Защита лодочного мотора и гребного винта туннелем
Туннели впервые стали применяться на мелкосидящих пароходах. Суда увеличивались в размерах и росла мощность двигателей, а с ними и размеры гребных винтов. И для сохранения минимальной осадки гребные винты стали размещать в специальные углубления (туннели) в днище.
Начало теме туннелей на судах было положено еще в 19 веке. Сегодня, кроме водоизмещающих, судов большое распространение получили скоростные глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке и т.п. Водномоторная техника тоже не стоит на месте и прогрессирует. Появляются воздушно винтовые, газореактивные, водореактивные моторы. Но глубина наших рек и водоемов все также остается неизменной. И “семь футов под килем” всегда лучше любого высокотехнологичного оборудования. Сегодня мы расскажем как можно оперативно углубить водоем на пути следования судна.
Любые насадки, кольца, кожухи обруча и т.п. приспособления, которые призваны защитить лодочный мотор и гребной винт, который вращается с огромной скоростью, от контакта с дном, а особенно если дно каменистое, не дают какого либо серьезного положительного эффекта. Такая защита сама при контакте может погнуться, сломаться и тогда ее осколки попадут в гребной винт, что тоже не скажется хорошо на его состоянии. При сильном ударе крепление защиты может быть вырвано с “мясом”, в итоге разбить или даже оторвать редуктор от дейдува и даже нанести повреждения внутренним деталям мотора. Могут быть сломаны зубья шестерней редуктора, вал гребного винта может быть погнут, торсионный вал сломан. Бывали случаи, что от сильного удара вырывало весь мотор с транцем. Система отбрасывания дейдува может как то помочь при небольшой скорости (до 30 км/ч). Инерция и динамическое воздействие на место удара на большой скорости таковы, что разлом винта или редуктора случиться гораздо раньше чем мотор отбросит вверх. Такой способ защиты абсолютно не защищает сам мотор от контакта с днищем, а лишь уменьшает повреждения при наличии контакта. Для любого водомоторника важно вообще исключить контакт гребного винта и лодочного мотора с дном.
Защита туннелем гребного винта и лодочного мотора и является тем радикальным средством, которое практически полностью исключает контакт самого мотора и его винта с дном водоема. Но такая защита потребует некоторую переделку ваше лодки. Цена переделки, по сравнению с другими методами, не высока. Водометный мотор займет большую часть полезной площади в кокпите и водометные установки отнюдь не дешевое удовольствие. Да еще некоторые водореактивные моторы на входе в турбину создают высокое разряжение и в купе с высокой насосной силой создается всасывающая воронка, которая затягивает со дна камни и песок в водовод мотора. В этом случае импеллер просто ломается этими камнями.
Лодка, которая оснащена туннелем, не теряет своих показателей ни в скорости, ни в маневренности. Любой подвесной лодочный мотор устанавливается на такую лодку свободно. Если мотору требуется профилактика не нужно везти всю лодку с мотором в мастерскую (как в случае с водометными моторами). Снимите мотор с лодки и возите их отдельно. Сам лодочный мотор не требует никаких переделок или установки дополнительного оборудования. В самом туннеле создается невысокое разряжение, которое не в силах втянут ни песок ни камни. Экспериментальным методом было доказано, что лодка с туннелем свободно перемещается по водоему, поросшему водорослями и травой и на гребной винт эти водоросли не наматываются. По сути, туннель в лодке это эффективное и оригинальное решение проблем перемещения по неизвестным водоемам. Если вы хотите иметь моторную лодку для мелководья, то туннель для гребного винта и лодочного мотора этот тот самый вариант.
Примеры изготовления туннеля для лодочного мотора и гребного винта
Лодка с мотором Suzuki 30. Выход на глиссирование очень быстрый. В поворот входит уверенно не подсасывая воздух. Скорость 40-42 км/ч, при гребном винте с шагом 13.
Лодка с лодочным мотором Yamaha 55 (2-х тактный) с гребным винтом с шагом 15 развивает скорость в 46-47 км/ч.
Лодка с лодочным моторов Yamaha 50 (4-х тактный) достигает скорости 52-53 км/ч. На днище установлены интерцепторы для дополнительной силы отрыва.
Вопросы и ответы по поводу туннеля для защиты гребного винта и лодочного мотора
- Есть ли какие изменения в плавучести лодки после устройства туннеля?
Плавучесть конечно же измениться, т.к. изменяется форма корпуса лодки, а именно днище. Выталкивающая сила по закону Архимеда уменьшиться на величину воды, которую вобрал в себя туннель.
- Что делать с туннелем, если характеристики лодки сильно снизятся?
Можно просто заварить туннель и придать форму днищу, близкую к изначальной. А из самого туннеля получиться отличный бензобак. Но в большинстве случаев туннель имеет исключительно положительные свойства. И на нашей практике никто к завариванию туннеля не прибегал. Fizzslots зеркало на сегодня
- Глиссирование на лодке с туннелем.
Еле заметные изменения в поведении лодки на глиссировании есть. Опять же изменена ведь геометрия днища. Точно можно сказать, что хуже не становиться.
- Какие дополнительные преимущества дает туннель кроме защиты винта и мотора?
Свобода – это главное преимущество. Вы можете перемещаться на лодке по водоемам с любой глубиной. Не нужно постоянно думать “А что если сейчас…”. Водоросли, перекаты, мели, теперь они не будут никоим образом влиять на ваш маршрут. Если вы идете по мелководью вы уже не будете думать о ремонте мотора или замене гребного винта.
