Мощность лодочного мотора, как критерий выбора
Если вы точно знаете показатели скорости, которую развивает ваша лодка или катер с тем или иным мотором, отлично. Если же вы выбираете мотор впервые, то нужно учитывать некоторые моменты, чтобы в последствии не пожалеть о своем выборе. К выбору мотора следует подходить внимательно и особое внимание уделить его мощности.
Для достижения определенной скорости лодка должна быть оснащена мотором определенной мощности, а точнее эта мощность не должна быть ниже некого предела. А этот предел уже зависит от типа судна, его размеров, материала изготовления, обводов корпуса (Как увеличить мощность лодочного мотора).
Водоизмещающие лодки, для которых нормальной считается скорость в 10-20 км\ч отлично будут чувствовать себя с мотором мощностью в расчете 2-3 л.с. на 1 тонну водоизмещения. К примеру 5-ти метровой водоизмещающей лодке достаточно мотора Ямаха 5, который и малошумный и экономичный. Если же длина лодки 7 метров, то тут уже нужен мотор мощностью в 10-12 л.с. Отлично подойдет Ямаха 9 или даже Ямаха 15, чуть избыточная мощность, но запас не помешает на случай большого волнения или сильного ветра, т.к. высокобртные корпуса склонны к плохой управляемости в трудных погодных условиях. Конечно же все это актуально при правильном выборе гребного винта.
Если же говорить о глиссирующих катерах и лодках, то тут большое значение имеет ее вес и нагрузка и расчет должен быть несколько точнее. Чтобы рассчитать минимально необходимую мощность мотора, который сможет вытащить лодку на глисс нужно суммировать вес лодки, вес снаряжения, вес пассажиров (в среднем 80 кг на человека), вес самого мотора, вес топлива и разделить эту сумму на 25.
Кроме того при расчетах немаловажным фактором является безопасность. Перебор с мощностью мотора может стать причиной переворота или опрокидывания лодки при резком маневре или при старте. В руководстве по эксплуатации вашей лодки или в ее паспорте производитель всегда указывает на максимально возможную мощность мотора, который можно на нее устанавливать. Ни в коем случае не стоит пренебрегать этой информацией.
Также избыточная мощность – это больший расход топлива и при прочих равных на более мощно моторе лодка пройдет меньшее расстояние. Ну и не забываем про вес самого мотора. К примеру одинаковые по мощности Honda BF10 и Tohatsu M9.8 имеют достаточно большое различие в весе. Хонда весит 42 кг. а Тохатсу 26 кг.
Максимально допустимая мощность лодочного мотора
Американский стандарт BIA определяет максимально безопасную мощность подвесного мотора для лодки из произведения ее длины к ширине транца.
Мощность (л.с.) | 3 | 5 | 7,5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 40 | 50 | 60 |
Длина*Ширина танца (кв.м.) | 3,25 | 3,5 | 3,8 | 4,1 | 4,4 | 4,8 | 5,2 | 6,4 | 7,0 | 7,5 | 8,0 |
Правда тут необходима некоторая корректировка. Если лодка узкая и достаточно плоскодонная (как первые “Казанки”) то такая расчетная мощность будет не совсем безопасной, особенно при управлении малоопытным шкипером. При таком раскладе рекомендуется результирующую мощность после расчетов разделить на 2. Даже такой мощности будет вполне достаточно для выхода лодки на режим глиссирования, а также лодка будет вполне безопасной.