Сегодня лодочный электромотор становится вполне себе конкурентоспособным движителем для маломерных судов. И мы как раз провели тестирование 12 моделей электродвигателей предназначенных, как для чистого передвижения по воде, так и для целей троллинга.
Электрические ПЛМ уже довольно давно успешно продаются во всех странах мира. Но до настоящего времени они были, либо слишком маломощными, либо их кислотно-щелочные батареи весили столько, что кроме АКБ на борт лодки уже ничего не помещалось. И именно поэтому бензиновые подвесные лодочные моторы были (и все еще остаются) самыми популярными движителями для надувных лодок и моторных катеров.
Но технологии не стоят на месте и новые разработки в области литиевых батарей изменили весь расклад сил, сделав лодочные электромотор реальной альтернативой небольшому, маломощному бензиновому двигателю для лодки, а так же мы уже можем смотреть уверенно в будущее доступных, полностью электрических яхт.
Сегодня у нас на тесте 12 электромоторов, вес которых не превышает средний вес (14-17 кг.) 2,5 сильного бензинового ПЛМ.
Здесь можно посмотреть как мы проводили наши тестовые испытания.
Лучшие лодочные электромоторы
ePropulsion Spirit 1.0 Plus
Технические характеристики
- Вес мотора: 10,5 кг.
- Вес батареи: 9 кг.
- Ёмкость батареи: 1276 кВт.
- Макс.скорость на лодке РИБ: 7,24 км/ч.
- Макс.скорость на надувной лодке: 9,66 км/ч.
- Тяга: 30,8 кг.
Китайская компания ePropulsion уже давно занимается разработкой своей линейки подвесных лодочных электромоторов и литиевых батарей. Мы протестировали их моторы Spirit 1.0 Plus и Evo, оба двигателя выдают мощность 1 кВт (1,36 л.с.) и имеют встроенную батарею.
Не смотря на тот очевидный факт, что на компанию ePropulsion оказала влияние Torqeedo, между моторами этих двух марок есть некоторые важные различия. С самого начала компания ePropulsion выбрала конструкцию силовой установки с прямым приводом на винт, получив при этом менее шумный двигатель и избежав проблем с коробкой передач.
Батарея так же большей ёмкости нежели у оригинального Torqeedo и она на 30% выше. Кроме того она не тонет если упадёт за борт, что крайне полезно будучи на воде.
Установка аккумулятора выполняется двумя руками, при этом ручка для переноски находится сзади, а защелка – спереди, что потребует от вас перегнуться через транец для его установки. Прорезей для его корректной установки всё ещё не видно, они расположились снизу, а этот факт не доставляет удобства установке АКБ, особенно на качающейся на воде надувной лодке. Разъем кабеля питания защищён резиновым колпачком.
У лодочного электромотора ePropulsion Spirit 1.0 Evo есть цифровой дисплей, но он показывает только текущую потребляемую мощность, напряжение и оставшееся время работы. Цифры на дисплее большие, легко читаемые в солнечный день, но ему не хватает скорости или дальности действия GPS.
Как и у Torqeedo у ePropulsion есть настройки трима, с таким же неудобным стопорным разъемным кольцом. Есть и магнитный аварийный шнур отключения. В продаже доступны три длины “ноги”, рассчитанные на высоту транца до 61 см. Сама нога имеет обтекаемую форму, и может вращаться на все 360° для максимальной маневренности и реверса.
ePropulsion Spirit 1.0 EVO
Лучший в своём классе!
Технические характеристики
- Вес мотора: 10,5 кг.
- Вес батареи: 9 кг.
- Ёмкость батареи: 1276 кВт.
- Макс.скорость на лодке РИБ: 7,24 км/ч.
- Макс.скорость на надувной лодке: 9,66 км/ч.
- Тяга: 30,8 кг.
- Подзарядка: 4 узла – 40 Ватт / 10 узлов – 300 Ватт.
Модель Spirit 1.0 EVO имеет те же характеристики и размеры как и у Spirit 1.0 Plus, но у EVO есть еще и съемный румпель и возможность подключений удалённого управления. Но главное отличие у новой модели заключается в наличии системы подзарядки во время движения. Мощность зарядки составляет 40 Ватт на скорости 4 узла (чуть больше 7 км/ч), 300 Ватт на скорости 10 узлов (18 км/ч).
