Швартуемся правильно
Сложности со швартовкой, да и с отходом от причала, возникают в основном, у начинающих судоводителей, но в неспокойную погоду, либо при сильном течении, бывают и у довольно опытных шкиперов, управляющих большими катерами.
При швартовке или отходе существует одно главное правило, которое существенно облегчает этот процесс: необходимо в обоих случаях, перед началом каких-либо действий, изучить гидрометеорологические условия и заранее договориться с командой, при наличии таковой, о порядке действий и роли каждого в этом процессе. Это занимает совсем немного времени, но в последствии сильно его экономит.
Стоит так же сообщить членам своей команды об их действиях, на случай, если что-то пойдет не так, потому что в этом случае, распределять обязанности уже будет поздно, особенно, если у вашей команды совсем мало опыта. Конечно, нельзя забывать, что, если швартовка планируется в марине, то вы там будете не одни.
На спокойной воде отход от причала проблем не вызывает. Достаточно отвести нос лодки и включить передний ход, 30 градусов вполне достаточно, либо двигаться параллельно причалу до открытой воды. В случае наличия ветра, идущего параллельно к причалу, при его постоянстве, и подходить и отходить, конечно, лучше носом к ветру.
При отвороте от причала, следует помнить, что лодка делает поворот с места, не как машина и корма может пострадать, если просто вывернуть штурвал и включить передний ход, прямо с места швартовки.
При сильном ветре к причалу, дующем под 90 градусов, быстро и безопасно отойти можно только используя носовой швартов, который будет удерживать нос лодки. А в это время, мы должны вывернуть штурвал в противоположном от причала направлении и дать задний ход. Как только корма отойдет, швартов следует отпустить. И только отойдя задним ходом на приличное расстояние, переложить штурвал и дать передний.
При необходимости отхода в ограниченном пространстве, конечно, лучше использовать шпринг, носовой или кормовой швартовы и кранцы, которые будут нас удерживать во время разворотов и играть роль рычагов.
Подход и к причалу и швартовка в тихую погоду и при отсутствии течения, вызывают проблем не больше, чем отход в таких же условиях. Просто необходимо подойти к нему под углом градусов в 25-30 и, сбросив обороты, отвернуть в сторону. Силы инерции сделают все остальное.
Для плавной и красивой швартовки, можно дать на короткое время малый ход назад при прямом штурвале, подтянув корму.
При появлении ветра или течения, углы подхода будут уже зависеть от направления действия этих факторов. Главное, сразу закрепить носовой швартов, который позволит нам, действуя штурвалом и двигателем, поставить корпус лодки, как мы планируем. Конечно, на небольших лодках, с этим можно уже справиться и вручную.
В любых случаях, будь то швартовка к причалу или бую, лучше последние ее стадии совершать направляя нос судна против суммарного сопротивления ветра и течения.
При использовании двух двигателей, маневрирование вообще осуществляется без использования штурвала, он все время находится в положении прямо. При использовании одного мотора, лодка может иметь некоторый увод с курса, в зависимости от направления вращения гребного винта. Не стоит строго руководствоваться теорией, определяющей увод лодки. Гребной винт имеет вращающий момент и связанный с этим отброс кормы, небольшой крен, и, соответственно, увода носа.
При коротком включении передачи это даст один результат, при, например, глиссирующем режиме — другой. Это зависит от многих факторов: режим работы судна, обводы корпуса, распределение груза в ней, крена на какой-либо борт и даже наличие или отсутствие пера руля.
В связи с этим, необходимо в первый же выход на воду, выйти на спокойное, закрытое от ветров и течений пространство и, установив лодку в нейтральное положение, изучить ее поведение при кратковременных включениях передней и задней передачи. Это действо в будущем намного может упростить отход от причала, швартовку к нему и просто маневрирование на малых ходах.
Но только не допускайте ошибок при эксплуатации лодочного мотора, которые входят в наш перечень самых распространенных ошибок. В частности, при отсутствии дистанционного управления ПЛМ на катере, переключение передач, без сброса газа.
Совершенно не лишним будет изучить разные способы швартовки и управления своим судном, часто бывают ситуации, когда необходимо быстро поменять способ при резком изменении погоды и, соответственно, успеть отдать распоряжение команде.