нет ли там уже воды. Если на внутренних стенках присутствуют следы коррозии в виде белесого налёта, то значит герметичность такого бака нарушена.
Ну что же, корпус вашей будущей лодки вполне еще добротный, прилагаемое оборудование вас устраивает, по цене вы сошлись с продавцом – можно оформлять сделку купли-продажи. Подержанная дюралюминиевая моторная лодка – это хорошее приобретение и при должном к ней внимании, она сможет прослужить вам верой и правдой еще не один год.