СоветыЯхтинг

Узлы и тросы для швартовки судна

Практические рекомендации

Вязание узлов остается одним из базовых навыков моряка. Обычно этому учат новичков: боцманы на качающихся учебных парусниках, облитых краской и растворителями, передают этот древний ремесло. Возможно, именно с этих душных и неудобных уроков связано то, что многие профессионалы до сих пор относятся к работе с узлами и тросами без особого энтузиазма.

Даже опытные яхтсмены порой испытывают затруднения, сталкиваясь с многообразием узлов и их описанием в специализированной литературе, например, в известном труде Льва Скрягина “Морские узлы”. Кажущееся бесконечным разнообразие, сложные схемы и эксперименты с веревкой могут отбить всякое желание осваивать это искусство. Однако, на практике, даже профессионалы используют ограниченный набор узлов (5-6), освоить которые достаточно просто.

Не стоит стремиться выучить все полторы сотни морских узлов. Многие из них функционально схожи, позволяя выбирать наиболее простой вариант. Значительная часть узлов, описанных в справочниках, представляет лишь исторический интерес (например, “воровской” узел). Наконец, множество узлов узкоспециализированы и используются преимущественно в парусном спорте.

Данная статья не претендует на исчерпывающее руководство по морским узлам и не дублирует существующие справочники. Наши рекомендации основаны на личном опыте авторов, включающем сотрудников редакции с опытом судовождения, а также Павла Пастухова, капитана парусной яхты “Nord Light”. Критерием отбора узлов служила их практическая эффективность и удобство использования. Так как каждый из участников отдает предпочтение собственным методам, мы предлагаем несколько вариантов для решения схожих задач. Материал ориентирован прежде всего на владельцев маломерных судов, особенно начинающих, которым приходится чаще всего работать с узлами при швартовке.

Выбор троса для швартовки

Часто, стремясь быстрее выйти на воду, владельцы лодок пренебрегают выбором швартовных концов, используя подручные средства. Однако, временные решения зачастую становятся постоянными, и даже на дорогостоящих судах можно встретить неряшливые обрывки канатов или бельевые веревки. Правильный выбор троса – это залог удобства и безопасности.

Современный рынок предлагает широкий ассортимент тросов для различных целей и бюджетов. При выборе необходимо учитывать следующие характеристики:

  • Разрывная нагрузка: Этот показатель характеризует прочность троса и зависит от сечения, конструкции (тип плетения), наличия оболочки и материала. Трос следует выбирать с запасом прочности. Для швартовных концов и шкертов для кранцев этот запас обычно достаточен. Рабочая нагрузка (длительное воздействие без риска повреждения) примерно в шесть раз меньше разрывной.
  • Сечение (диаметр): Этот параметр влияет не только на прочность, но и на удобство использования, особенно для швартовных тросов, которые часто приходится держать голыми руками. Слишком тонкий трос может порезать ладони, поэтому диаметр играет ключевую роль при выборе. Для ориентира можно использовать формулу: D = L + 4, где D — диаметр троса в миллиметрах, а L — длина лодки в метрах. Например, для 6-метровой лодки подойдет трос диаметром 10 мм. Однако, если лодка меньше, выбор становится более гибким — можно подбирать трос “на ощупь”, учитывая комфорт в руках.
  • Трение: Тросы различаются по коэффициенту трения. Для швартовки это не критично, но важно при завязывании некоторых узлов. Трение зависит от материала, конструкции и жесткости троса.
  • Жесткость: Жесткий трос трудно гнуть, мягкий – легко. Мягкий трос обеспечивает лучшее сцепление в узле, повышая надежность.
    Рис. 1. Мягкий трос легко согнуть в пальцах
    Рис. 1. Мягкий трос легко согнуть в пальцах
  • Растяжимость и упругость: Для яхтсменов важна минимальная растяжимость, для швартовных концов – небольшая упругость (амортизация). Для кранцев растяжимость не важна.
  • Склонность к образованию калышек: Жесткие витые тросы склонны к образованию петель, затрудняющих работу.
  • Удельный вес: Желательно выбирать тросы с меньшим весом, особенно если они должны держаться на поверхности воды, чтобы избежать наматывания на гребной винт.
  • Конструкция: Тросы бывают витыми и плетеными, с оболочкой и без. Плетеные тросы обычно мягче.
  • Материал: Преимущественно используются синтетические материалы (полипропилен, полиэстер, капрон, акрил). Растительные тросы менее прочны, тяжелее, подвержены гниению, но мягче и не “дубеют” со временем.
  • Цена: Для многих покупателей стоимость может стать камнем преткновения. И действительно, современные тросы, особенно те, что произведены за рубежом, нельзя назвать доступными. При этом в каталогах производителей нередко встречаются модели с одинаковым сечением, но с колоссальной разницей в цене. При выборе троса стоит руководствоваться тем же принципом, что и при любой другой покупке: нет резона переплачивать за характеристики, которые останутся невостребованными. Например, приобретать трос с «золотой» нитью, усиленный сверхпрочным кевларовым сердечником, только для подвешивания кранцев – излишняя роскошь.

