Тесты

Тест 4-х тактных лодочных моторов 9,8 и 9,9 л.с.

После того, как в близлежащих заграницах, а именно на территории объединенной Европы, вышел закон запрещающий продажи двухтактных лодочных моторов выпущенных после декабря 2006 года (жесткие экологические нормы по поводу вредных выбросов), состояние рынка движителей немного изменилось. На авансцену стали более активно пробираться именно четырехтактные бензиновые лодочные моторы. В России с экологическими нормами все в порядке, по крайней мере пока, и двухтактники у нас продаются так же хорошо как и раньше, но все же этот европейский закон не слабо “качнул лодку” и нам надо бы уже начать присматриваться к более современным и менее “вредным” моторам. Хотя есть небольшая надежда, во всяком случае у европейцев, что компания Evinrude наконец то доработает и выкатит на гора свою новую технологию E-Tecs по снижению вредных выбросов двухтактных двигателей.

Маломощные 4-х тактные подвесные лодочные моторы чаще всего можно было встретить на больших яхтах и катерах. Они тяжелее своих двухтактных визави и заметно дороже. А вот выигрыш в мощности и другие плюсы все таки несколько сомнительны. Использовались они конечно не как основное средство тяги, а как запасной движитель на случай непредвиденной ситуации. Его вес, для такого варианта использования мотора, вообще не критичен. А вот для надувной лодки тяжесть основного двигателя очень важный показатель. И, чтобы прояснить ситуацию, и разобраться, нужны ли нам тяжелые и дорогие “заменители” старых добрых двухтактников, мы решили организовать сравнительный тест четырехтактных лодочных моторов мощность 10 л.с. (9,9 по паспорту) основных известных марок Suzuki, Yamaha, Honda, Mercury и Tohatsu. Сегодня у нас самые лучшие и надежные двигатели. И в качестве лакмусовой бумажки на нашем тесте будет выступать проверенный временем Tohatsu 9,8 – старый добрый двухтактный мотор.

Полевые испытания проводились на новых моторах, их любезно предоставили нам производители. Место проведения – средняя Волга. Время проведения – лето. Проверялось как ведут себя моторы при холодном старте и как поведут себя если их будет эксплуатировать не очень опытный человек (есть у нас женщина в команде, которая согласилась поучаствовать в роли “новичка”). Замеры скорости производились как по течению так и против при загрузке – 2 мужчины плюс некий груз, всего около 180 кг.

Предварительно на берегу все лодочные моторы были взвешены, т.к. нередки случаи, когда паспортный вес отличается от фактического. Проверили удобно ли переносить и ставить каждый мотор на транец лодки. Расход топлива в этот раз не замеряли, т.к. мощность не так велика и разница в несколько грамм на один час эксплуатации вряд ли будет играть роль при выборе той или иной модели при покупке.

В качестве подопытного маломерного судна мы использовали четырехместную RIB лодку длиной 3,1 м.

Тестовые испытания лодочных моторов

Первым показателем, который мы проверяли у каждого лодочного мотора это шум, который он издает при работе на холостых оборотах. Замеры проводились с расстояния 1 метр. Также шум замеряли по время движения на скоростях 10 и 20 км/ч. как на непрогретом двигателе, так и когда он уже вышел на оптимальный температурный режим, среднее значение и попало в результаты.

Во время движения по воде проверяли на сколько сильно вес мотора влияет на устойчивость лодки, крены при поворотах, и на сколько сильно нос поднимается при трогании с места.