Этим лодочным электромотором можно управлять даже с помощью электронного браслета.
ePropulsion Spirit 1.0 EVO, несомненно, дороже, чем его младший брать без подзарядки, и разница в стоимости существенна. Если вы много ходите под парусом и используете свой электромотор достаточно редко (для швартовки, маневрирования, для отхода от берега), то опция подзарядки, вероятно, того стоит. Для большинства, однако, разница в цене будет слишком велика.
Torqeedo 1103 и Torqeedo 603
Технические характеристики Torqeedo 603
- Вес мотора: 11 кг.
- Вес батареи: 4,2 кг. (плавающая)
- Ёмкость батареи: 500 Втч
- Макс.скорость на лодке РИБ: 6,44 км/ч.
- Макс.скорость на надувной лодке: не тестировалось
- Тяга: 19,9 кг.
Torqeedo 1103
- Вес мотора: 11 кг.
- Вес батареи: 6 кг.
- Ёмкость батареи: 915 Втч
- Макс.скорость на лодке РИБ: 7,08 км/ч.
- Макс.скорость на надувной лодке: 9,66 км/ч.
- Тяга: 30,8 кг.
Torqeedo была первой компанией, которая в 2005 году начала серийное производство подвесных электромоторов со встроенной литиевой батареей. Самые ранние двигатели использовали высокооборотный мотор-редуктор, который издавал характерный вой. После запуска своей новой батареи большего размера компания Torqeedo перешла на прямой привод примерно в то же время, когда на сцену вышла компания ePropulsion.
Модель 1103 мощностью 1,1 кВт оснащена съемной батареей и съемным же румпелем. АКБ устанавливается в разъемы в силовом блоке, и её можно опускать одной рукой, при этом эти разъемы-гнезда хорошо видны сверху, что удобно, особенно в качающейся на волнах лодке. Затем батарея откидывается на петлю и фиксируется на месте с помощью отдельного пластикового штифта. Румпель вставляется в аналогичные пазы.
Затем батарея и румпель подключаются к двигателю с помощью кабеля питания и кабеля передачи данных, но последний имеет 8-миллиметровый штекер с пятью крошечными контактами, которые необходимо тщательно выровнять, а затем закрепить пластиковым хомутом с резьбой. Ни на одном из разъёмов нет колпачков для предотвращения попадания в них мусора или воды, когда кабели не подсоединены.
Дисплей на румпеле показывает четыре строки данных одновременно, а это означает, что все эти цифры маленькие и трудночитаемые (но правда к электромотору можно подключить свой смартфон со специальным приложением). Вот что выводится на дисплей: напряжение в вольтах, ёмкость батареи, дальность при заданной скорости, скорость в узлах, милях в час или км/ч и потребляемая мощность в ваттах. Есть и магнитный предохранительный шнур, которые отключает силовые цепи, если вы упадете за борт.
Torqeedo имеет четыре положения регулировки угла наклона лодочного электромотора, но разъемное кольцо, закрепляющее стопорный штифт, очень жесткое и неудобное, особенно когда вам приходится регулировать его, нависая над транцем. Установленный сбоку рычажок позволяет наклонять двигатель горизонтально. При обычном использовании фиксатор предотвращает запуск двигателя задним ходом, но его можно снять с помощью другого бокового рычажка, если вы находитесь на мелководье.
В продаже доступны версии с длинным и коротким валом/ногой, при этом высота транца до верхней части стойки на длинном валу составляет 62 см. Зажимы, винты и фитинги изготовлены из нержавеющей стали, что позволяет эксплуатировать этот лодочный электромотор в соленой воде, но анод является опцией и за него придётся доплатить. У мотора есть режимы прямого и обратного хода, но он не вращается на транце на 360°.
Лучшие троллинговые электромоторы
Haswing Ultima 3
Технические характеристики
- Вес мотора: 11 кг.
- Вес батареи: 5 кг.
- Ёмкость батареи: 600 Втч
- Макс.скорость на лодке РИБ: 6,44 км/ч.
- Макс.скорость на надувной лодке: не тестировалось
- Тяга: 23,13 кг.
Haswing – новое имя для нас, но у этого китайского производителя теперь есть широкий ассортимент лодочных электромоторов, несколько из которых мы смогли взять с собой на тест.
Модель Ultima 3 имеет встроенную литиевую батарею и мощность 1000 Вт, а буква “3” в названии указывает на бензиновый подвесной мотор мощностью 3 л.с., которому, по утверждению его производителей, он эквивалентен. Мощность аккумулятора составляет 600 Втч.
