Обслуживание системы охлаждения подвесного лодочного мотора
Системы охлаждения подвесных лодочных моторов очень просты и легки в обслуживании. Как правило, они не доставляют проблем, если владелец регулярно проводит техническое обслуживание и осмотр, а также не злоупотребляет использованием мотора в условиях грязи и песка, которые могут засорить систему.
Система охлаждения и принцип её работы
Система состоит из:
- Водозаборников
- Водяного насоса в сборе
- Водопроводящей трубки
- Водяных каналов в головке блока цилиндров
- Термостатов
- Перепускных клапанов
Водяной насос – это сердце системы. Обычно он располагается непосредственно над корпусом редуктора и легко доступен для обслуживания. Насос, как правило, состоит из резиновой крыльчатки, которая крепится к приводному валу двигателя.
Вода поступает в корпус редуктора через тщательно спроектированные и расположенные водозаборники, обычно находящиеся по бокам редуктора, чуть выше области гребного вала. Приводной вал вращает насос внутри пластикового корпуса с облицовкой из нержавеющей стали. Затем насос забирает воду через водозаборники редуктора и направляет ее в корпус.
Лопасти крыльчатки (лопатки) касаются облицовки из нержавеющей стали на низких оборотах, когда вращается приводной вал, но по мере увеличения оборотов двигателя лопасти крыльчатки отгибаются от облицовки корпуса. Насос подает охлаждающую воду из верхней части корпуса через длинную латунную трубку, обычно диаметром около 12 мм, к головке блока цилиндров двигателя, где она циркулирует по охлаждающим каналам и термостатам системы.
Соль, песок, грязь, палки и другой мусор оказывают негативное воздействие на крыльчатку насоса, корпус и связанные с ними детали. Именно поэтому большинство техников по обслуживанию подвесных моторов рекомендуют заменять их каждый сезон или, в крайнем случае, через сезон. Существует множество историй типа “У меня мотор уже двадцать лет, и я ни разу не менял водяной насос“, однако хорошая практика профилактического обслуживания включает замену насоса и корпуса через регулярные промежутки времени.
Замена водяного насоса
Приобретите заводское руководство по ремонту вашего двигателя, чтобы следовать правильной процедуре и использовать правильные детали. Вам потребуется около часа, чтобы снять редуктор, заменить насос и установить редуктор обратно на двигатель.
Снятие редуктора
На некоторых подвесных лодочных моторах сложной частью снятия редуктора является отсоединение вала переключения передач. Например, на большинстве двигателей Mercury и Yamaha двигатель сначала необходимо переключить на переднюю передачу. Во многих руководствах по ремонту двигателей Johnson/Evinrude конкретно указано, в каком положении должна находиться передача для облегчения снятия и установки. Временное отсоединение троса переключения передач на конце двигателя также значительно упростит задачу, особенно на двигателях, где вал переключения передач отсоединяется внутри кожуха. Для снятия редуктора двигатель следует полностью поднять.
Как правило, с каждой стороны двигателя имеется по два крепления; на некоторых также есть гайка спереди. Обычно имеется как минимум одна или две скрытые гайки или болта под антикавитационной плитой (плоская пластина непосредственно над гребным винтом). Возможно, вам также придется снять регулировочную пластину (трим-пластину), чтобы получить доступ к одному из этих крепежных болтов.
Если болты заржавели и заклинили, будьте особенно осторожны, чтобы не сломать их. Используйте пропановую горелку, чтобы нагреть алюминиевый корпус вокруг болта (но не сам болт), и сильно постучите по головке болта шариковым молотком. Также можно использовать проникающую смазку типа WD-40. Эти действия расширят резьбу, ослабят затвердевшую коррозию и освободят болт, чтобы вы могли его выкрутить.
Прежде чем полностью выкрутить последний болт или гайку, приготовьтесь подхватить редуктор на случай, если он сразу же выпадет. Обычно этого не происходит; для его снятия потребуется некоторое покачивание и вытягивание, даже если все болты/гайки откручены.
Установите его вертикально
Установите редуктор на рабочий стенд. Закрепление киля в тисках также подойдет, но защитите покрытие, подложив под губки тисков тряпку или другой мягкий материал. Закрепив агрегат, можно снять старый водяной насос.