Особое внимание уделили таким субъективным показателям как эргономичность и простота эксплуатации. Удобно ли снимать крышку с двигателя, особенно на воде в качающейся лодке. Удобно ли поднимать мотор и устанавливать угол трима (в то время как Honda и Mercury позволяют делать это прямо на вода, а остальные все еще заставляют применят метод “тяни-толкай”), как переключаются передачи, удобная ли ручка и т.п. Пусть это и субъективные ощущения, но они во многом могут оказать самое сильное влияние на итоговый выбор той или иной модели. В онлайн казино Пин Ап Россия регулярно добавляются выгодные предложения по активации бездепозитного бонуса. Чтобы просмотреть такие предложения, необходимо перейти в раздел «Бонусы и акции». Чтобы узнать больше о бездепозитном бонусе казино Пин Ап Россия, необходимо кликнуть на кнопку «Подробнее». Бездепозитный бонус позволяет получить бесплатные вращения. Они позволяют играть в слоты казино Pin Up без необходимости вносить собственные деньги. Выигранные средства будут поступать на бонусный счет. Использовать их можно будет после выполнения условий отыгрыша.  Как говориться – качество заметно в мелочах.

Honda BF10

Технические характеристики

  • Производитель: Хонда, Япония
  • Модель: BF10
  • Мощность: 10 л.с.
  • Тип двигателя: 4-х тактный, 2-х цилиндровый
  • Рабочий объем: 222 куб.см.
  • Максимальная скорость на тесте: 24,5 км/ч.
  • Уровень шума
    • на холостых: 58 дб
    • на скорости 10 км/ч: 76 дб
    • на скорости 20 км/ч: 78 дб
  • Стартер: ручной
  • Управление: румпель
  • Сухой вес: 42 кг.
  • Вес с маслом: 46 кг.
  • Интервал обслуживания
    • первый: после 20 часов эксплуатации
    • регулярный: каждые 100 часов
  • Гарантия: 5 лет
  • Цена: 2120$.

Honda со снаряженным весом в 46 кг оказался не самым тяжелым мотором, хотя ожидалось именно это, он отстал от тяжеловеса Ямахи на 4 кг. И по габаритам он ему проиграл. Для переноски предусмотрены две удобные ручки, одна прорезиненная спереди и сзади специальное место для захвата. Переносить и ставить на лодку этот лодочный мотор конечно удобно, но вот делать это каждый день то еще удовольствие.

Что касается внешнего вида, тот тут, как всегда у Хонды все в порядке. Приятный светлый серебристый цвет и отличный дизайн. С технической стороны у этого производителя тоже всегда было все в порядке, как и в BF10. Придраться не к чему. В плюсы еще можно записать наличие генератора для подзарядки аккумулятора или для питания электроприборов на борту лодки. Изменение угла наклона мотора тоже сделано удобно, как и механизм подъема для мелководья. Но для регулировки горизонтального усилия придется немного повозиться. Рычажок тоненький и закрыт резиновой заглушкой.

Ручка переключения передач смонтирована на румпеле и ее ход четкий и понятный. Ручка газа тоже удобная, эргономичная, ее комфортно держать в руке. А вот, чтобы снять крышку с двигателя придется немного попотеть.

Наша женщина, выступающая в качестве неопытного водномоторника, завела лодочный мотор с четвертого рывка троса и после старта Honda BF10 заработал как хорошо смазанная швейная машинка, чем всегда и славилась Хонда. Прогретый мотор заводился с первого “полупинка”. Из отличительных особенностей этой модели можно выделить зеленую лампочку-индикатор, которая показывает исправность двигателя во время его работы.

Нашу тестовую лодку на Хонде удалось разогнать почти до 25 км/ч. На этой максимальной скорости лодка сильно задирала нос и корректировка угла наклона не помогала.

Итоговый рейтинг

Скорость * * *
Вес * *
Эргономичность * * * * *
Качество и внешний вид * * * * *
Цена и гарантия * * * * *
Итоговая оценка 80 из 100

Заключение

Honda BF10 – это отличный мотор за свои деньги, учитывая 5-ти летнюю гарантию и высокое качество сборки. Удобный, функциональный, но правда тяжелый и не самый быстрый, но лодочные моторы Хонда никогда не отличались высокими скоростями на тестах.