Из всех протестированных сегодня моделей у этого электромотора была самая простая при установке и снятии батарея. Она подключается простой вставкой в пазы по направляющим с контактами в нижней части мотора, устраняющими необходимость в каких-либо соединительных кабелях или проводах, и это можно сделать даже одной рукой.
Вес мотор хорошо спроектирован, везде используется нержавеющая сталь, а также в стандартной комплектации есть анод (привет Torqeedo), что делает его пригодным для использования в соленой воде, а также запасной анод и срезной штифт. Румпель/дроссель поворачиваются вверх и вниз для удобства эксплуатации и хранения. У мотора обтекаемая алюминиевая нога, и он поворачивается на все 360 °.
Магнитный шнур аварийного отключения является полезной функцией безопасности. Из индикаторов есть только 5 светодиодов, показывающих оставшуюся ёмкость батареи, но это единственный доступный прибор у мотора, поэтому возможности определить, сколько энергии вы используете в данный момент и какова ваша скорость нет. Как уже говорилось выше, у этого электромотора нет нигде никаких кабелей, поэтому мы не смогли самостоятельно измерить промежуточную потребляемую мощность во время его работы.
Motorguide Varimax 40
Технические характеристики
- Вес мотора: 9,1 кг.
- Вес батареи: 8 кг.
- Ёмкость батареи: 780 Втч (60Ач)
- Макс.скорость на лодке РИБ: 5,15 км/ч.
- Макс.скорость на надувной лодке: 6,44 км/ч.
- Тяга: 18,4 кг.
Еще один троллинговый электромотор, он имеет заявленную тягу 40 фунтов (18 кг) и электронное управление переменной скоростью. Тяга тянет вперед для движения вперед и толкает назад для движения задним ходом, затем поворачивается в том же направлении для увеличения скорости. Умная функция, как только вы к ней привыкнете. Десять светодиодов показывают состояние батареи.
Скользящий вал обеспечивает высоту транца до 65 см от транца до опоры и поворот на 360°. Он также быстро наклоняется на 90° в 5 положениях для мелководной или заросшей водорослями воды.
Зажимные винты и фитинги изготовлены из мягкой стали, что означает, что после использования в море их следует промыть пресной водой.
Haswing Osapian 55
Лучшее соотношение цена/качество!
Технические характеристики
- Вес мотора: 9 кг.
- Вес батареи: 8 кг.
- Ёмкость батареи: 780 Втч (60Ач)
- Макс.скорость на лодке РИБ: 5,31 км/ч.
- Макс.скорость на надувной лодке: 7,08 км/ч.
- Тяга: 24,95 кг.
Это еще один троллинговый электромотор с заявленной тягой 55 фунтов (25 кг), с пятью скоростями движения вперед и тремя назад при развороте ручки дросселя. Опять же, это хорошо спроектированный двигатель, со всеми фитингами и зажимными винтами из нержавеющей стали, анодом за винтом и запасным в коробке.
Пять светодиодов показывают состояние батареи. Скользящий вал обеспечивает высоту транца до 62 см и 10 положений наклона мотора.
Как и в случае со всеми дросселями с регулируемой скоростью, вы получаете вдвое большую мощность на 5-ой скорости по сравнению с 4-ой, и очень низкие показатели на промежуточных скоростях по сравнению с двигателями с электронным дросселем.
Тем не менее, это отличный вариант по соотношению цены и качества для владельцев яхт и катеров, ищущих электромотор на свой тендер (тузик) для коротких рейсов.
Motorguide SW82
Технические характеристики
- Вес мотора: 13 кг.
- Вес батареи: 16 кг.
- Ёмкость батареи: 1560 Втч
- Макс.скорость на лодке РИБ: 6,44 км/ч.
- Макс.скорость на надувной лодке: 8,85 км/ч.
- Тяга: 37,19 кг.
Motorguide – хорошо зарекомендовавшая себя американская компания, входящая в состав группы компаний Mercury/Mariner. Это самый мощный из линейки подвесных транцевых электромоторов. Модель SW82 имеет заявленную тягу 82 фунта (37 кг) и представляет собой 24-вольтовый электродвигатель, требующим для питания две последовательно подключенных 12-вольтовых батареи.
