Тесты

Сравнительный тест лодочных моторов 30 л.с.

В течении последних десяти лет двухтактные лодочные моторы, которые уже кое как укладываются в нормы токсичности, постепенно вытесняются четырехтактными моторами. Четырехтактники гораздо менее прожорливы и намного удобнее в эксплуатации, и работают ровнее и тише. Правда с другой стороны они стоят дороже из-за не дешевого клапанного механизма газораспределения и электронной системы впрыска топлива. Это также сказывается на приемистости мотора и на его весе.

Следствием увеличения массы явилось то, что ни один из тестируемых сегодня моторов (заправленных маслом и топливом, с установленным гребным винтом) не смог преодолеть вес в 80 кг. Все они оказались тяжелее. Самым тяжелым был Yamaha F30, который унаследовал конструктивные особенности от своего старшего брата, мощность 40 л.с. Вес его составил аж 90, 4 кг. Лишний вес еще никому пользы не приносил. Вот и четырехтактные моторы из-за своего веса проигрывают бой с более легкими двухтактными за место под солнцем, а точнее на лодка длиной около 4-х метров. На таких лодках чаще приходится видеть 20-25 сильные экземпляры двухтактного семейства. Они легче запускаются с ручного стартера и более безопасны при румпельном управлении.

Тест лодочных моторов 30 л.с.

В тесте принимали участие лодочные моторы Evinrude, Honda, Mercury, Tohatsu и Yamaha, которые скорее можно отнести к линейке “комфорт” благодаря удлиненной ноге, электрозапуску, дистанционному управлению и трим-системе. Они отлично будут смотреться на четырехметровой лодке или катере с жесткими сидениями и рулевым управлением.

Honda BF30

Стандартно они оснащаются регулятором газа, переключателем передач, системой тримма, которая позволяет одним нажатием кнопки поднять или опустить мотор (Изменение угла наклона лодочного мотора), системой Quick Stop, чтобы одномоментно остановить мотор, топливным баком на 25 л. с индикатором уровня, алюминиевым гребным винтом, комплектом инструментов и руководством по эксплуатации, которое составлено очень грамотно и имеет много иллюстраций. Кроме этого все моторы оснащаются предупредительной сигнализацией, которая сможет сообщить вам о низком уровне масла или о перегреве двигателя по средствам звуков или световых индикаторов на крышке. Также эта система автоматически снизит обороты при перегреве. В стандартную комплектацию к мотору Evinrude производитель включил еще и тахометр с индикатором тримма.

Уже давно на тридцатисильных лодочных моторах топливо подается не вместе с воздухом в камеру сгорания, а впрыскивается с помощью электронных инжекторов. В будущем нас ждет повальное использование электронной системы впрыска EFI, которая должна снизить расход топлива и вредные выбросы в атмосферу, обеспечит удобство в эксплуатации моторов и повысить безопасность. Из нашей тестируемой семейки только Honda BF30 отстает от паровоза и придерживается консервативных взглядов.

Tohatsu MF30B

Если вы решили купить лодочный мотор и главное в этом вопросе у вас цена, то Tohatsu MF30B для вас первый в очереди. Mercury F30 правда мало чем отличается от брата Tohatsu. По всей видимости их обоих собирают на одном конвейере и отличаются они по большому счету только лаковым покрытием и видом кожуха. Оба этих мотора – это трехцилиндровики в 526 куб.см. объема оснащенные электронным впрыском топлива.

Что касается рабочего объема, тот тут впереди всех Yamaha F30 с объемом в 747 куб.см. Так как это немного “задушенный” F40, то и все хорошее он перенял от более мощного брата. У него отличающаяся от всех система электронного управления и впускной коллектор.  Оба мотора F40 и F30 это моторы SOHC с одним распредвалом, клапанами в головке, с системой электронного впрыска топлива и с уникальной электронной системой автостопа.