Исходя из этого, мы сформировали собственный перечень рекомендаций, который, на наш взгляд, позволит приобрести продукцию с оптимальными характеристиками по адекватной цене.

Рис. 2. "Плетенка" из полипропилена
Рис. 2. “Плетенка” из полипропилена

Рекомендации по выбору тросов

В качестве швартовных концов мы советуем обратить внимание на полипропиленовый трос крупного, неплотного плетения, схожий с тем, что представлен на Рис. 2. Он обладает мягкостью, плавучестью, эффективно гасит рывки и практически не склонен к образованию узлов-калачей (петель). Единственный его недостаток – определенная скользкость. Но, несмотря на это, он надежно фиксируется не только на утках и кнехтах, но и, будучи завязанным в узел, на обычных рымах, которые, к сожалению, до сих пор встречаются в оснащении многих отечественных марин. К тому же, стоимость такого троса вполне приемлема.

Рис. 3. Витой трос из полипэстера относительно недорог
Рис. 3. Витой трос из полипэстера относительно недорог

Впрочем, можно рассмотреть и более бюджетный вариант – например, витой трос из полиэстера (см. Рис. 3). Однако, стоит учитывать, что он обладает большей массой, повышенной жесткостью и большей склонностью к образованию петель. Амортизационные свойства у него также не на высоте. Кроме того, такие тросы, после нескольких эпизодов значительной нагрузки, становятся ощутимо жестче.

Рис. 4. Мягкий трос с ворсистой на ощупь оболочкой особенно хорош для кранцев
Рис. 4. Мягкий трос с ворсистой на ощупь оболочкой особенно хорош для кранцев

А вот на концах для подвешивания кранцев экономить мы не рекомендуем (благо, большой метраж и не потребуется). Ведь их приходится крепить и к трубчатым релингам, и к поручням, и к леерам. Следовательно, от узла требуется особая надежность, хотя нагрузки, как правило, незначительны. Такую надежность с лихвой обеспечит мягкий трос с высоким коэффициентом трения – мы рекомендуем полиэстерный вариант с плетеной оплеткой (Рис. 4). При выборе стоит отдать предпочтение максимально мягкому на изгиб и сжатие тросу, а оплетка должна быть слегка бархатистой на ощупь. Что касается диаметра, то здесь действует тот же принцип, что и со швартовами: удобство работы. Чем крупнее и, следовательно, тяжелее кранец, тем больше должен быть диаметр троса. Такой мягкий трос в оплетке, к слову, вполне может использоваться и в качестве швартовного, однако, он не отличается низкой ценой.

Определение необходимой длины троса

Перед походом в магазин необходимо определить необходимую длину троса каждого типа.

В идеале, для надежной швартовки вашей лодки, за исключением самых маленьких моделей, таких как катера и мотолодки, вам потребуется как минимум четыре швартовых конца: пара прижимных и пара шпрингов. Оптимально, если вы планируете стоянку в благоустроенной марине, где причалы оборудованы кнехтами или утками, минимальная длина прижимного конца может составлять примерно половину длины вашего судна, а шпринга – в полтора раза больше. Короткие концы удобны тем, что снижают риск запутаться, однако в других обстоятельствах их длины может оказаться недостаточно. Например, когда причальные приспособления расположены на значительном расстоянии или когда необходимо привязаться к дереву на необорудованном берегу. В конечном счете, выбор длины зависит от конкретных условий, которые вам, скорее всего, уже известны.

Рис. 8. Узел-"восьмерка" останавливает разлохмачивание конца троса
Рис. 8. Узел-“восьмерка” останавливает разлохмачивание конца троса

С кранцами все гораздо проще. Длину их шкерта можно определить, измерив расстояние от уровня воды до самой высокой точки кранца.

Рис. 9. Газовый терморезак для синтетических тросов – удобное, хотя и недешевое решение.
Рис. 9. Газовый терморезак для синтетических тросов – удобное, хотя и недешевое решение.

Полученные в магазине бухты троса необходимо разрезать на отрезки нужной длины. Еще одно преимущество синтетических материалов заключается в простоте заделки концов. Если с растительными тросами это целая наука, то в случае с синтетикой достаточно обычной зажигалки. Впрочем, и здесь есть свои нюансы.

Прежде чем взяться за нож (чем он острее, тем аккуратнее получится рез), оберните место будущего среза парой витков скотча. Это предотвратит распускание нитей, особенно у плетеных тросов (рис. 7). Если же такая неприятность случилась, остановить процесс распутывания поможет узел “восьмерка” (рис. 8). Кстати, этот узел отлично подходит и в качестве стопора.

Зафиксированный скотчем конец сохраняет свою форму, и его можно оплавить. Процедура эта несложная, но важно соблюдать меры предосторожности.

Рис. 10. После оплавления кончика троса необходимо удалить наплывы пластика.
Рис. 10. После оплавления кончика троса необходимо удалить наплывы пластика.