Mercury/Mariner 9,9 M4

Технические характеристики

  • Производитель: Меркурий, США
  • Модель: 9,9 M4
  • Мощность: 9,9 л.с.
  • Тип двигателя: 4-х тактный, 2-х цилиндровый
  • Рабочий объем: 209 куб.см.
  • Максимальная скорость на тесте: 29,3 км/ч.
  • Уровень шума
    • на холостых: 58 дб
    • на скорости 10 км/ч: 80 дб
    • на скорости 20 км/ч: 83 дб
  • Стартер: ручной
  • Управление: румпель
  • Сухой вес: 38 кг.
  • Вес с маслом: 41 кг.
  • Интервал обслуживания
    • первый: после 10 часов эксплуатации
    • регулярный: каждые 100 часов
  • Гарантия: 2 года
  • Цена: 2130$.

Сразу начнем с оценки удобства переноски, т.к. с этим сталкиваешься задолго до пуска мотора и его ходовых испытаний. С этим у Меркурия (а точнее Маринера, но компания одна и отличия лишь в покраске) все хорошо, ручка спереди, удобное место под захват сзади. А если учесть то, что его вес не очень большой (второй среди сегодняшних подопытных), то донести его от машины до лодки вполне по силам даже одному человеку.

Внешность, “начинка” под капотом, удобство, все у этого лодочного мотора на самом высоком уровне. Для переключения угла наклона есть 3-х позиционный переключатель – это то, что мне очень нравится. Чуть смешенный в сторону румпель с вмонтированной в ручку газа функцией переключения передач, кнопка экстренного выключения двигателя, без необходимости выдергивания шнура – все то, что нужно и так должны выглядеть все моторы в идеале. С таким агрегатом короткие пробежки вперёд-назад выполняются легко и непринужденно.

Перед холодным стартом рекомендуется подкачивать немного топлива в карбюратор. Обычно для этого используется груша на шланге. А вот инженеры Mercury пошли немного дальше и сделали для этого кнопку на корпусе, которую мы сразу не заметили (инструкции ведь никто не читает), но после подкачки наш мотор завелся с первого раза.

Максимальная скорость, которую нам удалось достичь составила 29,3 км/ч и это самый быстрый результат среди сегодняшних испытуемых. Благодаря малому весу этого лодочного мотора лодка не задирала нос во время движения и шла комфортно с хорошей управляемостью.

Итоговый рейтинг

Скорость * * * * *
Вес * * * *
Эргономичность * * * * *
Качество и внешний вид * * * *
Цена и гарантия * * *
Итоговая оценка 84 из 100

Заключение

Сразу скажу, что Mercury/Mariner 9,9 M4 наш любимчик на этом тесте. Это лучший лодочный мотор в соотношении цена/качество. Легкий, удобный в управлении, технически продуманный и надежный. Правда хотелось бы чтобы цена была пониже как у Тохатсу и гарантия побольше как у Хонды, но….

Suzuki DF 9,9

Технические характеристики

  • Производитель: Сузуки, Япония
  • Модель: DF 9,9
  • Мощность: 9,9 л.с.
  • Тип двигателя: 4-х тактный, 2-х цилиндровый
  • Рабочий объем: 302 куб.см.
  • Максимальная скорость на тесте: 27,6 км/ч.
  • Уровень шума
    • на холостых: 58 дб
    • на скорости 10 км/ч: 76 дб
    • на скорости 20 км/ч: 78 дб
  • Стартер: ручной
  • Управление: румпель
  • Сухой вес: 44 кг.
  • Вес с маслом: 41 кг.
  • Интервал обслуживания
    • первый: после 10 часов эксплуатации
    • регулярный: каждые 100 часов
  • Гарантия: 3 года
  • Цена: 2135$.

Все мы знаем, что четырехтактные лодочные моторы нужно хранить и перевозить в определенном положении, чтобы моторное масло никуда не вытекло и не попало ни в карбюратор, ни в цилиндры. Вот как раз для этого у Сузуки (так же как и у Хонды) есть на нужном борту специальные проушины.