Evinrude E30

Самым выдающимся мотором можно назвать Evinrude E30 за его конструктивные особенности. Это двухтактный лодочный мотор с электронной системой впрыска топлива. Но отличает его от всех технология E-TEC. Благодаря ей, все двухтактники Evinrude отличаются экономичностью, чистотой, малым весом и бесшумностью во время работы. Электронное управление мотора с послойным сгоранием, специальные свечи зажигания и инжекторы обеспечивают оптимальную, экономичную подачу масла прямо на коленвал и поршни. В горючее добавляется только необходимое количество масла в необходимый момент времени. Лодочные моторы Evinrude с технологией E-TEC к тому же практически не требуют технического обслуживания. В течении первых трех лет или 300 часов они не требуют вообще никакого обслуживания. К зимнему хранению мотор подготавливает сам себя. Для активации режима консервации достаточно просто повернуть ключ зажигания в определенное положение. В моторах E-TEC не требуется контролировать клапанный зазор, нет необходимости менять масло и масляные фильтры через строго определенные промежутки времени или пробега. Но тут нужно заметить то, что тех.обслуживание всех четырехтактных моторов не требуют каких либо серьезных трудовых или финансовых затрат. У всех протестированных моделей электронное управление впрыском топлива обеспечивает сгорание точного количества бензина в нужный момент времени.

Единственной проблемой всех моторов является слишком большая чувствительность деталей впрыска к грязи, пыли и воды. Стандартные топливные фильтры, которые устанавливаются на заводе это скорее алиби, нежели реальная защита. Поэтому перед монтажом на лодку следует устанавливать фильтры предварительной очистки. Защита же от гальванической коррозии реализована хорошо. Большие аноды удачно и практично размещены.

В качестве тестовой лодки использовалась Zodiac Futura Mark II, длиной 4,1 метра, вес которой без мотора не превышает 100 кг. Лодка очень удобна, есть в наличии стенд управления и комфортное кресло пилота.

Скоростные характеристики моторов.

EVINRUDE E30
Скорость
(км/ч)
Потребление топлива
(л/км)
*Запас
Хода
(км)
**Шум
(дБ/А)
10 0,21 119 76
25 0,18 139 83
30 0,21 119 84
40 0,22 114 90
45,8 0,23 109 91
*на одной заправке бака
**на расстоянии 1 м от мотора
ускорение от 0 до 35 км/ч – 5,8с
HONDA BF30
Скорость
(км/ч)
Потребление топлива
(л/км)
*Запас
Хода
(км)
**Шум
(дБ/А)
10 0,19 132 72
25 0,20 125 78
30 0,20 125 82
40 0,22 114 84
43,2 0,23 109 89
*на одной заправке бака
**на расстоянии 1 м от мотора
ускорение от 0 до 35 км/ч – 6,4с
MERCURY F30
Скорость
(км/ч)
Потребление топлива
(л/км)
*Запас
Хода
(км)
**Шум
(дБ/А)
10 0,15 166 71
25 0,18 139 77
30 0,18 139 78
40 0,26 96 85
41,9 0,26 96 88
*на одной заправке бака
**на расстоянии 1 м от мотора
ускорение от 0 до 35 км/ч – 7,2с
TOHATSU MF30B
Скорость
(км/ч)
Потребление топлива
(л/км)
*Запас
Хода
(км)
**Шум
(дБ/А)
10 0,17 147 70
25 0,18 139 71
30 0,20 125 78
40 0,23 119 86
43,2 0,24 109 88
*на одной заправке бака
**на расстоянии 1 м от мотора
ускорение от 0 до 35 км/ч – 7,6с
YAMAHA F30
Скорость
(км/ч)
Потребление топлива
(л/км)
*Запас
Хода
(км)
**Шум
(дБ/А)
10 0,24 104 73
25 0,19 132 78
30 0,20 125 79
40 0,26 96 85
41,8 0,26 96 88
*на одной заправке бака
**на расстоянии 1 м от мотора
ускорение от 0 до 35 км/ч – 5,8с

По комфортности работы конечно же всех обошли четырехтактные моторы. Они отлично и уверенно запускаются даже на холодную после нескольких оборотов коленвала, частота сразу же стабилизируется. На горячую они чутко реагируют на движение дроссельной заслонки. Никакой вибрации и дыма замечено не было.