Он также разработан для эксплуатации в морской воде, оснащен зажимными винтами и фитингами из нержавеющей стали, а также большим анодом на валу. Сам вал у него удлиненный, обеспечивающий высоту транца до 93 см, разворот дросселя на 360° и семь положений наклона. Светодиоды батареи отсутствуют. Переключатель вкл/выкл находится под головкой управления и расположен очень близко к аварийному выключателю.
Haswing Protruar 1
Технические характеристики
- Вес мотора: 9 кг.
- Вес батареи: 8 кг.
- Ёмкость батареи: 780 Втч
- Макс.скорость на лодке РИБ: 5,47 км/ч.
- Макс.скорость на надувной лодке: 7,24 км/ч.
- Тяга: 18,14 кг.
Еще один Haswing требует уже отдельной батареи 12 В, и он оснащен электронным дросселем с регулируемой скоростью и аналогичные функции как у Protruar 5, за исключением отсутствия шнура аварийного отключения. Производитель заявлет, что он эквивалентен бензиновому двигателю мощностью 1 л.с., но на практике выдает лишь 600 Вт (0,82 л.с.).
Скользящий вал позволяет ставить электромотор на транец до 40 см, но доступна версия с более длинным валом. Есть 10 положений наклона и он вращается на 360°.
Еще одно хорошо спроектированное устройство, в котором повсюду используется нержавеющая сталь, а также анод в стандартной комплектации, плюс запасной в комплекте и срезной штифт. Румпель/дроссель поворачиваются вверх и вниз для удобства эксплуатации и хранения.
Haswing Protruar 5
Технические характеристики
- Вес мотора: 14 кг.
- Вес батареи: 16 кг.
- Ёмкость батареи: 1560 Втч
- Макс.скорость на лодке РИБ: не тестировалось
- Макс.скорость на надувной лодке: 9,82 км/ч.
- Тяга: 48,99 кг.
Еще один Haswing, Protruar 5 – самая мощная модель на нашем тесте. Электромотор чрезвычайно хорошо спроектирован, для зажимных винтов и фитингов используется нержавеющая сталь, анод в стандартной комплектации, что делает его пригодным для эксплуатации в соленой воде. Приятным дополнением является наличие в комплекте запасного анода и срезного штифта. Румпель/дроссель поворачиваются вверх и вниз для удобства эксплуатации и хранения.
Цифра 5 в названии модели указывает на то, что его производители считают, что он эквивалентен бензиновому двигателю мощностью 5 л.с., но на самом деле он выдает около 2,5 кВт (3,4 л.с.) при 24 В, поэтому для него требуются две отдельные батареи. Он оснащен регулируемым электронным дросселем, тремя светодиодами состояния батареи и магнитным килл-кордом.
У нас снова здесь скользящий вал, он обеспечивает максимальную высоту транца 62 см и поворот на 360°. Десять положений наклона быстро включаются нажимным рычагом.
Этот лодочный электромотор показал самую большую тягу на тесте, и такой мотор можно ставить даже на тяжелые лодки, но винт с мелким шагом значительно снижал его эффективность на скорости.
Motorguide R3 45
Технические характеристики
- Вес мотора: 9,5 кг.
- Вес батареи: 8 кг.
- Ёмкость батареи: 780 Втч (60 Ач)
- Макс.скорость на лодке РИБ: не тестировалось
- Макс.скорость на надувной лодке: 6,6 км/ч.
- Тяга: 20,41 кг.
Этот троллинговый лодочный электромотор имеет заявленную тягу 45 фунтов (20 кг) и пять скоростей движения вперед. Скользящий вал обеспечивает высоту транца до 65 см и поворот на 360° с семью положениями наклона. Зажимные винты и фитинги изготовлены из мягкой стали, поэтому их следует промывать после использования в соленой воде.
Дроссельная заслонка с регулируемой скоростью обеспечивает нелинейный разрыв мощности, при этом на скорости 5 мощность в два раза выше чем на скорости 4. Такая конструкция дросселя приводит к снижению дальности хода на средних скоростях по сравнению с двигателями с электронными дросселями, но это снижает итоговую цену мотора.
Minn Kota Endura Max 55
Технические характеристики
- Вес мотора: 9,5 кг.
- Вес батареи: 8 кг.
- Ёмкость батареи: 780 Втч (60 Ач)
- Макс.скорость на лодке РИБ: не тестировалось
- Макс.скорость на надувной лодке: 7,4 км/ч.
- Тяга: 24,95 кг.
