Советы

Надежность и срок службы подвесных лодочных моторов

Подвесные лодочные моторы сегодня это высокотехнологичные, мощные агрегаты, имеющие малый вес и компактные размеры. Это единственный тип водного движителя, который в своем эволюционном развитии прошел так много этапов. К примеру, в самом начале пуск осуществлялся с помощью наматывающегося тросика, затем он был заменен на пружинное пусковое устройство. Со временем система зажигания была модернизирована для получения мощных искр на свечах зажигания при пуске. Сейчас же даже моторы не большой мощности могут оснащаются электростартером, а для 20 сильные и более это уже базовая комплектация.

В прошлом топливный бак монтировался в верхней части моторного отсека (на маломощных моторах до сих пор применяется эта компоновка). В настоящее время большинство подвесных моторов выпускаются с внешними баками и устройством для быстрого их подсоединения. Сам мотор стал весить несколько меньше и топливный запас стал больше. Хорошим решением стала технология выпуска отработанных газов через ступицу гребного винта, которая впервые была применена на моторах Mercury. Кроме того моторы получили свою систему амортизации и шумоизоляцию, что значительно снизило вибрацию и шум от работающего двигателя. Коррозия также не осталась не замеченной, хотя до конца эта проблема до сих пор не решена, но при должном, регулярном обслуживании ваш мотор никогда не постигнет эта напасть.

Мощность мотора также не стоит на месте. Пару десятков лет назад 70 л.с. казались просто огромной мощностью. Сейчас же в модельном ряду большинства мировых брендов есть моторы с мощностью более 150 л.с., который легко переносят длительную работу на максимальных оборотах.

Хотя четырехтактные двигатели уже полностью завоевали рынок автомобилестроения, в лодочном моторостроении классические двухтактные моторы все еще более популярны благодаря отличному сочетанию мощности и веса. Но у двухтактных моторов некоторое время назад были некоторые заметные недостатки. Свечи зажигания очень быстро замасливались и требовалась их очистка через 30-40 часов работы. Пропорции топлива и масла тогда были несколько другие нежели сейчас. Тогда топливная смесь делалась по формуле от 1:12 до 1:16. Но благодаря тому, что подшипники скольжения в двигателе были заменены на роликовые, долю масла в смеси удалось снизить до 1:50 или даже до 1:100. И что также немаловажно, чистка свечей теперь рекомендуется через каждые 200 моточасов работы.

Срок службы зависит от трех основных факторов:

  1. вода, в которой эксплуатируется мотор (морская или пресная)
  2. частота использования мотора
  3. обслуживание и уход за мотором

Исходя из этих трех факторов и имея ввиду все технологические новшества, которые сейчас применяются при производстве моторов (см.выше) попробуем высчитать средневзвешенный срок службы подвесного мотора.

При испытаниях на заводе тестовые образцы моторов непрерывно работают в течении 5000 часов, с короткими перерывами на осмотр и обслуживание. Таким образом при должном внимании к мотору и своевременному обслуживанию можно добиться 10000 моточасов работы – это более года непрерывной работы. А если учесть, что мотор используется зачастую только в выходные дни по 5-10 часов и только в сезон с мая по октябрь, то такого ресурса должно хватить на 20 лет обычной эксплуатации.

Но любой мотор это прежде всего сложный механизм, хоть и высоконадежный. И как любой механизм он должен и будет ломаться из-за различных факторов. Наблюдая некоторое время за ремонтными мастерскими нам удалось выявить основные поломки лодочных моторов:

  • разрушение внутренних стенок двигателя из-за излишнего износа, который произошел по причине НЕ добавления масла в топливную смесь
  • разрушение подшипников и шестеренок в подводной части “ноги” мотора из-за нерегулярной их смазке
  • прогорание днища поршней из-за слишком сильного воспламенения и при повышенной нагрузке на мотор, к примеру при длительной работе на максимальных оборотах

При падении мотора в воду (вне зависимости соленая она или пресная) его необходимо в срочном порядке разобрать и просушить. Коррозия, которая появиться на коленвале или на подшипниках выведет их из строя так, что дальнейшая их эксплуатации будет невозможна.

Маломощные лодочные моторы по статистике более надежны и долговечны, т.к. нагрузки у них не большие, они менее “наварочены” и их гораздо легче и проще обслуживать.

Среднее время эксплуатации мотора в нашей стране составляем 200 часов в год. Подвесной лодочный мотор не большой мощности до 10-12 л.с. легко проработает 10 лет при регулярном обслуживании. Правда с увеличением возраста мотора ремонтные работы будут необходимы все чаще и чаще, но на общий срок службы они вряд ли каким либо образом скажутся.

Более мощные моторы 50-150 л.с. работают без поломок первые три года. Спустя 5 лет эксплуатации такой мотор будет требовать ремонтных работ значительно чаще нежели маломощный. Если такой мотор используется на гоночных катерах и лодках, то спустя пять лет содержать его становится нерентабельно и зачастую он продается по сниженной цене. Умеренная эксплуатация такого мотора после его пятилетия вполне может продлиться еще 5 лет, опять же при должном уходе и обслуживании.

Все это применимо к моторам, которые эксплуатировались в пресной воде. Соленая морская вода способствует появлению коррозии, а не все владельцы моторов после каждого их использования тщательно промывают их чистой водой. Соответственно срок службы таких экземпляров сокращается, а на сколько, напрямую зависит от владельца.

Ну и напоследок суммируем все вышесказанное:

  • лодочные моторы, которые устанавливаются стационарно имеют длительный срок службы, высокий КПД и они экономичны в эксплуатации
  • моторы с Z-образной передачей служат меньше из-за износа именно это передачи, у них такой же высокий КПД и они отлично подойдут для быстрых катеров
  • подвесные мотор имеют наименьший срок службы, но у них отличное соотношение единицы мощности на массу, они универсальны и могут быть установлены как на скоростные катера так и на небольшие лодки.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Back to top button