ТестыЯхтинг

Выбираем лучший литиевый аккумулятор

Тест 12 литиевых аккумуляторов для лодки, лодочного электромотора, эхолота

Владельцы лодок уже давно полагаются на свинцово-кислотные аккумуляторы для запуска своих двигателей и питания лодочных электромоторов, подключения эхолота, питания электрических ламп и, в наши дни, для подключения инверторов для запуска бытовых приборов, таких как чайники, микроволновые печи и многое другое (если конечно у вас большая яхта или катер). Тем не менее литиевые батареи предлагают гораздо лучшую производительность и срок службы, но по гораздо более высокой цене. Так не пора ли вам переключиться с технологии 19-го века на технологию 21-го?

Общепринятое эмпирическое правило для свинцово-кислотных аккумуляторов заключается в том, что ёмкость аккумулятора должна быть вдвое больше, чем вы, вероятно, будете использовать в течение одного дня или между перезарядками. Это связано с тем, что большинство свинцово-кислотных аккумуляторов не следует регулярно разряжать до уровня ниже 50% от их ёмкости, иначе их срок службы быстро сократится. Некоторые свинцово-кислотные технологии помогают улучшить этот показатель, но с большими финансовыми затратами для владельца АКБ.

В то же время, чем быстрее вы забираете энергию из свинцово-кислотной батареи, тем меньше общей ёмкости вы получаете. Обычно, батарея, которая дает вам 100 Ач, если она разряжается при токе 5А, то в течение 20-часового периода её работы, отдаст вам только 80 Ач, если вы разряжаете аккумулятор при токе в 20А, то в течение 5 часов вы получите ёмкость и 50 Ач, если вы разряжаете при 100А, то батарея будет отдавать энергию в течение номинального 1 часа. Это становится особенно важным, если вы приводите в действие инвертор или запитываете от аккумулятора лодочный электромотор.

Таким образом, номинальная емкость свинцово-кислотной батареи должна быть еще больше, если вы регулярно снимаете с неё большие токи.

Кроме того, количество полезных циклов, которые любая батарея даст вам в течение своего срока службы, определяется тем, насколько сильно вы её разряжаете каждый раз, называется это глубина разряда, и как быстро вы отключаете питание.

Самый дешевый свинцово-кислотный аккумулятор для отдыха, продаваемый в среднестатистическом магазине, вероятно, даст вам в лучшем случае 100-125 циклов при 50% глубине разряда. Если вы регулярно разряжаете батарею до 80% (т.е. оставляете лишь 20% её первоначальной ёмкости), этот показатель упадет до 25-30 циклов, после чего у вас, вероятно, останется только 50-60% от первоначальной максимальной ёмкости. Если вы разрядите батарею до 90% (остаток 10%) – когда свет начнет тускнеть – вы, вероятно, получите в итоге не более 10-20 циклов заряда/разряда.

Самые лучшие аккумуляторные батареи для вашей лодки и лодочного мотора, которые только есть в продаже улучшат эти показатели, но обычно не намного, и вам, как правило, придется искать тяговые батареи, предназначенные для питания электромобилей, чтобы получить более 500 циклов при 80% глубине разряда. Батареи глубокого цикла от Vetus и свинцово-углеродные батареи от DBS Leoch дадут еще больший срока службы и больше циклов.

И еще одна проблема на лодке со свинцово-кислотной батареей – это сульфатация. Оставьте аккумулятор на зиму с 80% зарядом, и это станет её максимальной ёмкостью, независимо от того, на сколько вы зарядите батарею впоследствии. Сделайте это два года подряд, и вы снизите ёмкость уже до 60%.

Являются ли литиевые батареи лучше свинцово-кислотных?

Утверждается, что литиевые батареи перевернули все эти ожидания производительности с ног на голову. Маркетологи и продавцы утверждают, что разрядная ёмкость составляет почти 100% даже при разряде 100А, а срок службы более 2000 при аналогичных разрядных токах и 80% глубине разряда.

Цель нашего теста состояла в том, чтобы проверить эти утверждения.