- А как на счет просто поднять мотор с помощью навесного транца?
Лодочный мотор то вы поднимите, а вода не поднимется. Туннель поднимает и сам мотор и воду к нему. Если вы просто поднимите мотор то с обычным гребным винтом он будет работать значительно хуже. Даже если винт частично погружен в воду, он все равно выступает из под днища. Туннель же дает абсолютное отсутствие выступающих частей под днищем. И если вы все же решили просто поднять мотор, имейте ввиду, что система охлаждения на большинстве моторов забирает воду для охлаждения из под антикавитационной плиты и простым подъемом вы можете лишить ваш лодочный мотор охлаждения, а это уже чревато серьезными проблемами.
- Дешевле же все таки купить новый винт, чем переделывать лодку.
Ценовое сравнение тут совсем не при делах. Цель туннеля – это сделать лодку практически вездеходной, а не сэкономить на гребных винтах. Покупая машину вы ведь не думаете как бы сэкономить на билетах на автобус. Если для вас экономия краеугольный камень может лучше вообще ничего не покупать, ни лодку, ни мотор, ни винт.
- Что лучше водомет или лодка с туннелем?
Так ставить вопрос совсем не корректно. Это две разные системы двигателей. Если вы пока “безлошадный” и только собираетесь купить лодку и лодочный мотор, то водометная установка с лодкой будет хорошим приобретением, особенно если вы не стеснены в средствах. Туннел – это скорее средство решения проблем вездеходности для тех, у кого уже есть лодка и есть мотор и продавать это все хозяйство они не собираются.
И еще один факт в пользу туннельной лодки с обычным мотором. Водометному двигателю, чтобы достичь той же тяги, что и обычному мотору, требуется бОльшая мощность.
- Осадка и проходимость после устройства туннеля.
Осадка судна зависит от килеватости днища. Лодки одинакового водоизмещения, но с разной килеватостью обладают разной осадкой. Чем ярче выражена килеватость, тем больше осадка. По водоему глубиной 15-20 см. лодка с туннелем идет отлично. Правда бывали случаи, когда на глиссе неслись по мелководью, сбрасывали скорость и лодка садилась на брюхо, стаскивать уже приходилось волоком.
- Стоимость устройства в лодке туннеля.
Стоимость зависит от многого. Материал изготовления корпуса лодки, конструкция лодки, способ переделки транца, нужны ли кормовые спонсоны, носовые реданы. Все это в итоге влияет на итоговую стоимость. Но точно можно сказать, что неподъемной эту сумму назвать нельзя.
За более подробной информацией и по вопросам изготовления рекомендуем обращаться по следующему адресу: http://valery-a-zlobin.ru/tunnel
1. Глиссирование возможно только когда лодка как говориться “выходит на винт” с туннелем это в принципе не возможно.
2. “Прохваты” начинаются при первых изменениях заводских настроек т.е. погружение винта, положение кавитационной пластины, чем меньше погружение тем “тупее” управление.
3. При полном входе винта в уровень туннеля движение только прямо!
Есть опыт, но я не противник туннеля, просто в инете пока нет информации как грамотно и хотя-бы с вероятностью 50% сделать реальный туннель.
Какие-то бездоказательные, безосновательные догмы в предыдущем отзыве: “выходит на винт”, “в принципе не возможно”, “тупее управление”, “движение только прямо” и т.п. Уважаемый! Вы бы с позиций гидродинамики на процесс смотрели, а не с точки зрения своего непрофессионального восприятия. Кстати, текст этот статьи – это переработка моей статьи с моего сайта http://valery-a-zlobin.ru. Внимательно не стал её перечитывать (надеюсь, что основные тезисы переизложены верно), но если кому-то интересен первоисточник, то читайте его на http://valery-a-zlobin.ru/tunnel. Статью и вопросы я всё время дополняю и дописываю.
Здравствуйте. Сообщите пожалуйста возможность установки туннеля для защиты ГВ на лодку
Обь-м, двиг. Ямаха 30, шаг винта 13 и 14 (обязательно под две разновидности шага), оптимальность такой установки (лодка эксплуатируется на малых реках с мелководьем, присутствием травы и «топляками», с преодолением бревенчатых «завалов» с хода), стоимость готовой конструкции с подробной информацией по установке и доставкой в ЯНАО ст. Пуровск Свердловской ЖД. E-Mail: tarkomax@rambler.ru
Все можно. Правда переделка будет значительной. Вам придется почти полностью удалить среднюю часть шпангоутов в месте врезки туннеля. Эти места придется усиливать. Глубина погружения винта должна быть не менее диаметра винта. Считая от оси вращения. При вашем винте диаметром 280-300 мм, туннель надо делать глубиной около 100 мм. Длинна туннеля достаточна 1000 мм. Причем первые 500 мм это наклонный участок. А вторые 500 мм прямой участок. Параллельный плоскости днища. Ширина туннеля возможна 400 мм. Ну и соответственно поднять транец на 100 мм. Я эксплуатирую самодельную лодку похожих размерений. Мотор тоже 30 сил. Скорость не падает. На глисер выходит. При большом угле поворота руля подхватывает воздух, если ехать на полном газу. Но это не проблема.
ребята я считал себя недалёким высота тоннеля 22см по формуле -5 процентов от ватер линии на вельботе если исправить ошибку можно избежать прохватов и гуляние киля с выше 60