Sealegs – катер амфибия
Колесная формула 4х4 или даже машины с в два раза большим количеством активных колес – это для нас техника вполне привычная. А вот если колес меньше, чем четыре, и все они при этом ведущие – это уже экзотика. Как вам 3х3? И не о трицикле пойдет речь…
По большому счету, перед нами, конечно, не сухопутное транспортное средство, а водное. Катер Sealegs умеет не только ходить по воде, но и ездить по земле, причем, как настоящий внедорожник, поскольку обладает полным колесным приводом. Производится он серийно в Новой Зеландии с 2007 года. Нашлись люди, решившие продавать его в России.
Двигательная сила катера
Водный движитель понятен и тривиален – обычный подвесной мотор. На нашем экземпляре его мощность составляет 150 л.с. Это продукция компании Evinrude. Главная отличительная особенность, выделяющая его из океана конкурентов, заключается в том, что агрегат работает по двухтактному циклу. Обычно при таких и даже гораздо меньших мощностях мы имеем дело с четырехтактными моторами. Но Evinrude тут стоят особняком, и под этой маркой выпускаются не совсем привычные нам двухтактники: масло здесь не добавляется в бензин, но из специального бака поступает к трущимся частям цилиндро-поршневой группы под давлением (на крупных ПЛМ). Но перейдем к самому интересному и оригинальному – сухопутному движителю, ведь в принципе на транец можно повесить и любой другой подходящий мотор. В этом случае стоит лишь заказать соответствующую систему управления.
Как вы видите, мы имеем дело с тремя колесами: два сзади и одно спереди. Очевидно, что механический их привод получился бы архисложным, поэтому выбрали, напротив, самый простой (как известно, все гениальное-просто!) вариант-все колеса имеют гидромоторы. Они абсолютно герметичны, поэтому воды не боятся. По центру катера в рундуке кубической формы, на котором и восседает капитан, расположен отдельный силовой агрегат – 24-сильный 4-тактный мотор Honda с гидронасосом. Масло поступает к мотор-колесам, и вперед – поехали! Никакой коробки передан: чем выше обороты двигателя, тем больше скорость. Для включения заднего хода достаточно переключить гидравлический распределитель. Да, особо не разгонишься: максимальная скорость около 10 км/ч. Если отключить привод переднего колеса, перейти на формулу 3×2, то можно двигаться немного быстрее.
Конечно, никому в голову не придет ехать куда-то далеко, но чисто теоретически такое возможно. При расходе мотора на максимальных оборотах 800 г/ч бака в 80 литров, как нетрудно рассчитать, хватит на 100 часов работы, что при скорости 10 км/ч соответствует пробегу в 1000 км. Таким запасом хода может похвастать редкий внедорожник! Правда, в конце пути уже не останется бензина на водную часть маршрута. Все это, повторюсь, не более чем фантазии на тему путешествия по суше на Sealegs, но я почему-то так и вижу сползающую в легком обмороке под стойку сотрудницу АЗС на трассе, когда она завидит, что на заправку… заруливает катер.
Не знаю, зарегистрируют ли в Гостехнадзоре его как сухопутное транспортное средство – говорят, для этого достаточно повесить сзади фонари. В базовой комплектации катер, разумеется, ставится на учет как маломерное судно. Для этого у него есть вся необходимая оснастка: бортовые красный и зеленый огни, пара весел, якорь с цепью, швартовочный канат и прочее.
Тестирование катера амфибии Sealegs на воде и на суше
Понятно, что на воде колеса ни к чему. Они поднимаются вверх при помощи той же гидравлики: задние стойки поворачиваются на 180 градусов и прижимают колеса к транцу, а передняя стойка складывается вперед и вверх, словно переднее шасси самолета.
Очевидно, что на воде катер изменяет курс благодаря повороту мотора. При этом любопытно наблюдать, как синхронно, но, разумеется, без всякой пользы поворачивается перед носом и переднее колесо – система управления единая для водного и сухопутного вариантов. На земле, соответственно, при повороте руля заваливается вправо или влево поднятый мотор, также вхолостую. Интим досуг проститутки Сочи Анонимно и круглосуточно
Глядя на подкативший к тебе катер (как однако странно звучит?!), не понимаешь, как в него забраться. Может, сейчас выкинут трап? Все проще: капитан (или пока еще водитель?) складывает колесные стойки настолько, чтобы катер коснулся днищем земли. Перед нами настоящий автомобиль с регулируемым клиренсом! Используя заднее колесо в качестве ступеньки, можно легко залезть внутрь.