Чтобы обеспечить беспристрастность и справедливость для всех литиевых аккумуляторов, мы заряжали каждую батарею во время тестирования одобренным литиевым зарядным устройством – либо тем, которое поставляется вместе с ней, либо умным зарядным устройством Victron, либо Mastervolt ChargeMaster Plus. Затем мы провели три измеренных разряда (с перезарядкой между каждым) и измерили Ач, который батареи выдавали:

  1. При разрядном токе в 25А – использование МК тестера разряда постоянного тока.
  2. При токе в 100А – путем подключения каждого аккумулятора к инвертору, с подключенным электронагревателем мощностью 1 кВт
  3. При 150А – см. пункт 2, но с нагревателем мощностью в 1,5 кВт
  4. Наконец, мы измерили максимальный ток, который они будут выдавать в течение 5 минут, может вам понадобиться вскипятить чайник или включить микроволновую печь, которые вы случайно захватили себе на лодку.
  • Некоторые испытываемые батареи имели номинальную ёмкость только 90Ач или 60Ач, поэтому мы использовали только токи 90А и 60А, чтобы проверить фактическую производительность по сравнению с заявленной производителем.
  • Некоторые батареи могли выдавать 150А, некоторые – нет. Во всех случаях именно внутренняя система управления батареями (BMS) определяла, когда они выключаются, причем разные производители выбирали разные точки отсечки, которые, по их мнению, позволят их устройству обеспечить наилучшие долгосрочные результаты и срок службы количество циклов.
  • Температура нашей испытательной установки колебалась в пределах 10-15°C. заявленные мощности большинства производителей были достигнуты при температуре 25°C, поэтому наши результаты должны были быть немного ниже заявленных показателей, примерно на 2-4 часа работы батареи.

Свинцово-кислотные и литиевые батареи: факты

На протяжении более 100 лет в большинстве аккумуляторных батарей использовались свинец и серная кислота, впервые изобретенные в 1859 году Гастоном Плантом. Затем в 1970 году появились литиевые батареи, которые на 50% легче, без эффекта памяти, в десять раз больше срока службы (больше количество циклов заряда/разряда) и способны выдавать почти всю свою номинальную ёмкость даже при самых высоких токах разряда.

Но у лития есть и недостатки. Первый – это стоимость, в четыре раза превышающая цену эквивалентной свинцово-кислотной батареи, а второй – безопасность. Литий – это высокореактивный металл, который бурно реагирует при соприкосновении с водой или даже влагой в атмосфере, если элемент поврежден, и если он загорится, использование воды для его тушения не очень хорошая идея, а когда вы на открытой воде, пожар тушить особо то и не чем.

Использование соединений лития значительно снижает, но не устраняет пожароопасность. Оксид кобальта лития (LiCoO2) обладает высокой плотностью энергии, но большими рисками для безопасности, особенно при повреждении. Более низкоэнергетические, но более безопасные соединения включают оксид марганца лития (LiMn2O4) и фосфат железа лития (LiFePO4). Последний стал предпочтительным материалом для батарей умеренной производительности и из него как раз и состоят все блоки аккумуляторных батарей, которые мы тестировали.

Что находится в литиевой батарее?

Фактически литиевая батарея состоит из нескольких блоков основных элементов, и они могут значительно отличаться по размеру и форме. Они могут быть плоскими и в форме призмы, но в этом случае в батарею поместится только четыре блока в общей сложности. Или они могут быть цилиндрическими, в форме “швейцарского рулета”, со слоями анода и катода, свернутыми вместе с разделителем между ними.

Эти цилиндрические ячейки могут быть удивительно маленькими, примерно размером с батарейку типа АА, это если говорить о модели 18650, в результате чего аккумуляторный блок мощностью 85 кВт, используемый в автомобиле Tesla, состоит не менее чем из 7104 таких ячеек!

Номинальное напряжение одного литий-ионного элемента составляет 3,2 В, Это означает, что аккумуляторы, которые состоят из четырех ячеек дадут вам на батарею номинальное напряжением 12,8 В, что близко к свинцово-кислотному аккумулятору, который имеет шесть ячеек по 2,1 В и напряжение 12,6 В. Это позволяет нам напрямую менять свинцово-кислотную батарею на литиевую.

Системы управления литиевыми батареями (Battery Management Systems) или BMS

Для того чтобы сохранить ожидаемый срок службы литиевой батареи и обеспечить ее безопасность, необходимо, чтобы она не разряжалась ниже определенного напряжения, при максимальном токе, а в элементах поддерживались равные напряжения. Также зарядный ток и напряжение не должны превышать определенных значений. Для больших аккумуляторных батарей в автомобилях это потребовало отдельной и сложной электронной системы управления батареями, а также специально разработанного зарядного устройства.

