Когда у подвесного лодочного мотора есть “гидрооткидка” уже хорошо, но когда она еще и снабжена соответствующим датчиком, указатель которого стоит на приборной панели лодки – это вообще отлично. Жаль только, что показания этого датчика используются не в полной мере. Часто встречал такие моторы, у которых стрелка указателя перемещается по шкале не во всём её диапазоне, а ходит только в ограниченной области. Останавливается где то в середине, когда мотор полностью опущен или поднят. Но это можно поправить, т.к. большинство датчиков и указателей можно отрегулировать под себя, под свою лодку.
Такой прибор не покажет точного угла откидки, но его показаний вполне хватит для повседневной эксплуатации моторной лодки.
У него достаточно простое устройство: сам датчик крепится на неподвижной части подвески мотора и по сути является обыкновенным реостатом или потенциометром, а указатель – это ни что иное как амперметр или вольтметр, шкала которого оформлена определенным образом. Принцип работы идентичен автомобильному или лодочному датчику уровня топлива в баке. Валик, с помощью которого ползунок двигается по сопротивления, связан с “ногой мотора” неким способом. На большинстве иностранных ПЛМ средней мощности датчик находится внутри кронштейна, с помощью которого сам мотор крепится к лодке. А подпружиненный “флажок” упирается в подвижную деталь подвески, поворачивая валик реостата при ее откидке (См. Рис.1)
Большинство приборов-указателей рассчитаны на диапазон “trim” и позволяют достаточно точно настроить угол наклона и ходовой дифферент прямо во время движения. Для режима “tilt”, когда подвесной мотор полностью поднимается из воды, шкалы на указателе уже не хватает, но в данном случае угол наклона нам уже не важен.
В идеальном варианте нам надо, чтобы когда мотор максимально поджат к транцу лодки, стрелка на указателе находилась в крайне левом (или нижнем, в зависимости от вида прибора) положении. На заводе штатные указатели так и настраиваются, но при этом не учитывается положение транца лодки, т.к. он может иметь обратный наклон под тем или иным углом к вертикале, как было задумано уже производителем лодки, но не мотора.
Если место крепления мотора имеет очень большой обратный наклон, то это может привести к ходовому крену, рыскливости лодки и другим неприятностям во время движения, поэтому излишнее “занутрение” ПЛМ нужно ограничивать. Подвеска большинства моторов мощностью до 100 л.с. оснащается специальным переставляемый упор. В результате датчику “кажется”, что мотор откинут, хотя по факту он максимально поджат (См. Рис.2). Стрелка указателя при этом находится в середине шкалы. Но главная проблема не в этом. Задолго до того, как подвесной мотор окажется в откинутом положении, чего требует движение по мелководью (дабы не повредить винт и редуктор) или для достижения максимальной скорости, стрелка “упрётся” в верхнее положение и ничего показывать не будет.
Сам стрелочный прибор отрегулировать не получиться, настроить можно только сам датчик угла наклона. Некоторые зарубежные производители, такие как Yamaha и Mercury, к примеру, заранее предусмотрели такую возможность.
Указатель регулируется путём разворота корпуса датчика в ту или иную сторону. Для этого его крепёжные отверстия имеют овальную форму. Оптимально настроить указатель с первого раза скорее всего не получиться, т.к. добраться до самого датчика можно только когда мотор полностью откинут. Таким образом, придётся использовать метод проб и ошибок, потихоньку сдвигая датчик в одну сторону, опускать мотор и проверять положение стрелки. Потом снова поднимать мотор, двигать датчик и так до получения нужного результата.
Если нужно, чтобы стрелка стояла на нуле при полностью поджатом моторе, то выходить на воду не нужно, это можно сделать и на берегу. Но если хотите, чтобы она показывала какое то из промежуточных положений угла наклона мотора – скоростной режим, мелководье и т.п., то тут без воды никак не обойтись. И поможет нам в этом простая линейка, с помощью которой мы и будем выставлять положение мотора относительно его крепления (См. Рис.3).
Обязательно имейте в виду, что показания прибора – это не догма, т.к. при разной нагрузке и распределении веса на лодке, выставленный угол триммирования мотора может оказаться совсем не оптимальным. Так же при настройке положения стрелки для режима “мелководье”, не забывайте о том, что хотя мотор и откинут, но он должен забирать воду для системы охлаждения. Всегда оставляйте запас, чтобы когда мотор излишне поднимется, к примеру, при перераспределении веса он смог охлаждать сам себя.
Все ПЛМ Mercury с системой гидрооткидки оснащаются практически одинаковыми датчиками, которые устанавливаются внутри крепёжного кронштейна (См. Рис.4). Правда выпускаются они в двух вариантах – “правый” и “левый” для разного направления вращения валика. Так что если вы решили купить сам датчик отдельно, обязательно уточните какой именно под ваш мотор он нужен.
Если же вы хотите заменить аналоговый указатель на цифровой (система “Smart Craft”), надо менять и сам датчик, который крепиться туда же на те же посадочные отверстия. С помощью этой цифровой системы можно настроить вид контрольного столбика-указателя угла наклона мотора и кроме того вывести эту информацию, как на основной экран, так и на дополнительный ЖК дисплей в оригинальном стрелочном тахометре от Mercury (См. Рис.6).
Аналоговые индикаторы Mercury идентичны для моторов всех годов выпусков и не важно 4-х тактный или 2-х тактный мотор. Отличаются они лишь внешне и эти изменения отражены в официально каталоге производителя.
На лодочных моторах Yamaha средней мощности датчики угла наклона мотора ставятся так же внутри крепёжного кронштейна и имеют овальные отверстия. Но поворачивается валик потенциометра или реостата с помощью надетого на датчик флажка. Такую систему используют и другие производители, в том числе Honda и Suzuki (См. Рис.1). Но с 2001 года конструкция датчика и указателя изменились. Но изменения очень простые. Старый подключался тремя проводами, новый – двумя. Новые стрелочные указатели могут работать как со старыми, так и с новыми датчика, на задней части корпуса имеется специальный переключатель для этого.
Мощные же моторы Yamaha имеют датчик прямо на оси откидки и добраться до него можно при опущенном моторе прямо из кокпита. Так что регулировать указатель триммера на них очень просто. Ослабляете винт крепёжного хомута, подбираете нужное положение стрелки указатели при определённом угле наклона мотора, поворачивая датчик и снова затягиваете крепление (См. Рис.9).
Японские производители Honda, Suzuki и Tohatsu изначально не предусмотрели возможность регулировки датчика триммера – крепежные отверстия у них круглые. Но выход найти из этой ситуации всё же можно. Основная же задача – отодвинуть стрелку указателя влево или вниз, а датчик можно обмануть, наклеив на подвижную часть подвески, соприкасающуюся с “флажком”, прокладку необходимой толщины (См. Рис.10), или прикрепить на наконечник рычага подходящий ролик. Но можно сделать ещё проще – расточить крепёжные отверстия круглым надфилем – как правило там есть место куда их точить.
На сколько нам известно, эти три японские компании не меняли конструкцию датчика, как это сделала Yamaha и один и тот же прибор-указатель должен подходить ко всем моторам конкретной марки. Но вот приборы разных производителей не взаимозаменяемы. Кроме самих производителей моторов, датчики и указатели триммера изготавливают и сторонние компания, на пример “Teleflex”.