Тесты

Лодочные моторы 5 л.с. – сравнительный тест

Четырехтактный лодочный мотор с мощностью 5 л.с. является отличным выбором для небольших надувных лодок. По весу это достаточно легкий мотор, но по мощности вполне достаточный для выхода на глиссирование и для того, чтобы комфортно идти против течения или во время небольшого волнения на воде. Мы провели сравнительно тестирование шести распространенных моделей 4-х тактных лодочных моторов до 5 л.с., чтобы определить, кто из них самый лучший выбор для покупателя.

Тестирование было максимально реальное. Использовалась надувная пайольная лодка ПВХ длиной 2,9 м. Каждый мотор оценивался по 5 категориям и ему давалась оценка от 1 до 5.

Категории сравнения

Качество сборки

Оценка давалась собственно качеству сборки, чтобы ничего нигде не болталось, все болты были затянуты, конструкция мотора должна была выглядеть монолитно. Так же предпочтения отдавались репутации конкретного бренда и наличию и продолжительности заводской гарантии. Только имейте ввиду, для сохранения гарантии, двигатель весь гарантийный срок должен обслуживаться только в сертифицированных сервисных центрах.

Ходовые качества

Возможно для 5 сильных моторов максимальная скорость и ускорение и не такие важные параметры, но все таки это основные показатели для любого двигателя. А если вам будет не хватать скорости, то вы это быстро почувствуете в реальной ситуации, когда будете идти на лодке против течения или когда возьмете на борт несколько больше груза, чем планировали.

Комфорт

Измерялся уровень шума, который издает мотор во время работы как на максимальных оборотах так и на средних (на скорости около 5 км/ч). Так же оценивался характер шума, как мотор набирает обороты и плавность работы во всех диапазонах оборотов. Ну и кое какие субъективные личные ощущения.

Простота эксплуатации

Во первых оценивался вес мотора. Т.к. в большинстве случаем лодочные моторы 5 л.с. переносятся в одиночку и пара лишних килограммов не пойдет никому на пользу. В нашем тесте разница между самым легким и тяжелым мотором составила 5 кг., а это уже более чем существенно.

После того, как мотор установлен на транец мы оценивали эргономичность его органов управления: ручка газа, рычаг переключения передач, регулировка угла наклона, стартовый трос. Ну и немного уделили внимание дизайну.

Кроме того, для четырехтактных лодочных моторов (а сегодня на тесте у нам именно такие) важным является то, как вы его кладете на землю, дабы масло не попало в камеру сгорания. Для этих целей производитель обычно предусматривает специальные ручки, упоры и информационные рисунки, чтобы ничего не перепутать.

Топливный бак

Не у всех ПЛМ малой мощности, а 5 л.с. это не много, предусмотрен встроенный топливный бак. А если производитель и предусматривает его в своей конструкции, то размер его обычно совсем не большой. А если учесть, что средний расход топлива 4-х тактных лодочных моторов в 5 л.с. составляет примерно 0,7 л/ч, то пара лишних сотен грамм будет совсем не лишней. А разница объема топливного бака среди наших сегодняшних участников составила около 40%.

Honda BF5

Технические характеристики

Тип двигателя 4-тактный – OHV- 1 цилиндр
Рабочий объем 127 куб.см.
Мощность 5 л.с. (3,7 кВт)
Макс. число оборотов 5000-6000
Изменение наклона двигателя ручное 4-ступенчатое
Управление ручное
Система запуска ручной стартер
Передаточное отношение 2,1
Генератор 12В/3А (опция)
Топливная система карбюратор
Длина дейдува 445 мм
Вес 27 кг.
Цена 115 000 руб.

Результаты испытаний

  • Максимальная скорость – 9 км/ч.
  • Динамика разгона до максимальной скорости – 5,3 сек.
  • Уровень шума (холостой/средний/полный) – 69/82/87 Дб.

Эта модель уже достаточно давно выпускается и ходят слухи, что ее снимут с производства или по крайней мере сильно модифицируют конструкцию. Из всех протестированных сегодня лодочных моторов это самый дорогой экземпляр и эти 155 000 рублей надо как то оправдывать.