Внешне Suzuki DF9,9 хоть и выглядит достойно, но все еще он играет не в той лиге, в которой находятся такие монстры дизайна как Хонда и Ямаха. Подкапотное пространство двигателя не такое безупречное, как у более именитых конкурентов.

Угол наклона лодочного мотора регулируется выниманием и перестановкой перемычки, всего есть пять позиций. Поднимается мотор достаточно легко, не забудьте только поставить стопор в положение “закрыто”, а то в самый неподходящий момент может случить очень неприятное.

Переключатель передач расположился на передней панели и к самому процессу переключения есть некоторые вопросы, хотелось бы чтобы скорости переключались немного четче и мягче. На холодную двигатель завелся с третьей попытки и после прогрева стал работать тихо, мягко, по звуку немного в высоком диапазоне частот.

Максимальная скорость составила 27,6 км/ч. Мотор очень отзывчивый на ручку газа, такой своего рода “живчик”, управляется легко, работает ровно.

Во время теста Suzuki DF9,9 у нас случилась некоторая непредвиденная ситуация. После первых прогонов мы заглушили мотор и потом не смогли его завести. После минут 15 раздумий, обсуждений и консультаций дилера выяснили, что производитель, перед отправкой мотора конечному потребителю сливает всё моторное масло. Получается, что  мотор мы катали на сухую. По быстрому было найдено необходимое моторное масло, залито в двигатель и после успешного старта мотор больше не капризничал и заводился и работал как часы. Такой вот случай неожиданного испытания двигателя в суровых условиях показал, что Сузуки может некоторое время работать вообще без масла, чем не подтверждение высокой надежности.

Итоговый рейтинг

Скорость * * * *
Вес * * *
Эргономичность * * * *
Качество и внешний вид * * *
Цена и гарантия * * * *
Итоговая оценка 72 из 100

Заключение

Компания Suzuki не стоит на месте и старается совершенствовать свои четырехтактные лодочные моторы. Теперь у них хорошее соотношение мощность/вес, но вот цена совсем не радует. Она на уровне самых топовых моторов, а этот экземпляр даже дороже Honda BF10, а уж Хонда никогда не была дешевой. По поведению на воде этот легкий лодочный мотор показал себя очень хорошо в сравнении с тяжелыми визави от Ямаха и Хонда. Ну и после того, как он проработал минут 20-30 совсем без масла ругать его за техническое несовершенство как то и не получается.

Tohatsu MFS 9,8

Технические характеристики

  • Производитель: Тохатсу, Япония
  • Модель: MGS 9,8
  • Мощность: 9,8 л.с.
  • Тип двигателя: 4-х тактный, 2-х цилиндровый
  • Рабочий объем: 209 куб.см.
  • Максимальная скорость на тесте: 28,5 км/ч.
  • Уровень шума
    • на холостых: 56 дб
    • на скорости 10 км/ч: 79 дб
    • на скорости 20 км/ч: 84 дб
  • Стартер: ручной
  • Управление: румпель
  • Сухой вес: 37 кг.
  • Вес с маслом: 39 кг.
  • Интервал обслуживания
    • первый: после 10 часов эксплуатации
    • второй: после 50 часов эксплуатации
    • регулярный: каждые 100 часов
  • Гарантия: 1 год
  • Цена: 1930$.

Tohatsu MFS 9,8 и Mercury/Mariner 9,9M4 это по сути однотипные лодочные моторы с одним и тем же силовым агрегатом, но удивительно то, что Тохатсу почему то на 2 кг легче своего американского собрата. Так что тут японских инженеров можно только похвалить. Переносить мотор заметно удобнее, есть ручка спереди и место под пальца с другой стороны двигателя. Если угол наклона у Меркурия регулируется легко и просто, то у Тохатсу тут старая система вынимай-вставляй, но за то на этом можно сэкономить как в цене так и в итоговом весе, что они и сделали. Для поднятия мотора для эксплуатации на мелководье есть специальный рычажок.

