Мощность отечественных и иностранных лодочных моторов
Как и вечный спор между Востоком и Западом, так и в нашей водномоторной тематике постоянно возникает вопрос какой мотор мощнее, наш отечественный или иностранный. Однозначно на него ответить нельзя. Но мы попробуем в нем разобраться.
Соотношение мощностей лодочных моторов
Давайте попробуем разобраться с мощностью по порядку и разложить все по полочкам.
- До 90-х годов мощность лодочных моторов в разных странах измерялась по разному. К примеру в Японии 30 л.с. означало то, что эта “тридцатка” это мощность на гребном валу. Остальной же мир, включая Россию (СССР) измерял мощность на коленчатом валу. Примерно с середины 90-х годов США, Италия и Англия также стали мерить лошадиные силы на гребном валу как и Япония. Т.о. уже просматривается некоторое несоответствие. Что едино у всех так это “лошадиная сила”, во всем мире она равна 75 кгм/сек. Мощность на гребном валу всегда будет меньше чем на коленвалу из-за потерь в редукторе и помпе охлаждения. КПД редуктора по любому машиностроительному справочнику равно 96%. Величину потерь на водяном охлаждении также можно найти в специализированной литературе. В среднем это примерно еще 4%. Итого на выходе мы имеем 91-92% от первоначальной мощности. Для примера: Отечественный лодочный мотор Привет-22 имеет итоговое КПД 0,935. Примерно такое же КПД будет и у моторов “Салют”, т.к. у них обоих бесконтактный насос. Насосы же с резиновой крыльчаткой, которые устанавливаются на моторы “Нептун”, “Вихрь”, “Ветерок” “забирают” еще чуток больше мощности. На выходе у них в итоге будет примерно 0,92.
Что мы имеем в итоге исходя из вышеизложенного. Отечественные 30 л.с. не равны иностранным 30 л.с. Их 30 дадут больше КПД нежели наши 30 примерно на 7-8%. Правда “Вихри” не так давно тоже перешли на “японскую” систему измерения мощности и их некогда популярный мотор Вихрь-32 превратился в Вихрь 30МА. - Но не только от мощности зависит тяга мотора. Важно учитывать также передаточное отношение редуктора и характеристики гребного винта. Редукция большинства иностранных лодочных моторов больше в сравнении с отечественными, что в итоге выливается в 5-10% выигрыш в тяге. Т.е. иностранный мотор вытащит на глисс лодку на 5-10% тяжелее. Хотя тут не все так однозначно. На больших скоростях ситуация может поменяться кардинально. Правда благодаря хорошей обтекаемости редуктора зарубежных моторов, на больших скоростях они не всегда будут проигрывать отечественным моторам.
- Отечественные моторы зачастую в комплекте имеют не совсем эффективный гребной винт, более тяжелый. И если не позаботиться о замене винта на более легкий, то иностранные моторы выиграют еще 7-8%.
- Вес мотора также важен в оценке выходной мощности и КПД. Иностранные моторы как правило тяжелее наших. Принято считать что каждые 20 кг. веса “отъедают” 1 л.с.
Однозначно ни в коем случае нельзя говорить, что наши моторы неэкономичные и медленные. Значительных преимуществ в удельной эффективности иностранные моторы не имеют. Проверялось это не раз на практике. Правда ситуация несколько меняется если вместо двух моторов отечественного производства поставить один более мощные иностранный. К примеру два “Вихрь-30” на каркасной лодке длиной 5,2 метра выдали такую же скорость 46 км/ч что и новый Yamaha 55BEDS. “Вихри расходовали 27 л/ч А76, а Ямаха 24 л/ч АИ93.
Как итог, преимущества отечественных лодочных моторов:
- дешевле
- дешевый бензин А76
- легче
Преимущества иностранных моторов:
- высокая надежность, особенно в соленой морской воде
- выше тяга при больших нагрузках
- легче в обслуживании (Опыт эксплуатации иностранных лодочных моторов)
По материалам журнала “Катера и Яхты” и сайта Mnevka.