Качество сборки – 5/5

  • Хонда давно является синонимом качества. При сборке двигателя использовались качественные материалы. И японцы подтверждают это, давай гарантию на 6 лет. В качестве опции доступен генератор на 3А, не смотря на то, что у этого мотора самая маленькая выходная мощность.

Производительность – 4/5

  • Возможно Хонде помешали внешние условия, но все, что нам удалось из него выжать – это чуть более 9 км/ч. А вот с разгоном с 0 до максималки у него все более менее хорошо, он занял второе место, сразу вслед за Ямахой, затратив на это 5,3 сек.

Комфорт – 3/5

  • Мы уже все привыкли, что Honda славится своими “тихими” лодочными моторами, но вот сегодня BF5 показал себя не очень хорошо. Он все время работал как бы из последних сил, с надрывом и общие шумовые впечатления от него были не очень положительные. Но вот на максимальных оборотах ему удалось добраться до второго места и опять за Yamaha F5.

Простота эксплуатации – 2/5

  • А вот здесь оба лидера показали себя с худшей стороны. Хонда и Ямаха в нашем тесте являются самыми тяжелыми 5-ти сильными четырехтактными моторами. Они весят по 27 кг. Фронтальная ручка для переноски у Хонды ограничена переключателям угла наклона и ваши пальцы оказываются зажатыми. На капоте вроде как бы и есть еще одно место, за которое можно ухватить мотор, но переносить его таким образом не получиться. Так что тут вам нужен либо помощник, либо специальная тележка для мотора.

Топливный бак – 2/5

  • Honda BF5 это единственный ПЛМ на тесте, у которого нет своего встроенного топливного бака. Хоть такие баки не отличаются большой емкостью, в любом случае владельцы таких моторов покупают внешние баки, но все же не плохо иметь еще дополнительную емкость для топлива. А для некоторых покупателей это может стать критическим моментом. Благо, что в комплекте поставки есть дополнительный топливный бак либо на 12 либо на 25 литров.

Итого – 3/5

  • Цена в 115 000 рублей оправдывается только лишь увеличенной гарантией на 6 лет, но это все таки не то, чего хотели бы получить реальные владельцы. Конечно моторы Honda это крайне надежные двигатели, но в итоге зацепиться тут не за что. Да и выпуск одной и той же модели на протяжении многих лет, говорит о том, что либо модель сейчас уже сильно устарела либо она изначально получилась очень хорошей, что менять ее смысла не было. Но все же на мой взгляд есть более интересные экземпляры за меньшие деньги.

Lehr 5hp Propane

Четырехтактный лодочный мотор Lehr 5hp Propane

Технические характеристики

Тип двигателя 4-тактный пропановый – OHV
Рабочий объем 112 куб.см.
Мощность 5 л.с. (3,7 кВт)
Макс. число оборотов 4500-5500
Изменение наклона двигателя ручное 5-ступенчатое
Управление ручное
Система запуска ручной стартер
Передаточное отношение 2,08
Генератор нет
Топливная система карбюратор
Длина дейдува 381 мм.
Вес 21,8 кг.
Цена 102 000 руб.

Результаты испытаний

  • Максимальная скорость – 8,3 км/ч.
  • Динамика разгона до максимальной скорости – 6,3 сек.
  • Уровень шума (холостой/средний/полный) – 74/85/89 Дб.

Lehr 5HP Propane единственный в нашем тесте четырехтактный лодочный мотор, который работает на пропане. Мы привыкли видеть автомобили, использующие в качестве топлива сжиженный газ, а вот лодочные моторы на таком виде топлива пока для нас в новинку, но прогресс добрался видимо и до этой области. В качестве плюсов и особенностей этой модели можно выделить следующее: дешевое топливо и простота его хранения, отсутствие выхлопа, а точнее практически полное отсутствие запаха отработанного топлива и общая экологичность такого типа двигателей внутреннего сгорания.

