Как шаг гребного винта влияет на ходовые качества лодки?
Общеизвестно, что любое изменение шага гребного винта напрямую влияет на ходовые характеристики судна. Также известно, что каждый дюйм шага (≈ 2.54 см) может изменить обороты двигателя на режиме полного газа (WOT – Wide Open Throttle) на 150–200 об/мин. Эта зависимость является обратно пропорциональной.
По мере увеличения шага нагрузка на двигатель возрастает, поскольку винт «захватывает» больший объем воды, что приводит к снижению оборотов. Обратный эффект наблюдается при уменьшении шага.
Чтобы максимально точно определить влияние шага винта на характеристики лодки, мы протестировали три гребных винта с одинаковым диаметром, но разным, постепенно увеличенным шагом. В качестве тестового судна использовалась жестко-надувная лодка (РИБ) Marvel 930 длиной 30 футов 6 дюймов (около 9.30 м), оснащенная подвесным мотором Suzuki мощностью 300 л.с. (около 224 кВт). Все винты имели диаметр 16 дюймов (40.64 см) и следующие значения шага: 18.5 дюйма (46.99 см), 20 дюймов (50.8 см) и 21.5 дюйма (54.61 см). Испытания проводились в одной и той же акватории при одинаковой загрузке.
Крейсерская скорость при 4000 об/мин увеличивается примерно на 2 узла на каждые 1.5 дюйма (около 3.8 см) увеличения шага. С винтом шагом 18.5 дюйма (46.99 см) наша скорость составляла 26 узлов при 4000 об/мин; с винтом шагом 20 дюймов (50.8 см) — 28 узлов; а с винтом шагом 21.5 дюйма (54.61 см) — 30 узлов при тех же оборотах.
Сравнительная таблица тестировани гребных винтов с разным шагом.
Marvel 930 | Suzuki AP 300 л.с. | |||||
---|---|---|---|---|---|
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |||||
Гребной винт | Об/мин | Скорость (км/ч) | Л/мор. милю | Проскальзывание (%) | Выход на глиссирование / Полный газ |
Suzuki 16″ x 18.5″ | 4000 | 48.2 | 1.46 | 11.1% | 27.8 км/ч при 2700 об/мин |
Suzuki 16″ x 20″ | 4000 | 51.9 | 1.42 | 11.5% | 32.4 км/ч при 2800 об/мин |
Suzuki 16″ x 21.5″ | 4000 | 55.6 | 1.60 | 11.8% | 34.3 км/ч при 2900 об/мин |
Suzuki 16″ x 18.5″ | 6100 | 78.9 | 2.15 | 4.54% | Полный газ |
Suzuki 16″ x 20″ | 5900 | 79.8 | 2.10 | 7.64% | Полный газ |
Suzuki 16″ x 21.5″ | 5600 | 79.8 | 2.10 | 9.4% | Полный газ |
Данные по ускорению:
- Suzuki 16″ x 18.5″: Разгон 0-55.6 км/ч за 9 сек
- Suzuki 16″ x 20″: Разгон 0-55.6 км/ч за 10.12 сек
- Suzuki 16″ x 21.5″: Разгон 0-55.6 км/ч за 11.40 сек
Глядя на приведённую выше таблицу, мы видим, что по мере увеличения шага винта:
- Обороты двигателя на полном газу (WOT) снижаются.
- Разгон становится медленнее, а отклик на изменение положения дросселя ухудшается.
- Скольжение увеличивается во всем диапазоне оборотов.
- Время выхода на глиссирование увеличивается, при этом лодка остается на глиссировании на более высоких скоростях и оборотах.

Результаты
- Изменение шага гребного винта оказывает существенное влияние на время выхода на глиссирование, разгон, крейсерскую скорость, скольжение, расход топлива и обороты двигателя.
- Чем меньше шаг, тем быстрее происходит разгон и тем легче двигатель набирает обороты.
- Меньший шаг позволяет лодке оставаться на глиссировании при более низких оборотах. Это предпочтительно при движении по неспокойной воде (в шторм), когда судоводителю необходимо удерживать лодку в режиме глиссирования.
- Уменьшение шага обеспечивает лучшее сцепление лопастей гребного винта с водой и улучшает разгон и отклик на изменение положения дросселя. Это также улучшает способность лодки нести более тяжелые грузы и ее управляемость в неспокойных условиях.
- Винт с меньшим шагом может помочь лодке легче преодолевать волны в штормовых условиях.
- Скорость лодки напрямую зависит от шага гребного винта.
- Чем больше шаг, тем выше крейсерская скорость на средних оборотах.

Однако это не относится к максимальной скорости. Когда шаг гребного винта слишком велик, двигателю не хватает мощности, чтобы раскрутить винт до максимального диапазона оборотов, и максимальная скорость снижается.