Из-за постоянного роста численности маломерных судов и другого прогулочно-туристического флота и при текущей тесноте марин, которые расширить не так то просто при растущем спросе на пространство, наличие подруливающих устройств на катерах длиной более 8 метров и тем более на парусных яхтах является уже не рекомендацией, а необходимостью. Подруливающее устройство (ПУ) сейчас это один из элементов безопасности судна, которому уделяется все больше внимания. Если проанализировать последние происшествия и аварийные ситуации, то подавляющее большинство из них произошли при выходе с мест стоянок, при заходе в переполненные в сезон гавани или при маневрировании в узких проходах, каналах и т.п. Малоопытные судоводители забывают, что на судне нет тормозов и быстро остановиться или произвести резкий маневр на нем не возможно.
Самым популярным и эффективным подруливающим устройство на данный момент является поперечная носовая установка с винтом в тоннеле с электроприводом и дистанционным управлением.
Немецкий журнал “Boote” в далёком 1992 году опубликовал статью, в которой описывается опыт эксплуатации такого подруливающее устройства производства фирмы “Vetus”. Установлено оно было на стеклопластиковом катере “Bayliner” длиной 7,5 метров. Упор ПУ 23 кгс, мощность его мотора 1,5 кВт, питается от батареи 55 Ач, сила тока 170 А, напряжение 12В. Цена такого устройства на тот момент составляла порядка 4500 дойчмарок. По отзывам самого владельца, он получил повышенную маневренность катера, улучшил безопасность плавания, без ухудшения остальных характеристик судна.
Выбор ПУ и его установка
А теперь несколько советов по подбору подруливающего устройства для вашего катера и по его установке.
Для расчёта необходимого упора ПУ используется простая формула поворотного момента, на которое действует ветер той или иной силы (к примеру, 6 баллов):
M=0,75(D*P*0,5L)кг.м
где 0,75 – редукционный коэффициент; D – максимальная сила давления ветра на 1 кв.м. площади (принимаемая; равной для 5 баллов 7.5 кгс; для 6 – 12.5; для 7 – 19.2; для 8 – 28.2; для 10 – 52); Р – площадь боковой проекции надводной части судна в кв.м.; L – длина его корпуса в метрах.
Размеры (мм)/Модель ПУ | BOW2512D | BOW3512D | BOW4512D | BOW5512D BOW5524D |
BOW6012D BOW6024D |
A | 138 | 138 | 143 | 143 | 143.5 |
B | 297 | 314 | 365 | 377 | 397 |
C | 73 | 79 | 79 | 79 | 77 |
D min./max. | 220 / 440 | 300 / 600 | 250 / 500 | 300 / 600 | 370 / 740 |
E | 149 | 149 | 160 | 160 | 160 |
F ø | 112 | 112 | 130 | 130 | 130 |
G min. | 110 | 150 | 125 | 150 | 185 |
H ø | 110 | 150 | 125 | 150 | 185 |
Разделив полученное значение действующего на судно поворотного момента М на отстояние оси поперечного тоннеля ПУ от кормы (принимается максимально возможным по условиям компоновки), получаем примерное значение необходимого упора, по величине которого подбирается модель подруливающего устройства и источник питания по каталогам изготовителей. Если не удаётся найти модель с нужным упором, ставят сразу два ПУ рядом. Для катеров и яхт размером выше среднего, рекомендуется устанавливать и носовое и кормовое подруливающие устройства. При такой компоновке ПУ судно может двигаться лагом, что важно при швартовке, а при работе устройств враздрай (направленные в разные стороны) – заметно повышается поворотливость судна даже при неработающем основном моторе.
Устанавливая подруливающее устройство нужно учитывать, чтобы плоскость диска его гребного винта совпадала с диаметральной плоскостью (ДП) судна. Если устанавливается ПУ с двумя винтами, то плоскости дисков винтов должны располагаться симметрично относительно ДП. Если ширина подводной части корпуса катера или яхты изначально больше рекомендуемой длины тоннеля, рекомендуется сдвигать ПУ от ДП так, чтобы диск винта был расположен на расстоянии вытянутой руки от края тоннеля на этом борту.
В общем случае наименьшая длина носового тоннеля (по носовой его стороне) должна быть не менее 2*D и не более 4*D, где D – внутренний диаметр тоннеля. Заглубление тоннеля (от КВЛ до его верхней кромки), а так же расстояния от кромки форштевня и от нижнего края киля должны быть не менее 0,5*D.
Рекомендуется по периметру вырезов в обшивке (на краях тоннеля) скруглять углы R=0,1*D или хотя бы срезать их: рекомендуемый размер “округления” (0,1 —0,15)*D.
На быстроходных катерах с острыми носовыми обводами нужно улучшить обтекание вырезов путеём срезания края трубы параллельно диаметральной плоскости судна, а в обшивке сделать треугольные карманы с кормовой части тоннеля. Длина такого кармана равная (1-3)*D. Если эта область на ходу не будет замываться носовым буруном, ось кармана нужно располагать параллельно КВЛ. Если все же замывается, то ось смещается вверх и располагается параллельно склону носовой волны (под углом до 15 гр.).
Вырезы под ПУ защищают обычно двумя или тремы вертикальными стальными прутками или полосками 3*20-40 мм со скругленными кромками. Если полоски ставятся на трубу, имеющую с кормы наклонную нишу в НО, они должны быть перпендикулярны склону (верху) носовой волны.
Несколько примеров установки подруливающих устройств
Простейшее подруливающее устройство представляет собой реверсивный электромотор с винтом, помещённый внутрь тоннеля. Сам мотор является ещё и ступицей этого винта. Для примера можно посмотреть ПУ “Sara” из Голландии, которое рассчитано на установку на яхты длиной до 14 м.
Более универсальные и популярные ПУ – это тоннельные пропеллеры так же голландской фирмы “Vetus”. Сейчас компания предлагает модели от 25 до 220 кгс с ценой от 95 000 до 630 000 рублей. Компания поставляет 11 модификация ПУ для судов от 4 до 28 метров длинной. Более подробно можно посмотреть по ссылке.