Качество сборки – 3/5

  • Бренд LEHR еще достаточно новый и пока по его надежности не собралось достаточно много информации, но хорошо, что производитель дает гарантию на 3 года. В большинстве своем придраться особо не к чемы, все выглядит качественно и надежно, вот только защелки капота какие то хлипкие, чувствую они отломятся в конце первого же сезона. Еще раз скажу, что по ощущениям все очень качественно, но мы абсолютно не знаем как он будет работать в обычных условиях эксплуатации и как организовано гарантийное обслуживание. Да и еще нельзя заказать генератор, даже в качестве опции. И за все это всего 3 балла из 5.

Производительность – 2/5

  • 5-ти сильный ПЛМ Lehr на пропане оказался в итоге самым медленным из всех моторов на тесте. Как мы не старались, но разогнать его выше заявленных 5 узлов (9,2 км/ч) так и не получилось. Его потолок это 8,3 км/ч. Да и с ускорением все тоже плохо – 6,3 секунды до максимума. Возможно лодка для него не очень подходящая, но все моторы были в одинаковых условиях.

Комфорт – 2/5

  • Это самый шумный двигатель среди наших 5-ти лошадных образцов. В децибелах он находится где то рядом с Tohatsu и Mercury, но вот сам характер шума неприятный, он какой то жесткий.

Простота эксплуатации – 4/5

  • Вот тут у Lehr все очень достойно. Для комфортной переноски предусмотрена удобная и большая ручка. Правда рычаг переключения передач, а точнее его размер, несколько меньше чем обычно и из-за этого пользоваться им не совсем удобно. И пуск мотора это не для слабаков, нужен достаточно хороший рывок. Но все равно по удобству и простоте использования этот мотор находится на уровне выше среднего. И весит он не так много, по сравнению с конкурентами.

Топливный бак – 4/5

  • Его тут как такового нет. Но в связи с этим и нет бензина, который норовит пролиться, нет запаха, но есть герметичные баллоны с пропаном. Двигатель прекрасно работает как от обычного баллона, который используется на яхтах и больших катерах, так и от портативного баллона, который берут туристы для пропановых горелок. Правда такие компактные баллоны далеко не дешевое удовольствие, да и хватает его в среднем на 1-1,5 часа, в зависимости от того как вильно вы будете крутить двигатель.

Итого – 3/5

  • Lehr 5hp конечно не хватает с неба звезд, это не лучший 4-х тактный лодочный мотор в 5 л.с., но это точно один из достойных альтернативных вариантов бензиновым двигателям. Полноценных дилеров в нашей стране я не встречал, но многие крупные продавцы лодочных моторов занимаются реализацией данного бренда и оказывают техническую поддержку и послепродажное обслуживание. Ну и сам бренд старается, постепенно расширяя свое присутствие в мире.

Mariner/Mercury F5

Четырехтактный лодочный мотор Mariner F5

Технические характеристики

Тип двигателя 4-тактный
Рабочий объем 123 куб.см.
Мощность 5 л.с. (3,7 кВт)
Макс. число оборотов 4500-5500
Изменение наклона двигателя ручное 6-ступенчатое + 1 положение для мелководья
Управление ручное
Система запуска ручной стартер
Передаточное отношение 2,15:1
Генератор 6А (опция)
Топливная система карбюратор
Длина дейдува 381 мм.
Вес 25 кг.
Цена 82 000 руб.

Результаты испытаний

  • Максимальная скорость – 10,2 км/ч.
  • Динамика разгона до максимальной скорости – 6,9 сек.
  • Уровень шума (холостой/средний/полный) – 68/79/89 Дб.

В четырехтактных двигателях Mariner и Mercury мощностью 5 л.с. стоят блоки цилиндров от японского мотора Tohatsu той же мощности. Первые два ПЛМ являются по сути братьями японскому мотору. Конструкторы американской компании внесли кое какие изменения в мотор, поэтому они отличаются не только внешне, но и конструктивно, хоть и не сильно, в частности используется другой редуктор.