Румпель длиннее чем у Mercury и он сильнее прижат к корпусу. На небольших лодках, как наша чуть больше трех метров длиной такая конструкция управления не очень удобная, мало того, что ты сидишь на борту, так еще и приходится смещаться дальше к носу. Но на больших лодках от 3,5 метров с этим проблем не будет, они как правило еще и шире.

Переключатель передач разместился на корпусе и он скорее пластиковый нежели алюминиевый, но передачи переключаются четко. Регулирующий болт для горизонтального поворота разместили на ноге мотора, куда с борта лодки добраться практически невозможно.

Запустился мотор легко, наша дама дернула ручку четыре раза и двигатель нежно заурчал. Прогретый мотор запускал с первого рывка. Для фиксации капота используется крючок и защелка спереди и сзади соответственно. Конструкция не плоха и проста, но до Ямаховской все еще далеко.

По поведению на воде мотор лодочный Tohatsu MFS 9,8 очень похож на Mercury/Mariner, все та же мягкость и легкость в управлении. За два заезда лодку удалось разогнать до максимальных 28,5 км/ч.

Итоговый рейтинг

Скорость * * * * *
Вес * * * *
Эргономичность * * *
Качество и внешний вид * * * *
Цена и гарантия * * *
Итоговая оценка 76 из 100

Заключение

Четырехтактный Tohatsu 9,8 – это своего рода версия четырехтактного Mercury 9,8 для бедных. Есть некоторые дешево выглядящие решения и узлы, не все так удобно как хотелось, но зато цена очень привлекательная. В плюс ему можно записать отличную начинку. Так что если до Мерка денег не хватает берите Тоху, не пожалеете.

Yamaha F9,9

Технические характеристики

  • Производитель: Ямаха, Япония
  • Модель: F 9,9
  • Мощность: 9,9 л.с.
  • Тип двигателя: 4-х тактный, 2-х цилиндровый
  • Рабочий объем: 323 куб.см.
  • Максимальная скорость на тесте: 26,7 км/ч.
  • Уровень шума
    • на холостых: 64 дб
    • на скорости 10 км/ч: 81 дб
    • на скорости 20 км/ч: 83 дб
  • Стартер: ручной
  • Управление: румпель
  • Сухой вес: 45 кг.
  • Вес с маслом: 50 кг.
  • Интервал обслуживания
    • первый: после 10 часов эксплуатации
    • второй: после 50 часов эксплуатации
    • регулярный: каждые 100 часов
  • Гарантия: 2 года
  • Цена: 2345$.

Yamaha F9,9 это дефорсированная модель F15 с мощностью 15 л.с., от сюда и такой большой вес в 50 кг, и такой большой рабочий объем цилиндров. Он самый тяжелый и самый мощный, во всяком случае номинально. Постоянно ставить и снимать такой мотор совсем не захочется. Его надо ставить на лодку в начале сезона и снимать в конце.

Первый взгляд на эту модель показывает, что вот как должен выглядеть лодочный мотор. Абсолютно завершенный вид как во внешности, так и в техническом плане. Угол наклона регулируется в 4-х положениях. Горизонтальное усилие можно изменить только с помощью спец инструмента, но вы же не меняете его постоянно. Один раз настроили и забыли.

Ручка стартера реагирует как и надо. Передачи переключается очень четко и ты всегда знаешь, что включаешь. Новый замок открытия крышки капота позволяет заглянуть во внутренности двигатели не выходя из лодки и прямо на воде.

Холодный мотор завелся только с шестой попытки, но сразу заработал очень ровно. В прогретом состоянии заводился всегда с первого раза.

По максимально скорости, она составила 26,7 км/ч, но вот из-за большого веса мотора лодка всегда шла с задранным носом и само движение нельзя назвать мягким и комфортным. Все таки это мотор на для таких маленьких лодок.