Расплавленный пластик может легко воспламениться, а горячие капли, по закону подлости, скорее всего, попадут не куда-нибудь, а на вашу одежду или обувь, или, что еще хуже, в забытую банку с остатками растворителя. Толстые тросы требуют более длительного нагрева, и в этом случае опасность может представлять сама газовая зажигалка, особенно если она дешевая и пластиковая. Если работа с синтетическими тросами для вас – частое явление, стоит задуматься о приобретении специального терморезака (рис. 9). По сути, это плазменная зажигалка с нагревающимся стальным лезвием, которая одновременно режет и запаивает срез, однако стоит такое устройство дороже, чем культовая “Zippo”.

Рис. 11. "Король узлов" – булинь, он же беседочный узел.
Рис. 11. “Король узлов” – булинь, он же беседочный узел.

Оплавить срез желательно не поверхностно, а немного углубившись. Если затронуть только самый кончик, в процессе использования пряди могут начать рассыпаться. Пока расплавленный материал не остыл, кончику троса желательно придать форму полусферы. В некоторых случаях это можно сделать пальцами, но во избежание ожогов лучше воспользоваться деревянной палочкой или шпателем. При этом следите, чтобы не образовались наплывы, превращающие конец троса в подобие шляпки гвоздя (рис. 10). В противном случае они могут сыграть роль стопора при развязывании некоторых узлов. После остывания скотч можно снять – рано или поздно он отклеится сам.

Рис. 12. Сматывать трос необходимо на весу, укладывая петли на раскрытую ладонь.
Рис. 12. Сматывать трос необходимо на весу, укладывая петли на раскрытую ладонь.

Удобно, когда один из концов швартова имеет петлю – так называемый огон. К сожалению, создание “настоящего” огона методом сплеснивания даже на синтетическом тросе – процесс долгий, кропотливый и требующий определенных навыков. Тем, кто готов проявить терпение и аккуратность, стоит обратиться к руководствам по такелажным работам, хотя нет гарантии, что огон, выполненный “по учебнику”, окажется максимально надежным. Если вы никогда этим не занимались, лучше доверить эту работу специалистам из ближайшего яхт-клуба. Возможно, такие мастера найдутся и в магазине, где вы приобретали тросы.

Рис. 13. Наиболее аккуратный вид имеет бухта, связанная таким способом.
Рис. 13. Наиболее аккуратный вид имеет бухта, связанная таким способом.

Однако есть и более простой выход – очень прочную “временную” петлю можно завязать на конце швартова буквально за несколько секунд. Узел, который для этого понадобится, предельно прост, но при этом настолько эффективен и универсален, что заслужил звание “короля узлов”. Официально он называется “булинь”, но более известен как “беседочный”. Несмотря на свою простоту, он надежно держит даже на скользких тросах и при этом достаточно легко развязывается. Схема его вязки настолько интуитивно понятна, что запоминается практически сразу (рис. 11). А настоящие профессионалы способны завязать его на себе одной рукой за считанные мгновения, как нам продемонстрировал Павел Пастухов. Такая незатягивающаяся (фиксированная) петля пригодится не только для создания огонов. Булинем можно соединять отрезки троса, крепить концы к рымам и проушинам и многое другое. Кроме того, он может служить элементом в более сложных узлах.

Готовые швартовные концы необходимо разместить на лодке в легкодоступном месте, чтобы при необходимости их можно было быстро взять, например, в рундуке. Чтобы избежать хаоса и спутанных тросов, которые, кажется, запутываются сами по себе, их следует “очистить” или “скойлать”, то есть аккуратно свернуть в бухты.

Рис. 14. Способ увязки бухты для подвешивания за свободный конец.
Рис. 14. Способ увязки бухты для подвешивания за свободный конец.

Только, пожалуйста, не наматывайте тросы на локоть, как бабушкины нитки! Во-первых, это не по-морскому. Хотя стоит помнить, что большинство морских традиций родились из практического опыта, порой печального. В эпоху парусников любая веревка могла быть закреплена за что-то движущееся, и внезапный рывок при таком способе сматывания в лучшем случае заканчивался вывихом, а в худшем – падением за борт. Но есть и еще одна причина: чем толще трос, тем большего размера должна быть бухта. Очень толстые тросы иногда приходится укладывать большими кольцами прямо на палубе или причале и только потом увязывать.

Однако большинство концов сматывают на весу, последовательно укладывая ровные петли на раскрытую ладонь. Оставшийся конец трижды оборачивают вокруг верхней части получившейся бухты (рис. 12). Конечно, можно просто продеть “хвостик” в верхнюю петлю, но более эстетично выглядит, если сложить его пополам, накинуть образовавшуюся петлю на “голову” бухты и затянуть поверх обмотки (рис. 13). Существует и другой способ: если предполагается хранить бухту в подвешенном состоянии за свободный конец, его еще раз пропускают через дополнительную петлю и затягивают (рис. 14).

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Back to top button