Качество сборки – 4/5

  • В качестве “сердца” у Mariner/Mercury F5 используется начинка от Tohatsu, но уже со своим редуктором, что позволило снизить общий вес лодочного мотора до 25 кг. Так же американцы предлагают в качестве опции установку генератора на 6А, что тоже больше чем у их братьев из Японии. По общему качеству претензий никаких нет. Все на очень высоком уровне.

Производительность – 3/5

  • Хоть у Mariner и стоит блок цилиндров от Тохатсу, по скорости разгона он уступает японцу (6,9 против 6,5 сек.) Но заявленную производителем скорость в 10,2 км/ч он выдает. Но мы заметили во время тестов, что при не очень хороших погодных условиях (ветер, небольшое волнение) скорость у мотора немного падает.

Комфорт – 3/5

  • По уровню шума Tohatsu и Mariner абсолютно идентичны, как и ожидалось. На холостых комфортные 68 Дб, а вот на максимальных оборотах Mariner F5 был одним из самых шумных, а характер звука работающего мотора был очень жестким.

Простота эксплуатации – 4/5

  • Переключатель скоростей расположен в носовой части мотора и при маневрировании это оказалось очень удобным. Система фиксации на транце тоже очень хорошая и надежная, как и предполагалось взята у Tohatsu. Удобная и система изменения угла наклона мотора.

Топливный бак – 3/5

  • Встроенный топливный бак имеется, что уже очень хорошо, хоть он и объемом 1,15 л., ну а больший объем вместить некуда. В любом случае все владельцы подвесных лодочных моторов покупают себе внешний бак. Для модели с Sail-Mate, которая имеет удлиненный дейдув, встроенный бак можно бесплатно заменить на внешний.

Итого – 4/5

Mariner F5 является хорошим примером продуманной конструкции. Это достойный мотор с адекватной ценой. И единственный его заметный минус – шум не должен помешать вам рассмотреть все его плюсы. Если же выбирать между Mariner и Tohatsu, то тут уже встает вопрос личных предпочтений и конкретной цены в конкретном магазине.

Suzuki DF5

Четырехтактный лодочный мотор Suzuki DF5

Технические характеристики

Тип двигателя 4-тактный, карбюраторный
Рабочий объем 138 куб.см.
Мощность 5 л.с. (3,7 кВт)
Макс. число оборотов 4500-5500
Изменение наклона двигателя ручное 5-ступенчатое
Управление ручное
Система запуска ручной стартер
Передаточное отношение 1,92:1
Генератор 6А (опция)
Топливная система карбюратор
Длина дейдува 381 мм.
Вес 25 кг.
Цена 90 500 руб.

Результаты испытаний

  • Максимальная скорость – 9,6 км/ч.
  • Динамика разгона до максимальной скорости – 6 сек.
  • Уровень шума (холостой/средний/полный) – 66/77/88 Дб.

Suzuki DF5 является самым легким плм у нас на тесте, вес его всего 25 кг. и это сразу ощущается, когда его поднимаешь. Интересно за счет чего инженерам удалось сократить вес мотора. Есть небольшие подозрения в качестве комплектующих.

Качество сборки – 3/5

  • Вот нам и удалось найти то место, где производитель сэкономил на весе мотора, это рычаг регулировки высоты, выглядит он необработанным кусокм металла и переключатель тяги дросселя какой то на вид хлипкий, как бы не поломать. Но зато есть возможность установить генератор на 6А. Да и гарантия хорошая – 6 лет. Так что я думаю переживать не стоит на счет качества самого мотора.

Производительность – 3/5

  • По ходовым качествам Suzuki DF5 находится как раз посередине среди испытуемых моторов, он чуть чуть медленнее Tohatsu и Mariner и резвее Honda и Lehr. А по разгону очень хорошо, всего 6 секунд до максимума.

Комфорт – 4/5

  • По рабочему объему этот ПЛМ находится на втором месте после Yamaha F5 и мы ожидали услышать шум его грозного нутра. И по результатам замеров уровня шума он был где-то вровень с Ямахой, только лишь на максимальных оборотах вырвался вперед на 4 Дб, но характер звука был не напряжный и даже при длительных поездках он не должен сильно напрягать.

