Выбор между пластиковой и надувной лодкой
Людям вообще представляется уникальная возможность, на большей части своей любимой планеты, передвигаться по воде. А отдых на разнообразных плавсредствах является одним из самых гармоничных и полезных для здоровья.
Разнообразие же типов судов и их назначений, со времен викингов, разрослось в такое количество, что по ним уже составляют целые энциклопедии. Но, разумеется, нас не интересует сейчас коммерческое судоходство и межгалактические моторные суперяхты размером с океанский лайнер. Мы же не собираемся удаляться от воды на четыре палубы выше ватерлинии. Эти огромные дома более подходят для других целей, хотя, конечно, вид с поста управления, особенно, если он находится на флайбридже, открывается восхитительный.
Нам в данный момент времени более интересными представляются небольшие суда, доступные для перевозки до места спуска/базирования своими силами, не требующие добавлять категорию в автоправа, то есть, нам нужно главное их качество – мобильность. А это автоматически означает, что выбираем мы максимум трейлерную лодку или катер, шириной до 2.5 метров.
В этой статье мы рассмотрим надувные лодки и пластиковые лодки, которые можно использовать с подвесным лодочным мотором.
Надувные лодки
В нашу мобильную группу первым влезает практически весь надувной флот. Резина, как материал для изготовления лодок, со всеми своими недостатками, осталась в прошлых веках, и ее место, со всеми своими достоинствами, занял армированный поливинилхлорид. Бесконечно растущее количество производителей ПВХ-лодок дает нам явно понять, что твой сосед по дому, возможно, тоже уже давно освоил их производство у себя в гостинной.
Самые качественные производители трудятся в Европе и в Ю.Корее, а так же в Штатах. Пожалуй, только с этих производств можно забрать лодку не проверяя ее, а распаковать уже непосредственно перед спуском на воду, за многие тысячи километров, абсолютно не сомневаясь в идеальности склейки и в материале. Китайские производственные силы некоторых брендов так же выпускают очень качественные вещи, при наличии серьезного контроля.
Число слоев в применяемых тканях ПВХ, по рекламным версиям компаний, может достигать такого количества, что вес надувной лодки должен превышать аналогичный корпус из стали. Но показать на срезе материала эти слои никто не может даже под микроскопом. Потому что их всего три: ткань корда из полиэстра и ПВХ с двух сторон.
В целях привлечения клиентов, можно начинать прибавлять к перечислению адгезивное покрытие на ткани корда (по-сути, клей), которое используется при ламинировании, защитное покрытие от ультрафиолета, противогрибковое напыление и т.д., что, конечно же, является некорректным.
Как бы то ни было, эти суда остаются надувными и требуют особого качества склейки (сварки) швов, применения надежных воздушных клапанов, материалов, предназначенных именно для плавсредств, а не для рекламного баннера над магазином, и, разумеется, правильно рассчитанных обводов корпуса. Все технологические тонкости производства и материаловедение будет лучше оставить специалистам и разработчикам. Для нас все эти нюансы не должны иметь никакого значения. Единственным критерием выбора надувной лодки, является наработанный годами, положительный имидж компании-производителя. Продукцию таких компаний можно увидеть на всех водоемах земного шара, международных бот-шоу. Бренды ассоциируются с качеством и являются превосходным гарантом.
Почти все именитые производители имеют линейку лодок из материала от DuPont — hypalon. Некоторые используют только его. Применение этого материала подняло пневматику на новый уровень. Hypalon применяется в самых суровых условиях. Химикаты, бензин, прочий ядовитый мусор — этот материал прекрасно переносит все последствия любви человека к природе. Не страшны ему высокие температуры и воздействие ультрафиолета — идеальный материал для надувных элементов лодки в странах с жарким климатом. Живучесть и надежность таких лодок, а значит, и безопасность, не оставляют выбора других материалов. Разница в стоимости с обычными ПВХ-лодками довольно существенная.
Большинство маленьких надувных моторных лодочек, очевидно, разрабатывались, как тендеры для яхт, поэтому имеют такую неуклюжую форму. Но лодки длиной менее 4 метров, своим масштабом слабо подходят для отдыха на выходные, даже для двоих с супругой, поэтому, рассматривать их, кроме, как для истинного назначения, мы не будем.
С другой стороны, все разборные суда, более 4 метров, при отсутствии возможности их хранения в собранном виде, довольно тяжело перемещаются в пространстве и требуют некоторого напряжения при сборке, либо наличия взрослого сына.