Колеса, кстати, низкого давления, типа квадроциклетных, поэтому глубоких борозд даже на мягкой земле они не оставляют. Это важно, поскольку Sealegs используется сотрудниками заповедников, где к почвенному покрову надо относиться бережно. Впрочем, это все там, в Новой Зеландии или где-то еще далеко, у нас же пока эти катера пребывают в ничтожном количестве, и говорить о каких-то аспектах реальной их эксплуатации пока рано.
Кокпит и внутреннее убранство.
Вот мы в кокпите. Центральная консоль служит главным и единственным постом управления. Слева – ручка акселератора «сухопутного мотора», справа – привычная на моторных лодках ручка дистанционного управления ПЛМ (газ и переключение «вперед – нейтраль – реверс»). Назначение рулевого колеса понятно, а чуть выше него – джойстик гидрораспределителя, переключающего с прямого хода на задний и обратно.
С движением по воде все предсказуемо и понятно, а что на земле? Как на лифте, взмываем вверх, отрываясь от земли чуть ли не на метр. Прибавляю оборотов «Хонде», ровно тарахтящей в рундуке, на котором сижу, – катер плавно трогается и едет. Совершенно необыкновенные ощущения! Подвески нет, но едем плавно – мягкие колеса неплохо амортизируют.
С полным приводом и с таким дорожным просветом можно штурмовать серьезное бездорожье. Желая доказать это, направляем амфибию к высокой куче грунта, поросшей бурьяном. «Осторожно, там канава по пути», – предупреждаю я, но поздно: переднее колесо проваливается, катер плюхается передней частью корпуса на землю. Включаем реверс – одно заднее колесо буксует, второе стоит на месте. Особенность гидравлического привода такова, что при чрезмерной нагрузке мотор просто не вращается. Но он при этом не сгорит и не сломается. Подобное можно наблюдать на примере гидравлической автомобильной лебедки, которой, как известно, совершенно не страшны перегрузки, способные прикончить и электрическую лебедку, и механическую. Надежность конструкции радует, но как выбираться. Поднимаем вверх переднее «шасси», кладем под колесо несколько булыжников, опускаем стойку, и катер сам приподнимается на несколько сантиметров над землей, получив более высокую точку опоры под передним колесом. Задний ход – мы снова на ровном месте! А с джипом пришлось бы в такой ситуации пускать в ход «хай-джек», а тут вот он – «встроенный».
По воде и по земле
Гора оказалась довольно крутой – поднялись наполовину. Хватит у нас все-таки не автомобиль. Едем к воде, куда и плюхаемся с разгону. Колеса в верхнее положение, Evinrude на старт, передача F – помчали! Управляю хорошим быстроходным катером, легко выходящим на глиссирование. Рыбаки по берегам чуть не выронили удочки при виде нас. Особенно когда мы еще разок выехали на берег у них на глазах.
Тактика тут такова: сбавляем скорость и опускаем колеса в воду, включаем их привод, но пока не глушим подвесной мотор. Гребной винт находится выше колес, поэтому он гарантированно не зацепит за дно (при условии, что оно ровное). Амфибия довольно быстро приближается к берегу за счет водного движителя, а как только колеса нащупывают дно, они включаются в работу – ПЛМ глушится. Несколько секунд – и мы на берегу. Немного напоминает десантирование с корабля на БТР. Так и есть: Sealegs, правда, с корпусом типа RIB (с надувными бортами и алюминиевым днищем, на метр длиннее протестированного нами экземпляра) используется в армии Таиланда, полицией Индии.
При своей относительной простоте стоит у нас Sealegs как серьезный автомобиль премиум-класса – несколько миллионов рублей. Это, конечно, серьезно ограничит его распространение в нашей стране. Известно, что несколько катеров заказала водолазная служба Севморпути. В арктических водах катер хорош тем, что способен переезжать через льды. Если колеса и провалятся в полынью или трещину, то можно выбраться примерно тем же способом, что мы опробовали, провалившись в канаву. К тому же судно, словно настоящий внедорожник, комплектуется лебедкой. Жаль, конечно, что техника уж слишком небюджетная, но своих поклонников она у нас наверняка найдет.