Простота эксплуатации – 4/5

  • Suzuki DF5 не оборудован стопором подъема при движении задним ходом и он у нас пару раз поднимался. Хоть это и не сильно напрягало, но все же можно было организовать этот стопор. Переключатель скоростей расположился сбоку, он правильного размера и им удобно пользоваться. Малый вес и компактность мотора так же записываем ему в плюсы. Переносить и хранить этот ПЛМ будет удобно и просто.

Топливный бак – 5/5

  • У этого лодочного мотора есть встроенный топливный бак и объем его аж 1,5 л., что гораздо больше чем у всех остальных моделей. Есть и фитинг для подключения внешнего бака, если вам стандартного будет маловато.

Итого – 4/5

  • Это самый легкий  компактный 5-ти сильный, четырехтактный лодочный мотор. Он не сильно шумный, есть встроенный бак хорошего объема, что даст вам хороший запас хода. Пятилетняя гарантия от производителя и конкурентная цена. Все это складывается в отличный выбор, НО ощущения надежности от него как то не испытываешь, но возможно это просто ощущения.

Tohatsu MFS5

Четырехтактный лодочный мотор Tohatsu MFS5

Технические характеристики

Тип двигателя 4-тактный, карбюраторный
Рабочий объем 123 куб.см.
Мощность 5 л.с. (3,7 кВт)
Макс. число оборотов 4500-5500
Изменение наклона двигателя ручное
Управление ручное
Система запуска ручной стартер
Передаточное отношение 2,15:1
Генератор 5А (опция)
Топливная система карбюратор
Длина дейдува 381 мм.
Вес 25 кг.
Цена 81 000 руб.

Результаты испытаний

  • Максимальная скорость – 10 км/ч.
  • Динамика разгона до максимальной скорости – 6,5 сек.
  • Уровень шума (холостой/средний/полный) – 68/79/89 Дб.

Tohatsu является одним из крупнейших в мире производителем и поставщиком подвесных лодочных моторов. Он пролает свои разработки другим компания таким как Mariner, Mercury, Evinrude. Так что можно с уверенностью сказать, что ПЛМ Тохатсу отличаются отменным качеством.

Качество сборки – 4/5

  • Общее качество мотора на очень высоком уровне, особенно учитывая его цену, но все есть одна претензия. Ручка для переноски имеется, она расположены удобно, но края ее не обработаны и неприятно въедаются в пальцы, нужно доработать напильником (не пальцы конечно). Гарантия 5 лет тоже большой плюс. Есть опциональный генератор на 5 А.

Производительность – 3/5

  • По динамике это один из самых медленных плм, на уровне Mariner. Но он скорее заточен под более тяжелые лодки. Зато максимальная скорость очень хорошая.

Комфорт – 3/5

  • Tohatsu MFS5 очень чумный мотор, на максимальных оборотах выдает 89 Дб. На средних оборотах шум не такой сильный, но при попытке увеличить скорость мотор раскручивается все сильнее, повышается шум, а скорость почти не увеличивается. И характер шума на больших оборотах очень неприятный, сильно утомляет.

Простота эксплуатации – 4/5

  • У этого ПЛМ самая понятная и правильная система наклона мотора. В других моделях нужно было некоторое время разбираться с ней, а тут все просто и сразу ясно. Переключатель передач расположили на торце, ручка широкая и удобная и дотянуться к ней всегда можно даже при развернутом моторе. Есть вариант установки 5 амперного генератора для питания ходовых огней, эхолота и другой электроники.

Топливный бак – 3/5

  • Встроенный бак есть, объем у него 1,15 л. мало конечно, но это больше чем ничего у Honda BF5. Такой объем бензина сгорает чуть больше чем за час активного маневрирования, так что если не хотите грести до берега веслами озаботьтесь приобретение внешнего бака.

Итого – 3/5

  • ПЛМ Tohatsu MFS5 лучший среди всех протестированных моторов по соотношению цена/качество. Да он вообще самый дешевый у нас на тесте. Зато его конструкция продумана до мелочей и надежность должна быть одной из самых высоких. Пусть он не самый быстрый и не очень тихий, но ели вы ищите бюджетный, надежный вариант обратите внимание на эту модель.