Надувные днища высокого давления довольно сильно распространены на маленьких лодочках и не требуют никаких трудов при установке, но, не подходят для наших целей в связи с малой износостойкостью и требованию к аккуратности экипажа. Такой выбор можно и нужно рекомендовать только в качестве трехметрового тендера: легкий, простой и мягкий, то есть, абсолютно дружелюбный к гелькоуту и к палубному покрытию любимой яхты. Надувное днище высокого давления — airdeck, уже не в состоянии обеспечивать жесткость корпуса надувного судна длиной более трех с половиной метров.
Airdeck — прекрасный вариант, однако, не всегда подходит для рыболовов. Ведь, он, все-таки, надувной, а в рыболовной лодке, на палубе, валяется, как правило, черт знает, что. Впрочем, он так же легко заклеивается, как и баллоны надувной лодки.
Тем не менее, закрывая глаза на небольшие недостатки дна высокого давления, два грандиозных преимущества, AirDeck, все-таки, оставляет за собой: отсутствие проблем со сборкой лодки и очень малый вес и всего комплекта, что бывает крайне важно для маломощных лодочных моторов.
Не стоит забывать при выборе лодки с дном высокого давления, что для накачки последнего, потребуется специальный электронасос для лодок ПВХ.
Разумеется, эксперименты с низким давлением, мы рассматривать не будем вообще. Это незаменимо только для ранцевых портативных лодочек любителей глухих лесных озер, места нахождения которых, знают только они.
По поводу материала для вставного пайола. Здесь можно полагаться только на свой вкус. Секретов и тайных слабых мест никаких здесь нет. Но алюминий — не стареет и не разбухает со временем от воды, да и выглядит эстетичнее.
Цветовые решения надувных лодок в магазинах на сегодняшний день имеют такое разнообразие, как будто их достали из косметички. Тут простое правило: север-темный, юг-светлый. Но и в северных широтах летом Солнце нагревает темный баллон так, что можно обжечь то, чем сидишь. Сильное увеличение давления воздуха от нагрева Солнцем, и следующий вслед за этим Большой Бум, на качественных лодках беспокоить не должны. Особенно, при наличии стравливающего клапана. Для преследуемой нами в данный момент цели — отдыха в прекрасную теплую погоду поближе к воде — только лодка белого цвета.
Итак, не слишком утомительный анализ предлагает под наши требования надувную Hypolon или ПВХ-лодку от качественного бренда, с пайолом из морской фанеры, либо алюминия, светлого цвета и длиной четыре метра. Не более и не менее.
Пластиковые лодки
Жесткий корпус потребует места для хранения и трейлера для транспортировки. Зато отдых, при таких условиях, для всех становится одинаково приятным. Неразборная лодка не потребует от владельца вообще никакой возни на берегу. За нас все сделает наша машина. Остается только найти слип или подходящее место для спуска.
А салон авто, как правило, разгружается и на саму лодку, и на еще кучу причиндалов для сборки и обслуживания надувнушек: аккумуляторный компрессор, аварийный ножной насос, запасные клапаны, ключи для них и т.п. Некоторые детальки надувнушки (стрингера или носовой пайол, например), можно иногда забыть дома, и тогда получится просто прогулка на машине до водоема и обратно. А вот жесткокорпусную лодку ты либо взял, либо нет.
Достоинств у неразборной лодки огромное количество, тут все ясно, но, в число главных входит размер жилого пространства, относительно надувных собратьев. При равных габаритах шестиметровых лодок, мы можем погрузить на трейлер пластиковый катер с санузлом и небольшой каютой с удобными спальными местами.
А надувнушка останется надувнушкой. Тент на ней вовсе не будет похож на нашу каюту, а скорее, на парник, внутри которого постоянно будет скапливаться конденсат. Это, правда, может нас спасти от обезвоживания в открытом море.
Минусов, относительно надувной, только два: гараж для нее (хотя, если он уже есть, то это, получается, наоборот, плюс. Значит, минус только один.) и чуть меньшая безопасность.
Лодки РИБ
С потрясающими мореходными и скоростными характеристиками, Rigid Inflatable Boats прекрасно чувствуют себя в условиях, в которых остальные виды судов просто обречены стать коралловыми рифами. RIB – это морской внедорожник. Дает неповторимое чувство уверенности на воде. Эти суда очень широко применяются и как тендеры для средних и крупных яхт.
RIB в настоящее время является уникальным корпусом судна и альтернативы ему пока нет. Но не смотря ни на что, он имеет два недостатка: баллон все же, является надувным, а в кокпите, при своих габаритах, очень мало места.
Как небольшое судно для непродолжительного отдыха и развлечений, РИБы, в силу своей остойчивости и непотопляемости, являются, пожалуй, самыми популярными.
Для любителей морской рыбалки, конечно, существует отдельный класс катеров: Рыболовные катера и лодки.