Обзоры

Водомет с изменяемой геометрией «IntelliJet»

Микропроцессорные системы управления прогрессируют настолько стремительно, что даже давно зарекомендовавшие себя устройства, такие как водометные движители, не остаются в стороне. Обычно конструкторы уделяют основное внимание оптимизации параметров рабочего колеса, водовода и спрямляющего аппарата, чтобы обеспечить максимальную эффективность на разных режимах работы. Однако существует более прямой и инновационный подход — динамическое регулирование ключевых параметров непосредственно во время эксплуатации. Этот принцип был реализован американской компанией «IntelliJet Marine», которая в течение десяти лет разработала и представила на рынок водомет, способный изменять геометрию водозаборника, рабочего колеса и выходного сопла.

Характеристики водомета “IntelliJet”

Характеристики водомета "IntelliJet"

Система управления водометом «IntelliJet» предусматривает два основных режима работы: ходовой и маневровый. Водителю не нужно вручную выбирать режим — достаточно управлять двигателем через стандартный однорычажный контроллер, который регулирует обороты. В маневровом режиме, при низких оборотах и рычаге в центральном положении, импеллер функционирует как гребной винт с регулируемым шагом, позволяя изменять упор от положительного до отрицательного через нейтральное положение лопастей. Это делает ненужным традиционное реверсивное устройство в виде «ковша», которое отклоняет струю воды. При увеличении оборотов и переходе в ходовой режим система автоматически оптимизирует как шаг импеллера, так и сечения водозаборника и сопла, обеспечивая максимальную эффективность при текущих условиях. С ростом скорости судна проходные сечения уменьшаются, чтобы соответствовать мощности двигателя. Благодаря микропроцессорному управлению водомет демонстрирует стабильную эффективность в диапазоне скоростей от 20 до 60 узлов.

На сайте разработчика intellijetmarine.com доступны видеоролики, на которых запечатлены тесты нового движителя на катере. Они показывают, как легко и точно он выполняет маневры при швартовке, а также демонстрируют впечатляющий разгон и выход на глиссирование. К другим инновациям водомета относится трансмиссия с бесступенчатым вариатором (CVT), уже хорошо известным по автомобилям и снегоходам. Вариатор сглаживает крутящий момент, снижает нагрузку на двигатель и делает переключение режимов более плавным. По словам Джеффа Джордана, руководителя компании, прямая передача мощности на вал водомета сегодня так же устарела, как и конструктивные решения легендарного автомобиля «Форд-Т». Джордан убежден, что новаторская модель «IntelliJet» станет новым эталоном надежности, экономичности и эффективности для широкого спектра судов — от прогулочных и коммерческих до служебных и военных катеров.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Back to top button