Итоговый рейтинг

Скорость * * * *
Вес *
Эргономичность * * * *
Качество и внешний вид * * * * *
Цена и гарантия * *
Итоговая оценка 64 из 100

Заключение

Ямаха 9,9 должен играть в другой силовой категории. Он очень тяжелый и маленькая лодка не дает показать все его преимущества. Из-за задранного носа не удалось оптимально использовать его тяговые характеристики. Качество как всегда у Ямаха на самом высоком уровне, тут придираться не к чему. Если будете покупать такой мотор и эксплуатировать его бережно и согласно регламента, то вы рискуете вообще никогда не побывать в сервисном центре Yamaha. Но цена кусается, и так, что может откусить пол руки.

Tohatsu 9,8S

Технические характеристики

  • Производитель: Тохатсу, Япония
  • Модель: 9,8S
  • Мощность: 9,8 л.с.
  • Тип двигателя: 2-х тактный, 2-х цилиндровый
  • Рабочий объем: 169 куб.см.
  • Максимальная скорость на тесте: 26,7 км/ч.
  • Уровень шума
    • на холостых: 67 дб
    • на скорости 10 км/ч: 80 дб
    • на скорости 20 км/ч: 88 дб
  • Стартер: ручной
  • Управление: румпель
  • Сухой вес: 26 кг.
  • Вес с маслом: 26,4 кг.
  • Интервал обслуживания
    • первый: после 10 часов эксплуатации
    • второй: после 30 часов эксплуатации
    • регулярный: каждые 100 часов
  • Гарантия: 1 год
  • Цена: 1900$.

А вот и наша лакмусовая бумажка в лице двухтактного лодочного мотора Tohatsu 9,8S. Он, как и ожидалось, самый легкий мотор, на 13 кг. легче своего четырехтактного собрата. Такой агрегат можно легко таскать и ставить на лодку хоть каждый день. Но вот выглядит он на фоне любого четырехтактника как то архаично, грубовато и работает громче.

Румпель вынесен чуть чуть за корпус, а кнопку остановки двигателя зачем то разместили с другой стороны, что не очень удобно. Регулировка горизонтального усилия все там же на ноге и достать до неё из лодки нельзя. Крышка капота легко снимается.

Конструкция двухтактных моторов предполагает смешивание моторного масла с бензином и отсюда не очень приятный запах выхлопа, который у всех четырехтактных моторов немного чище. Хотя дышать ни тем ни другим постоянно совсем не хочется.

На холодную, на удивление, двигатель завелся с первого раза, на прогретом тоже проблем не было. На воде двухтактный Тохатсу 9,8 ведет себя отлично. Хорошо управляется. Ход ручки газа больше чем у сегодняшних испытуемых, а вот реакция на движение ручки заметно быстрее. Правда с максимальной скоростью не все так хорошо, как ожидалось. Двухтактные моторы всегда выигрывали по скорости у своих четырехтактных аналогов с одинаковой мощностью. Но вот наш Тохатсу смог разогнать лодку лишь до 26,7 км/ч, в то время как сегодняшний лидер раскочегарился до 29,3 км/ч. Но тут возможно сыграл факт “нового мотора”. Обкатывали двухтактник с пропорцией 25:1, а после обкатки нужно уже заливать топливо и масло с пропорцией 50:1. Но проверить это в этот раз у нас не получилось, моторы дали всего на один день. И по шуму, при езде с Tohatsu 9,8S всегда приходилось повышать голос при разговоре, чего не было ни на одном четырехтактном моторе, но это и ожидаемо.

Итоговый рейтинг

Скорость * * * * *
Вес * * * * *
Эргономичность *
Качество и внешний вид * * *
Цена и гарантия * *
Итоговая оценка 64 из 100

Заключение

Напрямую такой мотор нельзя сравнивать с новыми моделями четырехтактных моторов. Все таки это несколько другой класс. Такие моторы легче, проще в эксплуатации, дешевле как при покупке, так и во время эксплуатации. Да, они шумные, да от них воняет, но от этого они не менее надежные и качественные. Так что тут каждый голосует кошельком.

За помощь в подготовке и проведении теста спасибо парням с сайта miniteh.com. Они нам и с доставкой помогли и решили некоторые организационные вопросы.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Back to top button