Если коснуться темы полировки гребного винта, то многие водномоторники считают, что это всё ерунда и пустая трата времени, но они не подозревают, что полированный гребной винт дает дополнительный упор при движении и кроме того обеспечивает заметную экономию топлива. Как бы хорошо не был окрашен ваш винт, его поверхности все равно шероховатые, а это приводит к падению трения и как результат падению КПД винта. Профессиональные моряки уже давно признали целесообразность полировки гребных винтов больших судов в перерывах между остановками в доках. Такая работа выполняется частично под водой. Так что владельцу подвесного лодочного мотора стоит обратить на эту процедуру самое пристальное внимание и изучить этот вопрос, чем мы сейчас и займемся. И для затравочки: отполированный винт большого лесовоза “Селенгалес” дал дополнительную экономию топлива в 4%, а для больших судов это огромные объемы и суммы в деньгах. На те же 4% винт стал гидродинамически более легким.
В опытном бассейне ЦАГИ проводились сравнительные испытания полированных и крашенных гребных винтов одинакового диаметра, шага и дискового отношения на лодочном моторе Нептун-23. На скорости 36 км/ч эффективный упор полированного винта по сравнению с окрашенным был выше на 8 кгс или 10% мощности мотора, а это 2 л.с.
Как отполировать гребной винт
Полировать гребной винт лучше с помощью специальных полировальных машинок с мягкими кругами из фетра, сукна или из войлока или при помощи двигающихся между двумя шкивами лент из тех же рабочих материалов. На поверхность таких кругов предварительно наносят полировальные пасты или мелкозернистые абразивные материалы. Для гребных винтов из мягкой стали или алюминия применять следует только мягкие абразивные материалы типа пасты ГОИ. В продаже паста ГОИ встречается в тюбиках или в кусковом виде и бывает трех сортов: тонкая, средняя и грубая.
- Грубая паста светло-зеленого цвета предназначена для снятия с металла слоя в несколько десятых миллиметра. Её применяют для удаления следов после обработки поверхностей режущим инструментом.
- Средняя паста зеленого цвета снимает с металла слой уже в несколько сотых долей миллиметра. После обработки металла такой пасто в поверхности исчезают даже штрихи.
- Тонкая паста черного цвета с зеленоватым оттенком предназначена для финишной обработки поверхности металла, после которой она (поверхность) приобретает зеркальный блеск. Полировка такой пастой снимает с металла слой в несколько тысячных долей миллиметра.
Кроме деления на три сорта (группы) пасты ГОИ делят еще на марки, каждая из которых обозначает средний размер абразива в мкм:
- грубая паста – № 50, 40, 35, 30, 25, 20;
- средняя – № 15, 10;
- тонкая – №7, 4, 1.
Стандартные гребные винты прогулочных моторных лодок полируют с использованием грубой и средней пасты ГОИ. Тонкую пасту использую обычно только для гоночных судов, для высокоскоростных лодок и скутеров. Но если вы хотите заполировать свой стальной гребной винт до зеркального блеска и выжать из него максимум, никто вам этого запретить не сможет. Хуже винту вы точно не сделаете.
Кроме основных полировочных паст при полировке винтов добавляют еще и вспомогательные материалы, которые охлаждают поверхность, ускоряют процесс и сохраняют остроту абразива. Это бензин, керосин, минеральное масло, содовая вода. Для ускорения обработки стальных поверхностей в керосин можно добавить еще 2,5 % олеиновой кислоты и 7% канифоли.
Если паста ГОИ в ваших пенатах не водится, то её можно заменить “окисью хрома”, который разводят керосином.
Латунные и бронзовые гребные винты можно полировать окисью железа (крокусная паста). Продается она уже в готовом виде и в стоматологии её ещё называют “паста для золота”.
Для совсем тонкой полировки подойдет порошок “Блеск”, разведенный машинным маслом.
Подготовка винта к полировке
Большие стальные винты очищают от краски не снимая с вала. Старую краску можно снять с помощью паяльной лампы. Кругообразными движениями металл нагревают, не допуская разогрева его до красна. Категорически нельзя держать пламя на одном места долгое время.
Так же с помощью смывок “СД” и “КД”, разбавителей и разжижителей SR2, P-5, P-13 и P-14 можно удалить краски и окислы.
Медные и алюминиевые винты очищают только химическим способом.
Если винт не большой, то его снимают с вала и погружают в хим.раствор полностью на 2-3 часа, а оставшиеся участки очищают тампонами. Большие винты, не помещающиеся в ёмкости очищают опять же тампонами.