Прорыв с нынешней новой культурой морских литиевых батарей заключается в том, что все они включают в себя встроенные системы управления батареями, либо в корпусе, либо в виде простого подключаемого устройства, и в результате этого их можно заряжать с помощью существующих зарядных устройств.

Единственное условие состоит в том, что зарядное устройство должно обеспечивать максимальное напряжение 14,4 В, которое типично для гелевое свинцово-кислотных тяговых батарей.

Однако некоторые поставщики указали, что если вы собираетесь получить максимальную ёмкость своих батареях, вы должны использовать зарядное устройство (ЗУ) с определенными настройками именно для литиевых батарей, а некоторые производители предоставили нам такие ЗУ.

Или если аккумулятор используется в катере или лодке или доме на колесах, с генератором переменного тока с приводом от двигателя, они рекомендуют установить зарядное устройство между пусковым АКБ двигателя и литиевой сервисной батареей, чтобы обеспечить максимальную скорость зарядки, защищая как генератор, так и батарею от чрезмерных токов.

Система управления батареями (BMS) является ключевым компонентом всех литиевых аккумуляторов и аккумуляторных блоков. Если напряжение падает ниже определенного заданного уровня, обычно где-то между 9,0 В и 10,0 В, или ток становится слишком высоким, BMS выключает внутреннее реле, и ток перекрывается.

Если это происходит, некоторые производители оставляют батарею постоянно выключенной до тех пор, пока к ней не будет приложено зарядное напряжение, в то время как другие позволяют батарее перезагрузиться через несколько секунд после отключения нагрузки.

BMS также уравновесит отдельные элементы в батарее – то есть приведет все напряжения к одному и тому же уровню. Это важно для поддержания длительного срока службы. Система также отключит напряжение на клеммах во время транспортировки аккумулятора.

Литиевые батареи для запуска двигателя

Ни одна из испытанных нами литиевых батарей не подходит для запуска двигателя. Для этого нужен очень большой ток для коротких промежутков времени – порядка 200-400А, а эти батареи просто не рассчитаны на то, чтобы выдавать такие токи на регулярной основе.

Гарантии на литиевые батареи

К гарантийным обязательствам, приведенным для литиевых батарей, следует относиться с осторожностью. Большинство из них основаны на цифрах, предоставленных производителями элементов, и от них часто можно уклониться с помощью разных оговорок, такими как ремонт, а не полная замена. А еще в гарантийном талоне можно найти условия о том, как батарея должна заряжаться и разряжаться, а вы потом попробуйте доказать продавцу, что вы делали все правильно, согласно инструкции.

По этой причине вы должны внимательно читать мелкий шрифт и не предполагать, что устройство с вдвое большим гарантийным сроком обязательно будет в два раза лучше.

Требования к жизненному циклу литиевой батареи

Мы не смогли проверить утверждения о циклическом сроке службы батарей, которые мы тестировали, но все они находятся в диапазоне от 2500 до 5000 при 80% глубине разряда, так что вряд ли все они ошибаются.

Но мы пошли дальше и спросили наших поставщиков от куда они взяли эти цифры про циклический срок службы своих литиевых аккумуляторов. Большинство признало тот факт, что фактически батарея никогда не тестировалась в течении всего цикла в 5000 зарядов/разрядов, т.к. для этого потребовалось бы около 10 лет. Цифры, которые вы видите в технических характеристиках батареи основаны на других цифрах, которые были предоставлены заводом изготовителем отдельных элементов каждой батареи.

И здесь возникает одна из возможных проблем с литиевыми батареями. Почти всё производство литиевых элементов находится в азиатском регионе (Китай, Тайвань, Корея и т.д.), и стандарты производства и нормы безопасности при их изготовлении трудно проверить. Хотя существует международный стандарт для транспортировки (UN38.3), насколько мы можем судить, существует мало – если вообще есть – международно согласованных стандартов для производства аккумуляторных батарей.

Это не означает, что испытанные нами батареи небезопасны, но мы бы посоветовали вам обратиться к поставщику любой аккумуляторной батареи, которую вы собираетесь купить, с просьбой предоставить вам соответствующие отчеты об испытаниях, подтверждающие соответствие требованиям и нормам безопасности в вашей стране.

