Керосин вместо дизельного топлива
Владельцы дизельных лодочных моторов периодически интересуются: можно ли вместо дизельного топлива использовать осветительный керосин для питания двигателя? Может можно в керосин добавить дизельного автола. И отразится ли как то керосиновая диета на самом двигателе, форсунках, топливном насосе?
Современные дизельные двигатели работают на топливе, которое содержит определенные пропорции тяжелых, средних и легких фракций. Керосины – это это более тяжелые фракции нефти чем бензин и температура их кипения составляет 110 – 300°С. Фракционный состав дизельного топлива, продающегося на заправках имеет температуры от 180 до 360°С. Приблизительно 50% летнего дизельного топлива выгорает при температуре около 280°С, а 95% уже при 360°С. По моторным свойствам керосин сильно отличается от диз.топлива из-за наличия большого количества легких фракций.
В недалеком прошлом смесь керосина с дизельным топливом применялась в сельском хозяйстве. Её использовали при отсутствии зимнего топлива, в летнее топливо добавлялся тракторный керосин для понижения температуры застывания. Но в итоге карбюраторные керосиновые двигатели были сняты с производства, а затем и тракторный керосин перестали вырабатывать.
Если смотреть на старые ГОСТы то керосин выпускался трех видов: осветительный (ГОСТ 4753-68), осветительный из сернистой нефти (ГОСТ 11128-65) и керосин для технических нужд (ГОСТ 18499-73). Техническим керосином можно разбавлять летнее дизельное топливо, чтобы превратить его в зимнее (при отсутствии на заправках такового). Осветительный же керосин в топливо добавлять нельзя, т.к. у него более высокая температура застывания. Он предназначен исключительно для керосиновых ламп, керогазов и примусов.
Осветительный керосин в свою очередь может быть четырех марок: КО-30, КО-25, КО-22, КО-20. Цифры обозначают высоту некоптящего пламени. А вот цетановое число и вязкость (важные показатели для дизельного топлива) не регламентированы стандартами на керосин.
Цетановое число дизеля
Если для бензина важным показателем является “октановое число”, то для дизельного топлива это “цетановое число”. Оно определяет процесс сгорания топлива и в итоге влияет на экономичность дизеля и жесткость его работы. Меньшее цетановое число приводит к ухудшения работы мотора, снижая динамические показатели цикла (максимальное давление, интенсивность понижения давления на угол поворота коленчатого вала).
Цетановое число также определяет и пусковые качества топлива. При его значениях ниже 40, двигатель будет иметь затруднения при пуске даже в теплое время года. Для нормального пуска и работы мотора цетановое число летнего дизельного топлива должно быть равно 45, зимнего – 50.
У керосина цетановое число значительно ниже чем у дизеля. Даже смесь керосина и летнего дизтоплива зачастую не даёт значение выше 35 единиц. Поэтому на такой смеси моторы работаю с характерным стуком, плохо запускаются, сильно дымят, повышается расход топлива, при этом снижается мощность двигателя. Кроме того такое топливо приводит к повышенному износу верхнего пояса гильз цилиндров, компрессионных колец, вкладышей подшипников, шатунных шеек коленвала.
Не забываем и про вязкость дизельного топлива. При температуре 20°С вязкость летнего дизтоплива находится в пределах 3,0 – 6,0 сСт (кв.мм/с), а у керосина она 1,25 – 3,5 сСт. Топливо с низкой вязкостью проникает через зазоры в плунжерных парах ТНВД, это нарушает дозировку топлива, которое подает под давление топливный насос, снижается цикловая подача, падает давление впрыска в форсунках, повышает расход топлива и снижается мощность двигателя. Кроме того такое топливо с низкой вязкостью имеет худшие смазывающие характеристики, что приводит к повышенному износу трущихся деталей и механизмов топливной аппаратуры, ремонт которой обойдется совсем не дешево.
Моторное масло в керосине не помоет превратить его в дизтопливо или улучшить его характеристики. Масло надо использовать по прямому назначению. Попадая в топливо, масло в камере сгорания термически разлагается, как результат, на горячих поверхностях появляется лаковые пленки и нагары. Моторные масла также содержать множество присадок, объем которых может доходить до десятков процентов, а в результате их сгорания образуется зола, которая повышает износ двигателя.
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что керосин не может полностью заменить собой дизельное топливо, не обеспечивает надежность, экономичность и долговечность работы современных дизельных двигателей как судовых так и автомобильных и тракторных.