Советы по замене
Тщательно следуйте процедуре замены водяного насоса, указанной в заводском руководстве, обращая особое внимание на предостережения и предупреждения. Вот несколько общих советов, которые применимы ко всем водяным насосам, независимо от марки или размера двигателя:
- Используйте сжатый воздух для удаления мусора из впускных каналов и верхней части корпуса редуктора, окружающей насос. После снятия насоса и пластины крыльчатки используйте пневматический пистолет с удлиненным наконечником, чтобы добраться до самых глубоких участков впускных каналов и выдуть скопившийся песок и ил. Продуйте сжатым воздухом латунную водопроводящую трубку в средней части двигателя, чтобы удалить мусор.
- Используйте правильные герметики, если это указано в руководстве.
- При установке крыльчатки в корпус убедитесь в правильном направлении вращения (по часовой стрелке); затем установите крыльчатку в корпус, вращая ее так, чтобы лопасти сжимались в правильном направлении.
- Нанесите немного моторного масла на лопасти крыльчатки при установке ее в корпус, чтобы она была слегка смазана перед запуском двигателя после сборки. Кроме того, это облегчит сжатие лопастей в корпусе.
- Осторожно затяните винты корпуса; не перетягивайте их, иначе вы можете повредить корпус и вызвать утечку в дальнейшем, что может привести к перегреву.
- После завершения установки насоса самое время слить, проверить и залить новое трансмиссионное масло.

Установка
Помните, что перед установкой редуктор должен находиться в правильном положении передачи. Надеемся, вы не перемещали вал переключения передач во время обслуживания водяного насоса. При установке редуктора:
- Очистите верхнюю часть приводного вала, затем нанесите небольшое количество морской смазки на шлицы – НЕ на верхнюю часть. Смазка верхней части может помешать правильной посадке вала внутри коленчатого вала. Смазка шлицев облегчит снятие редуктора в следующий раз.
- Убедитесь, что переходник выхлопной системы правильно расположен в средней части двигателя.
- При надвигании редуктора в среднюю часть двигателя убедитесь, что приводной вал, вал переключения передач и водопроводящая трубка расположены правильно. Будьте особенно внимательны к тому, чтобы водопроводящая трубка правильно вошла в верхнюю часть водяного насоса; если она не войдет, двигатель не будет получать охлаждающую воду и перегреется.
- ВАЖНО, особенно в соленой/солоноватой воде: Обязательно покройте резьбу и стержни каждого крепежного болта толстым слоем водостойкой морской смазки. Это облегчит их снятие при следующем обслуживании.
После завершения установки и повторного подключения вала переключения передач и троса переключения передач запустите двигатель и убедитесь, что он качает воду, работает нормально при правильной температуре и правильно переключается из нейтрального положения на переднюю и заднюю передачи. Также рассмотрите возможность обслуживания термостатов двигателя в это же время, чтобы вся система охлаждения была обновлена и готова к работе.
Термостаты и перепускные клапаны
Их легко обслуживать. Просто найдите их на головке блока цилиндров двигателя, снимите крышку корпуса (опять же, помните о заржавевших/заклинивших болтах) и извлеките старые термостаты, перепускные клапаны, пружины и резиновые втулки. Очистите весь налет и коррозию из корпуса сжатым воздухом и зубочисткой, удалите все старые прокладки с помощью лезвия, и замените компоненты в соответствии с инструкциями в заводском руководстве по ремонту.

Другие советы и примечания
Несколько полезных советов при обслуживании системы охлаждения вашего двигателя:
- Если старая крыльчатка выходит по частям и/или вы видите другой мусор (палки, песок, грязь), будьте осторожны и продуйте все водяные каналы сжатым воздухом, чтобы удалить мусор, который может заблокировать прохождение воды.
- После завершения работы запустите двигатель в воде, а не на шланге, и проверьте температуру на головках цилиндров с помощью инфракрасного термометра. (Их можно приобрести в Интернете или в любом магазине автозапчастей менее чем за 30 долларов). Проверьте в руководстве по ремонту правильную рабочую температуру; большинство подвесных моторов работают при температуре от 52° до 66° Цельсия.
- Убедитесь, что внешний индикатор воды (некоторые называют его “писающей струйкой”) не заблокирован и выдает устойчивую струю прохладной или теплой воды – не пара, не рывками.