Yamaha F5

Четырехтактный лодочный мотор Yamaha F5

Технические характеристики

Тип двигателя 4-тактный, OHV
Рабочий объем 139 куб.см.
Мощность 5 л.с. (3,7 кВт)
Макс. число оборотов 4000-5000
Изменение наклона двигателя ручное
Управление ручное
Система запуска ручной стартер
Передаточное отношение 13:27
Генератор 6А (опция)
Топливная система карбюратор
Длина дейдува 435 мм.
Вес 27 кг.
Цена 91 000 руб.

Результаты испытаний

  • Максимальная скорость – 12 км/ч.
  • Динамика разгона до максимальной скорости – 5,2 сек.
  • Уровень шума (холостой/средний/полный) – 66/77/84 Дб.

Японский производитель Yamaha и его инженеры всегда шли впереди планеты всей, стремились сделать максимально удобный и мощный мотор. За такие качества обычно приходится платить, но не в данном случае, Ямаха не самый дорогой мотор на тесте.

Качество сборки – 5/5

  • А что вы тут ожидали. Максимальные оценки. На мой взгляд это лучший мотор в своей нише, да вообще Ямаха один из лучших производителей ПЛМ. У них есть масса каких то фишечек, свойственных только им, а качество, как известно, кроется в мелочах. На пример, горлышко для заливки топлива услужливо наклонено по 45 градусов, что бы вы, не дай бог, пролили бензин.

Производительность – 5/5

  • За 5,2 секунда до 12 км/ч, лучше сегодня никто не смог. Лучшая динамика и лучшая скорость среди всех представленных моделей. От части это дается за счет большего рабочего объема двигателя – 139 куб.см. – больше обороты, больше скорость. Ну и винт подобрали идеально.

Комфорт – 5/5

  • И тут у Ямахи все на высоте. Этот мотор можно назвать самым тихим. Есть на холостых он сравнялся с Suzuki DF5, то на максимальных оборотах он был тише даже Honda BF5 аж на 3 Дб. с итоговыми 84 Дб.

Простота эксплуатации – 3/5

  • Такую низкую оценку этому ПЛМ мы поставили потому, что он очень тяжелый. Таскать его одному не совсем комфортно, хоть и ручка на задней части есть и она удобная, но 27 кг. дают о себе знать. Регулятор наклона с первого раза найти не так просто, но когда вы освоитесь с ним, проблем больше не будет. Ну и еще можно придраться к переключателю внутреннего и внешнего бака. Тут главное привыкнуть.

Топливный бак – 2/5

  • Он тут очень маленький, всего 1,1 л. На максимальных оборотах вы опустошите его за 45 минут. Внешний бак тут просто обязателен.

Итого – 5/5

  • Это самый быстрый и скоростной мотор среди всех четырехтактный подвесных моторов, которые мы протестировали. Отрыв от конкурентов достаточно большой. Цена может немного кусаться, но я думаю все понимают, за что вы платите и каждый рубль здесь найдет свое применение. Yamaha F5 – Наш выбор!

Сравнительная таблица протестированных моторов

Лодочный мотор Цена (т.руб) Макс. скорость (км/ч) Разгон от 0 до макс. скорости (сек) Шум (холостые/средние/макс. обороты), dB(A):с: Вес (кг.) Гарантия (лет) Объем бака (л.) Оценка
Honda BF5 150 9 5,3 69/82/87 27 6 нет 3/5
Lehr 5hp Propane 102 8,3 6,3 74/85/89 22 3 Газовый баллон 3/5
Mariner/Mercury F5 82 10,2 6,9 68/79/89 26 5 1,15 3/5
Suzuki DF5 90 9,6 6 66/77/88 25 5 1,5 4/5
Tohatsu MFS5 81 10 6,5 68/79/89 25 5 1,15 3/5
Yamaha F5 91 12 5,2 66/77/84 27 3 1,1 5/5

По материалам журнала Motor Boat & Yachting

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Back to top button