Советы

Сигнализатор перегрева лодочного мотора

Визуальная и звуковая индикация

Как и любой двигатель внутреннего сгорания, лодочный мотор может перегреться. На сколько это опасно  думаю объяснять не нужно. Задиры в цилиндрах, заклинивание поршней и двигатель можно выбрасывать или как минимум отправлять на капитальный ремонт. Если говорить конкретно про лодочные моторы, то из-за усиливающейся проблемы загрязнения наших водоёмов, на водозабор системы охлаждения мотора легко может налипнуть кусок полиэтилена, плотная бумага, фольга и т.п., что приведет к уменьшению воды, которая поступает в систему. А в пылу маневрирования вы можете и не заметить как изменилась контрольна струя системы охлаждения или они вовсе пропала. А на большинстве маломощных подвесных лодочных моторах система сигнализации о перегреве не предусмотрена. И о грозящей проблеме судоводитель возможно узнает уже слишком поздно.

Первый вариант сигнализатора

Принципиальная схема сигнализатора
Рис.№1 Принципиальная схема сигнализатора

Сегодня мы предлагаем вам простое электронное устройство, которое предупредит водителя о чрезмерном перегреве двигателя с помощью светового и звукового сигналов. На Рис. №1 представлена схема порогового устройства.В качестве датчика перегрева служить транзистор VT1, который крепиться к медной пластине, а потом к блоку двигателя через изоляционную слюдяную прокладку. Крепить этот транзистор можно и к выпускному трубопроводу системы охлаждения лодочного мотора.

Транзисторный датчик
Рис.№2 Транзисторный датчик

Конструкцию самого датчика можно посмотреть на Рис. №2. Пороговое устройство срабатывает при превышении определенной заданной температуры на корпусе VT1 вследствие увеличения коллекторного тока транзистора. Благодаря наличию положительной обратной связи через резистор R4, транзисторы VT1 и VT2 открываются мгновенно (процесс протекает лавинообразно), соответственно срабатывает реле Р1, включающее лампу Л1 с красным светофильтром по схеме обычного мультивибратора. Частота генерации мультивибратора — около 1000 Гц. При снижении температуры на 10—12°С устройство возвращается в исходное состояние и вся индикация отключается.

Фрагмент схемы для ПЛМ
Рис.№3 Фрагмент схемы для подвесного лодочного мотора

Для установки сигнализатора перегрева на подвесной лодочный мотор принципиальную схему нужно доработать, добавить туда: стабилитрон VD1 — ДВ14А, резистор R1 — 650 Ом, резистор R3 — 3,3 кОм, реле типа РЭС-55. Вместо оконечных устройств на Рис.№1, сигнализатор собирается по схеме Рис.№3, а в качестве питания использовать две батарейки 3R12 или 3LR12, напряжение 4,5В, ёмкость около 600 мАч (аналог старых советских батареек “Планета-2” 3336).

Переменный резистор R3 со шкалой температур
Рис.№4 Переменный резистор R3 со шкалой температур

Регулировка сигнализатора перегрева проводится двумя методами. Первый, простой, но не очень точный. Собранный прибор соединяют с источником питаний 12,6 В, отсоединяют плюсовой конец R1 от схемы – при этом реле должно сработать, что говорит о том, что монтаж сделан правильно и все элементы на схеме в исправном состоянии. После этого R1 впаивают на место. Нагревая паяльником медную пластину датчика, реле должно снова сработать, а после остывания пластины на 10-12°С схема должна вернуться в исходное состояние. После такой быстрой проверки сигнализатор ставиться уже на лодочный мотор: датчик на блок двигателя, электронику в моторный отсек, блок индикатора на панель приборов. Далее двигатель запускается (не забываем делать это на воде) и прогревается до рабочей температуры. Затем переменный резистор R3 вращается до момента срабатывания сигнализации и поворачивается в сторону R1 на 10-12 градусов. Через 15-20 секунд сигнализация вернется в первоначальное состояние. На этом первый метод регулировки окончен.

Монтажная плата порогового устройства
Рис.№5 Монтажная плата порогового устройства

Второй метод более точный – регулировка выполняется по рабочем температуре воды в системе охлаждения лодочного мотора. У разных моделей она варьируется в пределах 60-90°С. Опускаем медную пластину датчика в ёмкость с водой и термометром. Ставим резистор R3 на срабатывание при температуре на 10°С выше рабочей. На Рис.№4 можно увидеть шкалу с метками температуры на резисторе R3.

Плата звукового генератора
Рис.№6 Плата звукового генератора

Весь прибор представляет собой три блока, каждый из которых помещен в герметичный пластиковый корпус, датчик располагается в металлическом экране. Коэффициент усиления VT1, VT2 не менее 30-50; VT2 можно заменить на КТ817А (Б или В) или КТ807Б, VT3 и VT4 – на МП-39 или МП-41. Конденсатор C1 должен быть стабильным, желательно К50-3-1 или танталовый. Все резисторы типа МЛТ-0,25. Реле – РЭС-22 (паспорт РФ4.500.129) или РЭС-9 (паспорт РС4.524.202).

Второй вариант сигнализатора

Предлагаю еще одну простую в изготовлении схему, которую я использую много лет и она меня ни разу не подвела. Схему можно смонтировать на печатной плате размером 35X60 мм. Резисторы R3, R4, R5 и R6 можно поставить любой мощности. Терморезистор R1 – типа ММТ-4, 1 кОм. Реле – Р – любого типа с рабочим напряжением 12В и соответствующим расположением контактов.

Схема сигнализатора №2
Рис. №2-1 Схема сигнализатора

Лампочки Л1 и Л2 – 12 В с зеленым и красным колпачками. Зеленую лампочку лучше ставить с напряжением 26 В, чтобы она горела в полнакала и не слепила глаза в темное время суток. Звуковой сигнал – Г – можно взять от мотоцикла или мопеда напряжением 12 В. Для выключения сигнала ставится тумблер Вк.

Печатная плата
Рис. №2-2 Печатная плата

Корпус датчика 1, колпачок 2 и контакт 5 – из латуни сыпучей марки. Втулка 4 и шайба 3 – из любого изоляционного материала – эбонита, фторопласта и т. п. После припайки термосопротивления резьбу корпуса 1 и колпачка 2 следует промазать клеем БФ.

Датчик сигнализатора
Рис. №2-3 Датчик сигнализатора

Датчик устанавливается на место одной из шпилек крепления головки блока цилиндров» Размеры датчика указаны для мотора «Нептун-23»» Для использования на других моторах размеры, обозначенные звездочкой, потребуется несколько изменить.

Датчик можно изготовить более простым, но менее надежным способом. Например, впаять терморезистор ММТ-4 в головку латунного болта М8X54, предварительно просверлив в торце головки отверстие диаметром 4,2 на глубину 20 мм.

Включать схему без терморезистора R1 не рекомендуется. Настройка производится резистором R2.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Back to top button