Советы

Классификация маломерных судов

А это наш вариант ответа на вопрос “что же такое маломерные суда” и попытка их классифицировать на основе типа конструкции и области применения. У нас получилось три группы, которые конечно же отличаются друг от друга, но в то же время и имеют общие, пересекающиеся характеристики.

Надувные лодки

Это довольно обширная категория лодок. Суда этого типа, разумеется, подразумевают наличие бортов, которые формируются надувным баллоном.

Классификация судов - надувные лодки

Это корпуса, полностью состоящие из ткани (армированный ПВХ, Hypalon. В крайнем, устаревшем случае — резина). Эти лодки, в классическом своем варианте, имеют вставной жесткий пол — пайол, из алюминия, пластика или водостойкой фанеры, либо надувной, низкого или высокого давления (airdeck). Они могут быть как килевыми, для повышения мореходности, так и плоскодонными, для спокойных, закрытых водоемов.

Похожие статьи

Лодки такого типа приводятся в движение подвесным лодочным мотором, используются как тендеры для небольших яхт или как бюджетный вариант рыболовной лодки, которая отличается своей портативностью и неприхотливостью в хранении и обслуживании. Качественная надувная лодка является одним из самых безопасных типов судов.

Все эти лодки принадлежат к лодкам, с корпусами глиссирующего типа. А это значит, что при установке подвесного лодочного мотора недостаточной мощности, который не сможет вывести конкретную надувную лодку в режим глиссирования, передвижение будет неэффективным, но вполне достаточным для нужд среднестатистического рыболова.

При всем при этом, надувные лодки этого класса, могут достигать длины семь метров и иметь пассажировместимость до 12 человек, а на транце может висеть подвесной лодочный мотор, мощностью в 80-100 л.с.

На надувнушках, размером от трех с половиной метров, уже можно установить рулевую консоль с дистанционным управлением лодочным мотором, ходовой тент и прочее оборудование для надувных лодок.

Лодки РИБ

Большинство продавцов катеров и яхт, лодки этого класса объединяют с группой надувных моторных лодок. Мы не можем этого сделать. Особенно, если учесть, что многие модели РИБов имеют размеры, внутреннее обустройство, оборудование и стоимость, не уступающие моторным яхтам, класса люкс.

К примеру, Opera 60, длиной более 18 метров и шириной 5.4 метра с полноценными каютами, санузлом и суммарной мощностью стационарных двигателей 640 л.с.

Лодка РИБ Opera 60
Лодка РИБ Opera 60

Rigit inflatable boat — это, грубо говоря, жесткий корпус лодки, имеющий по периметру бортов надувные элементы, в виде баллонов, как на надувной лодке. Жесткий корпус, выполненный, чаще всего, из пластика, позволяет иметь гидродинамические обводы, совершенно недоступные для полностью надувных судов. Не говоря уже о жесткости корпуса.

Вкупе с этим, РИБы имеют потрясающую мореходность и безопасность. Что бы перевернуть правильно спроектированное судно такого типа, нужно обладать немалым талантом. Поэтому, большинство спасательных операций и перехватов на море проходит, разумеется, с их участием.

Лодки класса RIB

Финансовую целесообразность приобретения РИБа, длиной до четырех метров, мы не видим. Это, конечно, только наше мнение. Свыше этого размера, лучше приобрести именно РИБ. Если условия хранения позволяют, конечно.

Складные лодки этого класса имеют право на существование, но полноценными РИБами, все же назвать их нельзя. Тоже самое и с моделями надувных лодок, имеющих простую приклейку алюминиевого или пластикового днища к надувным баллонам. Все-таки РИБ — это полноценная лодка, с некоторыми оговорками, конечно (ведь, РИБ проектируется комплексно), имеющая дополнение в виде баллона, а не надувнушка, имеющая дополнение в виде жесткого днища. Правда, под определение «rigit inflatable boats», они, все же подходят. Как бы то ни было, эти варианты прекрасно подходят для небольших размеров лодок. Они довольно легки и имеют гораздо большую прочность днищевой части, нежели обычная ПВХ-лодка.

Лодки класса RIB — это отдельное направление судостроения. Множество владельцев катеров и яхт, имеют в своих владениях и РИБы. На них проводится множество гонок, а как прогулочное быстроходное моторное судно, это класс лодок давно держит первенство.

Рыболовные катера и лодки

Конечно, рыбу можно ловить с лодки любого типа. Но, раз уж существует возможность выбора, в первую очередь, финансовая, конечно, то следует обратить внимание на специализированные катера для рыбной ловли.

Рыболовный морской катер

Это при условии, что рыбалка, морская или озерная, является вашим образом жизни. Ведь рыболовные катера и лодки проектируются таким образом, что бы обеспечить максимум удобства в процессе вываживания рыбы. Следовательно, комфорт обитания на судне будет сведен к минимуму. Конечно, это с точки зрения простого обывателя. Или вашей любимой супруги.

Главное правило при проектировании подобных катеров — это, разумеется, доступ к бортам по всему периметру лодки. Отсюда самый яркий пример рыболовного катера — судно с центральной консолью (Center Consoles).

Как правило, это очень мореходные глиссирующие катера, с высоким бортом, используются для морской рыбалки в прибрежных водах. Над центральной консолью, в кормовом рецессе, по бортам и везде, где только можно, обычно устанавливается большое количество стаканов под спиннинги, для ловли рыбы в режиме троллинга.

Большая часть рыболовных катеров строится под подвесные лодочные моторы большой мощности. Стандартно устанавливается два ПЛМ, иногда три. Реже — один, на небольших лодках. Однако, для морской ловли рыбы, при целенаправленной охоте за очень крупными обитателями моря, приобретается катер со стационарным двигателем, с простой целью — освободить корму.

Но все эти катера рассчитаны на однодневное пребывание на воде. Они не имеют спальных мест и даже минимальных удобств. Очевидно, что, когда финансы не располагают к наличию коллекции лодок и катеров, то целесообразнее приобрести катер похожего класса, но имеющий, так называемую, рубку-убежище.

Отсюда и название катеров подобной конструкции — Walkaround.

Конструкция по-прежнему открывает доступ к борту по периметру лодки, но предоставляет еще и минимальные удобства, в виде пары спальных мест, умывальника и, в некоторых случаях, еще и гальюна.

Выше рассмотренные катера имеют повышенную мореходность и рассчитаны на морскую рыбалку.

Американские специализированные лодки для ловли басса (bass boats) конечно, популярностью пользуются только у тех же американских рыболовов, спортсменов-профессионалов, из-за высокой стоимости и ограниченного круга применения.

Лодка Skeeter ZX-21 типа Bass Boat
Лодка Skeeter ZX-21 типа “Bass Boat”

Ну и, само-собой, надувные лодки ПВХ с подвесными лодочными моторами, с большим успехом применяются, как рыболовные лодки. В основном, в спокойных, закрытых пресноводных водоемах. Средний размер надувных лодок, исходя из данных о продажах, в России составляет 3.5 метра.

Иногда же встречаются удивительные конструкции рыболовных лодок, довольно функциональные и не превышающие рамки имеющегося бюджета. В том числе и самодельные, конечно.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Back to top button