Minn Kota – один из старейших производителей троллинговых электромоторов. Max 55 имеет заявленную тягу в 55 фунтов (25 кг) и электронный дроссель с регулируемой скоростью вращения.
Зажимные винты и фитинги изготовлены из мягкой стали, что предполагает эксплуатацию в пресной воды, хотя вы можете использовать его в море, если потом хорошо промоете.
У него, как и у всех троллинговых моторов, стоит гребной винт с хорошим шагом, что дает устойчивую статическую тягу, но эффективность и, следовательно, дальность хода снижаются на более высоких скоростях, хотя электронная дроссельная заслонка Maximizer помогает компенсировать это.
Как мы тестировали все лодочные электромоторы
Мы выбрали несколько подвесных лодочных электромоторов, доступных на рынке, и протестировали их в двух ситуациях, во-первых, на складной РИБ лодке Frib 275 на реке Лимингтон, чтобы воспроизвести ситуацию, когда перемещаетесь в тендере от яхты к берегу или обратно. Затем мы установили их на 4-метровую надувную лодку уже на Темзе, чтобы посмотреть, как они работают на более высоких скоростях на лодке с более плавными обводами корпуса и более длинной ватерлинией в защищенных от волнения водах.
Скорость: Скорость мы измеряли с помощью портативного GPS, а потребляемую электроэнергию – с помощью зажимного амперметра или встроенного дисплея мощности на самом двигателе. Затем все эти показания мы преобразовали в диапазон значений, которых вы могли бы достичь либо при заданной мощности, либо при полной мощности батареи мотора.
Тяга: Мы измерили статическую тягу с помощью пружинных весов. Такой тест даёт несколько грубые значения, поскольку он измеряет тяговую силу двигателя в неподвижной лодке и, следовательно, не позволяет шагу гребного винта работать на его расчетной скорости.
Функциональность: Мы проверили заявленный вес каждого из электромоторов и провели качественный обзор их основных характеристик при использовании в качестве подвесного движителя на лодке.
Мы протестировали троллинговые моторы с литиевой батареей емкостью 60 Ач от Sterling Power, которая стоит £360 (60-70 тыс.рублей), хотя можно использовать тяговую свинцово-кислотную батарею по цене около £120 (22-26 тыс.руб.). Не покупайте обычные АКБ, которые выйдут из строя после 4-5 поездок. Так же вам понадобится литиевое зарядное устройство хорошего качества, которое добавит еще £100 (18-20 тыс.руб.) или даже больше к вашим затратам.
В текущие испытания мы не включили тест зарядки электромоторов, так как это зависит от используемого вами зарядного устройства, от того, заряжаете ли вы от 240В или 12В на борту, и от того, является ли источник питания сетевым, генератором, генератором переменного тока или солнечным. Стоит отметить, что вы редко будете подзаряжать полуразряженную батарею и скорее будете стремиться полностью зарядить её после каждого использования.
Троллинговый или подвесной электромотор?
Сегодня в продаже имеются троллинговые электромоторы с отдельными батареями – названные так потому, что они в основном использовались в качестве вспомогательного тихоходного двигателя для рыболовов, а также электромоторы со встроенными батареями, предназначенные для приведения в движение лодок с целью уже перемещения из точки А в точку Б. Это те варианты, из которых будет выбирать рядовой водномоторник, думая о приобретении подвесного электромотора.
Троллинговые моторы по-прежнему популярны для низкоскоростного хода на лодке, так как они просты и дешевы, но для них требуется отдельная 12 вольтовая батарея.
Электромоторы со встроенными аккумуляторными батареями – это сложные устройства, предназначенные для обеспечения большей скорости и большей дальности хода при заданной мощности на небольшой лодке, хотя для любой 3-4-метровой лодки скорость корпуса будет ограничивать скорость в водоизмещающем режиме, с которой вы можете реально двигаться под любым мотором, если только вы не начнете глиссировать.
Подвесной лодочный электромотор со встроенной батареей часто включает в себя дисплей, показывающий скорость, дальность хода на заданной скорости и процент оставшейся ёмкости аккумулятора, но эти функции дополнительно увеличивают и так не низкую цену двигателя.
Модели троллинговых электромоторов и модели со встроенными батареями в нашем тесте были одинаковы по весу, и все имели примерно идентичный общий вес, что и бензиновый ПЛМ мощностью 2,5 л.с.
По материалам сайта: yachtingmonthly.com