Тесты

Как шаг гребного винта влияет на ходовые качества лодки?

Общеизвестно, что любое изменение шага гребного винта напрямую влияет на ходовые характеристики судна. Также известно, что каждый дюйм шага (≈ 2.54 см) может изменить обороты двигателя на режиме полного газа (WOT – Wide Open Throttle) на 150–200 об/мин. Эта зависимость является обратно пропорциональной.

По мере увеличения шага нагрузка на двигатель возрастает, поскольку винт «захватывает» больший объем воды, что приводит к снижению оборотов. Обратный эффект наблюдается при уменьшении шага.

Чтобы максимально точно определить влияние шага винта на характеристики лодки, мы протестировали три гребных винта с одинаковым диаметром, но разным, постепенно увеличенным шагом. В качестве тестового судна использовалась жестко-надувная лодка (РИБ) Marvel 930 длиной 30 футов 6 дюймов (около 9.30 м), оснащенная подвесным мотором Suzuki мощностью 300 л.с. (около 224 кВт). Все винты имели диаметр 16 дюймов (40.64 см) и следующие значения шага: 18.5 дюйма (46.99 см), 20 дюймов (50.8 см) и 21.5 дюйма (54.61 см). Испытания проводились в одной и той же акватории при одинаковой загрузке.

Крейсерская скорость при 4000 об/мин увеличивается примерно на 2 узла на каждые 1.5 дюйма (около 3.8 см) увеличения шага. С винтом шагом 18.5 дюйма (46.99 см) наша скорость составляла 26 узлов при 4000 об/мин; с винтом шагом 20 дюймов (50.8 см) — 28 узлов; а с винтом шагом 21.5 дюйма (54.61 см) — 30 узлов при тех же оборотах.

Сравнительная таблица тестировани гребных винтов с разным шагом.

Marvel 930 | Suzuki AP 300 л.с.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Гребной винт Об/мин Скорость (км/ч) Л/мор. милю Проскальзывание (%) Выход на глиссирование / Полный газ
Suzuki 16″ x 18.5″ 4000 48.2 1.46 11.1% 27.8 км/ч при 2700 об/мин
Suzuki 16″ x 20″ 4000 51.9 1.42 11.5% 32.4 км/ч при 2800 об/мин
Suzuki 16″ x 21.5″ 4000 55.6 1.60 11.8% 34.3 км/ч при 2900 об/мин
Suzuki 16″ x 18.5″ 6100 78.9 2.15 4.54% Полный газ
Suzuki 16″ x 20″ 5900 79.8 2.10 7.64% Полный газ
Suzuki 16″ x 21.5″ 5600 79.8 2.10 9.4% Полный газ

Данные по ускорению:

  • Suzuki 16″ x 18.5″: Разгон 0-55.6 км/ч за 9 сек
  • Suzuki 16″ x 20″: Разгон 0-55.6 км/ч за 10.12 сек
  • Suzuki 16″ x 21.5″: Разгон 0-55.6 км/ч за 11.40 сек

Глядя на приведённую выше таблицу, мы видим, что по мере увеличения шага винта:

  • Обороты двигателя на полном газу (WOT) снижаются.
  • Разгон становится медленнее, а отклик на изменение положения дросселя ухудшается.
  • Скольжение увеличивается во всем диапазоне оборотов.
  • Время выхода на глиссирование увеличивается, при этом лодка остается на глиссировании на более высоких скоростях и оборотах.
Гребные винты с разным шагом
Поскольку все винты имеют одинаковый диаметр, невооружённым глазом трудно заметить разницу в шаге винтов.

Результаты

  • Изменение шага гребного винта оказывает существенное влияние на время выхода на глиссирование, разгон, крейсерскую скорость, скольжение, расход топлива и обороты двигателя.
  • Чем меньше шаг, тем быстрее происходит разгон и тем легче двигатель набирает обороты.
  • Меньший шаг позволяет лодке оставаться на глиссировании при более низких оборотах. Это предпочтительно при движении по неспокойной воде (в шторм), когда судоводителю необходимо удерживать лодку в режиме глиссирования.
  • Уменьшение шага обеспечивает лучшее сцепление лопастей гребного винта с водой и улучшает разгон и отклик на изменение положения дросселя. Это также улучшает способность лодки нести более тяжелые грузы и ее управляемость в неспокойных условиях.
  • Винт с меньшим шагом может помочь лодке легче преодолевать волны в штормовых условиях.
  • Скорость лодки напрямую зависит от шага гребного винта.
  • Чем больше шаг, тем выше крейсерская скорость на средних оборотах.
Характеристики лодки с разными гребными винтами
При длительных водных походах рекомендуется использовать гребной винт с меньшим шагом, т.к. такой винт более универсален и подойдет для возможных сложных условий эксплуатации лодки с мотором.

Однако это не относится к максимальной скорости. Когда шаг гребного винта слишком велик, двигателю не хватает мощности, чтобы раскрутить винт до максимального диапазона оборотов, и максимальная скорость снижается.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Back to top button