Результаты тестирования литиевых аккумуляторов

Sterling AMPS 60 & и AMPS 100

Sterling AMPS 60 & и AMPS 100

Компания Sterling уже много лет занимается производством и поставками зарядных устройств и инверторов, и один из их крупнейших рынков – это аварийные транспортные средства, которые используют свои инверторы для питания растущего массива оборудования 240V, используемого сегодня. Обеспокоенные низкой производительностью свинцово-кислотных аккумуляторов при использовании на больших токах и до низкого уровня глубокого разряда, они начали искать альтернативы. Наряду с литиевыми батареями моделей AMPS они также поставляют зарядные устройства для зарядки батареи от батареи, что позволяет генератору автомобиля быстро перезаряжать АКБ.

Эти два аккумулятора показали замечательные результаты в испытании на разряд 100А/60А, обеспечивая 119 Ач и 77 Ач соответственно, что на 20% выше их номинальной мощности. 60-ая модель сохранила эту производительность на 95А, но 100-ая упала на 150А, выдавая только 55 Ач. Sterling прописал это в BMS в 100-ой модели для отключения её достаточно рано, не давая ей сильно разрядиться. При тестировании максимальных значений тока эти батареи показали аналогичные результаты, 60-ая выдала 120А в течение пяти минут, но 100-ка – только 160А. Внутри каждая из них состоит из четырех призматических ячеек; так же есть съемный ремень для переноски.

Super B Epsilon 90

Super B Epsilon 90

Super B был самым дорогим устройством на тесте, но и показал один из лучших результатов. Его номинальная ёмкость составляет всего 90А, но он поддерживает ее при разряде 25А, 100А и 150А. Он также смог выдать 190А в течение пяти минут. Такие данные говорят о том, что этот литиевый аккумулятор имеет многоцилиндровое расположение ячеек внутри.

Внешне он имеет две ручки для переноски, которые складываются заподлицо, а также этикетки с его полной спецификацией и мерами предосторожности. Когда мы его получили, его напряжение было низким, это делается специально для транспортировки. Но в комплекте идет шестигранный ключ, с помощью которого открывается специальная пластиковая панель, под которой расположились несколько переключателей, с помощью которых восстанавливается нормальное, рабочее состояние аккумулятора.

Так же в комплекте поставляется USB-накопитель с полным руководством пользователя, а фирменное приложение позволяет контролировать заряд батареи с вашего телефона через Bluetooth. К сожалению, на клеммах аккумулятора нет цветового кодирования, и вам придется внимательно вглядываться в символы, выбитые на черном пластиковом корпусе.

Компания базируется в Голландии и проводит собственные внутренние испытания на производительность и разряд литиевых аккумуляторных батарей, а также внешние испытания на соответствие требованиям безопасности. Но сами внутренние ячейки поставляются из Китая.

Mastervolt MLI-E

Mastervolt MLI-E

Mastervolt – одна из крупнейших компаний на мировом рынке морской электроэнергии, предлагающая широкий ассортимент зарядных устройств, инверторов и аккумуляторов. У них уже несколько лет есть большие литиевые батареи на 24 В, установленные на многих самых больших парусных яхтах и суперяхтах, но это их первый автономный блок на 12 В. На самом деле, если не обращать внимание на цвет пластиковых ручек, он очень похож на Super B Epsilon 90 (см. выше).

Конечно, показатели производительности почти идентичны, и все те же комментарии по поводу корпуса и BMS подходят как для Super B Epsilon 90 так и для Mastervolt MLI-E, включая отсутствие цветовой кодировки на клеммах. Mastervolt утверждает, что эта батарея состоит из 240 цилиндрических элементов, и она произведена, собрана и испытан в Нидерландах.

И этот литиевый аккумулятор, и Super B имеют идентичный светодиодный дисплей на верхней панели, показывающий состояние заряда и предупреждающий вас о низком напряжении, и оба они предлагают вам приложение для мониторинга батареи через Bluetooth с помощью вашего смартфона.

Transporter Energy

Transporter Energy

Transporter – это европейское подразделение американской компании Dragonfly Energy, которая занимает лидирующее место на рынке кемперов, автофургонов и домов на колесах (RV). Вся его продукция собирается и тестируется в США.