После очищения от краски поверхность винта обязательно нужно обезжирить с помощью бензина, ацетона, уайт-спирита, изопренового спирта, этилацетата или технического этилового спирта.
Если на вашем гребном винте есть глубокие царапины, раковины и другие недостатки, которые не получиться снять полированием, то их надо запарить, запаять или выровнять поверхность с помощью эпоксидной смолы и металлического порошка. После чего это место нужно обработать наждаком и по максимуму сравнять в основной поверхностью.
Технология полировки гребных винтов
Ничего сложного в этом процессе нет, нужно просто аккуратность и много терпения.
Большие гребные винты крепят в оправке к тискам, а полируют полировальноё машинкой или, в случае её отсутствия, обычной дрелью, в патрон которой закрепляют полировальный круг.
Небольшие гребные винты подвесных лодочных моторов удобнее всего полировать держа в руках, а полировальный круг установить в патрон сверлильного станка или на ось электроточила.
После нанесения полировальной пасты на поверхность полировального круга, винт начинают полировать круговыми движениями (можно еще “ёлочкой” или “сеткой”), периодически протирая поверхность металла мягким материалом. После того, как с поверхности исчезнуть риски и следы механической обработки, можно считать, что процесс полировки закончен успешно. Полировальную пасту с винта удаляют ветошью смоченной в керосине. Так же рекомендуется покрыть винт тонким слоем водостойкого лака. И не забывайте о технике безопасности при работе с электроинструментами по время полировки.
Рецепты полировальных составов
В качестве заключения поделимся с вами рецептами составов, которые используются для полировки гребных винтов. Они могут как полностью заменить готовый, промышленный вариант, так и дополнить его, улучшив результат.
Старую краску можно удалить водным 20-30% раствором едкого калия, едкого каустика или технической карболовой кислоты. Наносить эти химикаты на винт нужно тампоном и только в резиновых перчатках. Через 10-20 минут после нанесения этот раствор размягчит краску, после это металл тщательно промывают водой и высушивают. Эти реактивы безопасны для всех металлов, кроме алюминия и его сплавов. Но и алюминиевые винты можно очистить от краски таким методом, только следите за тем, что как только обнажиться поверхность чистого металла, винт сразу же нужно промыть водой.
Для удаления нитроцеллюлозных, глифталевых и нитроглифталевых красок можно использовать следующие составы:
- парафин — 20%, ацетон — 40%, лигроин — 40%;
- парафин — 10%, ацетон — 60%, бензол — 30%.
Такой состав наносится на поверхность и оставляется так на 1,5-2 часа, спустя это время краска заметно размягчается и её уже достаточно легко удалить.
Для очистки алюминиевых винтов от окислой пленки грязного, темного цвета используют раствор 50 гр. буры, 5 гр. нашатыря на 1 л. воды. раствор наносят на поверхность и оставляют до высыхания, после чего протирают сухой тряпкой.
Алюминий и его сплавы хорошо поддаются очищения порошком из 40 гр. окиси магния и 60 гр. порошка мела. Их смешивают и хорошо растирают в ступе и просеивают через мелкое сито.
Есть рецепт и универсальной пасты для очистки металлов. 50 гр. технического вазелина, 10г гр. керосина, 20 гр. порошка мела, 20 гр. кремнезема, 10 гр. порошка пемзы. Все это смешивают и растирают в фарфоровой чашке.
Известковую пасту часто применяют для полировки изделий из бронзы, латуни и алюминия, а также никелированных поверхностей. Венская известь — 71,8%; церезина — 1,5%; стеариновая кислота — 2.3%; солидол — 1,5%; скипидар — 22,9%.
Сталь полируют пастой, в состав которой входят: парафин – 20%; стеарин – 10%; техническое сало – 3%; микропорошок М50 – 67%. Готовят такой полировальный состав разогревом на водяной бане воскообразных и жидких материалов, а затем туда вмешивают сухие компоненты.
Кроме механического способа полировки гребных винтов, есть еще и химический, путем погружения деталей в специальный состав: фосфорная кислота – 350 мл; азотная кислота – 50 мл; серная кислота – 100 мл; сернокислая или азотнокислая медь – 0,5 г. Кислоты должны быть концентрированными. Рабочая температура раствора 100-110 град.С. Время погружения подбирается оптыным путем для каждого типа металла, в среднем оно колеблется от 30 секунд до 5 минут. Важно помнить, что при таком способе выделяют крайне ядовитые пары, поэтому процедуру химической полировки обязательно проводят в вытяжном шакфу или на открытом воздухе. Такой химический раствор хорошо подойдет для полировки алюминиевых винтов, но и другие, более твердые металлы поддаются обработке таким методом.