Yamaha F30 BETL

Двухтактники хорошо показали себя как ожидалось в ускорении с о до 35 км\ч. Только Ямаха из четырехтактников не ударил в грязь лицом и выглядел в этом тесте молодцом. Хуже всех ускорялись моторы Меркури и Тохатсу.

Большой диаметр гребного винта у мотора Меркури не дал ему какого либо преимущества. Его конструктивный брат-близнец мотор Тохатсу оказался и быстрее и экономичнее.

Mercury F30 ELPT EFI

Двухтактный мотор Evinrude как и ожидалось выбился в лидеры со скоростью 45,8 км\ч, опередив и Honda и Tohatsu. Неожиданно проиграл Yamaha. Оказывается большой объем не всегда дает высокую скорость.

Самыми экономичными оказались моторы Honda и Evinrude. Карбюраторный мотор и двухтактник обошли моторы с электронной системой впрыска. Неожиданно. Самыми прожорливыми стали моторы Ямаха и Меркури.

Выводы по результатам тестов

Производитель Evinrude Honda Mercury Tohatsu Yamaha
Модель E 30 DPL BF 30 LRTU F30 ELPT EFI MF30B EPTL F30 BETL
Тип двухтактный четырехтактный
Кол-во цилиндров 2 в ряд 3 в ряд
Диаметр х Ход поршня 76 х 64 мм 61 х 63 мм 61 х 60 мм 61 х 60 мм 65 х 75 мм
Рабочий объем 578 куб.см. 552 куб.см. 526 куб.см. 526 куб.см. 747 куб.см.
Мощность 30 л.с. (22 кВт)
Диапазон оборотов при полностью отрытой дроссельной заслонке 5000-6000 5000-6000 5250-6250 5250-6250 5000-6000
Вес сухой/ готов к эксплуатации 80/81 кг 79,5/81 кг 78/85 кг 81/81,5 кг 90,4/98 кг
Топливо АИ95 АИ95 АИ95 АИ95 АИ95
Система подачи топлива электронно-регулируемый впрыск топлива 3 карбюратора электронно-регулируемый впрыск топлива электронно-регулируемый впрыск топлива электронно-регулируемый впрыск топлива
Система зажигания электронный регулятор
Система охлаждения водяное/ одноконтурн.
Генератор переменного тока 12 В/15 А 12 В/10 А 12 В/15 А 12 В/15 А 12 В/16 А
Рекомендуемая высота транца 508 мм 552 мм 508 мм 508 мм 508 мм
Передаточное отношение 2,15 : 1 2,08 : 1 1,92 : 1 1,92 : 1 2,00 : 1
Положение переключателя передач вперед- нейтраль– назад
Размер гребного винта при тестировании 3 х 10,3″ х 12″ 3 х 9 1/4″ х 12″ 3 х 9 1/2″ х 11″ 3 х 9,9″ х 11″ 3 х 11 3/4″ х 10″
Гарантия производителя 3 года 3 + 2 года 5 лет 3 года 3 года
Цена 240500 руб. 287000 руб. 232600 руб. 224400 руб. 258400 руб.

По совокупным показателям и по соотношению “цена-качество” победа присуждается мотору Tohatsu MF30B. Его небольшая масса и отсутствие каких либо сбоев и недочетов во время тестов добавили плюсов в его корзину. Хорошо также показал себя мотор Honda, вот только цена его выглядит угрожающе (больше 280 т.р.). В плюс Хонде можно записать еще и карбюратор, который подвластен любому механику, более менее знакомому со строением моторов. Мотор Evinrude с его технологией E-TEC тоже очень хорош, вот только он достаточно редкий гость в нашей стране. С самым современным оборудованием мотор Yamaha находился в постоянной борьбе со своим избыточным весом. Mercury же стал добротным середнячком.

По материалам журнала boote.de

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Back to top button