Спидометр для моторной лодки
Спидометр на моторной лодке еще не достаточно распространенная вещь и его полезность пока не до конца оценена водномоторниками. Если тахометр на лодочный мотор старается поставить себе каждый опытный лодочник, т.к. он помогает контролировать работу мотора и подбирать оптимальный гребной винт в зависимости от загрузки судна. То спидометр – это всё еще редкость, а он поможет не только контролировать скорость моторной лодки, но и определить оптимальную центровку лодки и лучший угол наклона лодочного мотора на транце. А сочетание спидометра с тахометром позволит выбрать оптимальный режим движения по воде с точки зрения экономии топлива.
Изготовить спидометр для лодки очень просто. Он состоит из датчика (труба для замера давления набегающего потока воды) и манометра на 1,0-1,5 кгс/кв.см. И оба этих девайса просто соединяются резиновой трубкой.
Предлагаем вашему вниманию два варианта спидометров от Карасева В.С. и Беляцкого Ю.В. Характерной особенностью этих спидометров является то, что датчик давления у них ставиться не на корпус лодки, а на подвесной лодочный мотор. Таким образом снижается гидродинамическое сопротивление, минимизируется вероятность засорения датчика, Спидометр можно ставить не только на каркасные моторные лодки, но и на надувные и не нужно сверлить лишние отверстия в корпусе/транце ниже кильватер линии.
Спидометр для лодочного мотора “Вихрь”
После трёх лет эксплуатации мотора “Вихрь-М” со спидометром на лодке “Крым” стало очевидно, что такой прибор на лодочном моторе поможет повысить безопасность передвижения по воде и обеспечит лучшую экономичность работы двигателя. Показания спидометра помогают, при фиксированных оборотах увеличить скорость лодки на 15-20% путем оптимального расположения пассажиров и груза на борту. Кроме того, грамотное расположение груза повышает устойчивость судна при движении.
Если использовать спидометр в паре с тахометром, то можно увидеть, что с ростом числа оборотов двигателя скорость лодки увеличивается совсем не линейно. Зачастую эксплуатация мотора на больших оборотах вообще не имеет смысла. К примеру: в определённой ситуации было замечено, что увеличение оборотов мотора Вихрь-М с 3500 до 4500 на лодке Крым привело к увеличению скорости лишь на 2 км/ч, при этом расход топлива вырос значительно. Я думаю все согласятся, что это бессмысленная трата бензина.
Установка датчика скорости именно на подвесной лодочный мотор повышает надежность его (спидометра) работы, т.к. минимизируется повреждение датчика при наезде лодки на различные препятствия. Конструкция датчика скорости очень простая и он легко устанавливается на “Вихрь”.
Вместо переднего винта крепления корпуса редуктора (2) к дейдвуду (1) устанавливается полый стальной винт-трубка (6), сообщающий канал в ребре корпуса редуктора с отводящей стальной трубкой (8). Для установки винта-трубки (6) в резьбовую втулку (7) в дейдвуде необходимо сделать над втулкой (7) отверстие диаметром 10 мм.
Часть переднего ребра корпуса редуктора выше антикавитационной плиты спиливается таким образом, чтобы винт-трубка (6), закрепленный в снятом корпусе редуктора двумя гайками (выше и ниже фланца) мог использоваться как направляющий кондуктор для сверления вертикального канала удлиненным сверлом диаметром 3 мм. В конце горизонтального канала такого же диаметра вворачивается латунный заборник (3). Для обеспечения плотности между винтом-трубкой (6) и вертикальным каналом верхняя часть канала рассверливается до диаметра 4 мм. на глубину 10—15 мм. под установку тонкостенной стальной гильзы (4) наружным диаметром 3,5 мм. длиной 25 мм. На гильзу снаружи надевается уплотнительное кольцо из резины (5). При сборке корпуса редуктора с дейдвудом винт-трубка (6) плотно обжимает кольцо вокруг гильзы (4). Для установки трубки (8) в поддоне сверлится отверстие диаметром 10 мм. по центру оси дейдвуда, которое соединяется продольным сквозным пазом такой же ширины с существующим большим отверстием в передней части поддона. Трубка (8), ввинченная до упора в винт-трубку (6) через проделанное в поддоне отверстие, отгибается до 90° над пропиленным в поддоне пазом и соединяется шлангом с установленным в поддоне штуцером. Пропиленный в поддоне паз позволяет при разборке мотора (например, для смены поршневых колец или крыльчатки помпы) не разбирать систему передачи давления воды от заборника к показывающему прибору. В качестве показывающего прибора используется манометр на давление 1 кгс/кв.см.
Для перевода показаний манометра в показания скорости лодки можно воспользоваться таблицей:
Таблица перевода скоростного гидродинамического напора (кгс/кв.см.) в скорость (км/ч) по целым значениям
v=50,4√Pдин | |||||||||||
Pдин, кгс/кв.см. | 0,05 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 |
v, км/ч | 11,3 | 15,9 | 22,5 | 27,6 | 31,9 | 35,6 | 39,0 | 41,2 | 45,1 | 47,8 | 50,4 |
Спидометр для лодочного мотора “Нептун-23”
Промышленный спидометр для лодки ТС мне не понравился. У него слишком высокий предел шкалы скорости – 67 км/ч с манометром 1,8 кгс/кв.см. Далеко не каждая моторная лодка сможет достичь скорость даже в 50 км/ч. Так что для себя я выбрал манометр до 1,0 кгс/кв.см., что как раз соответствует скорости чуть более 50 км/ч.
Датчик давления ставиться непосредственно на лодочный мотор, в данном случае это “Нептун 23”. Благодаря своеобразной конструкции дейдува датчик на этот мотор совсем не сложно.
Сам датчик представляет собой латунную или медную трубку, которую изгибают так, чтобы она была направлена навстречу потоку воды. Крепят её на дейдуве мотора, в данном случае это Нептут-23. Для этого в брызгоотражающих пластинах сверлят два соосных отверстия по 5 мм. Трубку датчика крепят фиксатором, которая состоит из основания (1) и планки (3). Фиксатор исключает угловое и осевое смещение трубки-датчика относительно дейдува. Трубку подсоединяют к манометру с помощью резиновой трубки. Манометр устанавливают на панель приборов лодки.
Калибровку шкалы скоростей рекомендуется проводить на стоячей воде, замеряя прохождение одного и того же участка с разной скоростью. Но можно и воспользоваться таблицей перевода гидронапора в скорость. Таблица конечно же менее точный вариант, т.к. не учитывает множество внешних параметров, таких как влияние на скорость корпуса лодки, течение, температура воды и т.п.
Таблица перевода скорости (км/ч) в гидродинамический напор (кгс/кв.см) по целым значениям скорости
Pдин=v2/2540 | |||||||
v, км/ч | 10 | 20 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
Pдин, кгс/кв.см. | 0,04 | 0,16 | 0,35 | 0,48 | 0,63 | 0,79 | 0,98 |
В плюс такому монтажу датчика именно на подвесной лодочный мотор можно записать то, что за всё время его эксплуатации трубка-датчик ни разу не засорилась, хотя езда через водоросли и по мутной воде происходит не один раз за сезон.