Этот Transporter, на нашем сегодняшнем тесте, представляет собой многоцилиндровую аккумуляторную батарею, состоящую из ячеек типа 18650. Он снабжен съемным ремнем для переноски. Внешне он отличается от всех остальных батарей на нашем испытании наличием медных наконечников с гайками и болтами для соединения положительного и отрицательного кабелей, в отличие от утопленных резьбовых клемм из нержавеющей стали. Transporter заявляет, что это дает лучшее электрическое соединение и позволяет избежать деформацию внутреннего соединения с ячейками, если вы перетянете болты или если они проржавеют после нескольких лет эксплуатации в соленой воде.

Литиевый аккумулятор Transporter Energy хорошо показал себя в работе до 100А, но если ток превышал это значение, даже на 1А, то через 30 секунд BMS выключался и не сбрасывался до тех пор, пока вы не подадите напряжение заряда. Это явно конструктивное решение, предназначенное для предотвращения повреждения батареи в случае повторной длительной перегрузки, но это кажется излишней перестраховкой.

Victron Smart 100

Victron Smart 100

Victron – еще один крупный игрок на мировом рынке портативных источников питания, включая морские, автономные и резервные источники питания, с зарядными устройствами, инверторами, контроллерами солнечных панелей и широким спектром батарей.

До сих пор их литиевые батареи требовали отдельного внешнего BMS (блока управления), и Smart 100 – такой же, но нам говорят, что скоро появятся новые автономные блоки. Внутренние ячейки это четыре больших призматических блока, с активным непрерывным балансированием. Аккумуляторы собираются в Китае или Восточной Европе, но компания проводит собственные внутренние испытания.

Внешне устройство не снабжено цветовым кодированием клемм, только рельефные символы, и отсутствует какой либо удобный способ поднять его, кроме крошечного гребня по периметру верхней части корпуса.

Аккумулятор Victron Smart 100 показал превосходную производительность, побил все рекорды на 25А, 100А и 150А, и обеспечивая 205А в течение пяти минут, и у него есть телефонное приложение для мониторинга заряда батареи.

Relion RB100 и RB100HP

Relion RB100 и RB100HP

Relion – это еще одна американская компания с широким ассортиментом литиевых батарей 12В, 24В и 48В, все они сделаны в Китае, и постоянно выходят новые модели под этим брендом. Компания поставляет литиевые аккумуляторы на все внешние рынки и имеет своё собственное подразделение по разработке.

Две батареи на нашем тесте различаются только своими максимальными текущими возможностями, и, как мы понимаем, они имеют идентичную внутреннюю многоцилиндровую конструкцию, но разными настройками BMS. Наши предположения были подтверждены в наших тестах, причем оба они были близки к своим номинальным мощностям на 25А и 100А, но RB100 выдавал всего 82 Ач на 150A, по сравнению с 102 Ач у RB100HP.

На максимальных токах была та же разница: 178А для RB100 и 198А для версии с индексом HP.

RB100 имеет пару складных пластиковых ручек, в отличие от RB100HP, у которого есть ремень для переноски.

3 Lion 3L-100

3 Lion 3L-100

Аккумуляторы 3 Lion поставляются компанией NDS, которая базируется в Италии и является одним из крупнейших европейских игроков на рынке автономных сетей, с широким ассортиментом зарядных устройств, инверторов, солнечных панелей, контроллеров и литиевых батарей, предназначенных для рынка RV (кемперов, автофургонов и т.п.), а также для лодок и лодочных электромоторов.

Благодаря этому аккумулятор поставляется в комплекте с многофункциональным блоком управления и дисплеем, который принимает питание от каждого источника-генератора переменного тока двигателя, солнечных панелей и зарядного устройства – балансируя потребность батареи, а затем распределяет его по различным розеткам, причем все функции отображаются на жидкокристаллическом дисплее. Все это входит в его стоимость.

Внешне эта батарея была похожа на несколько других в сегодняшнем тесте, видимо, что многие из них вполне могут быть произведены на одно и той же китайской фабрике. Положительные и отрицательные клеммы имеют цветовую маркировку. Внутри он состоит из 132 цилиндрических ячеек.

Производительность была выше номинального значения при 25А, близка к 100А, но только 82 Ач при 150А. максимальный ток составлял 190А в течение пяти минут.

EZA 100 и EZA 130

EZA 100 и EZA 130

Французская компания EZA является одним из крупнейших игроков на неэлектрифицированном рынке автофургонов и домов на колесах. 100-ая модель EZA собрана из призматических китайских ячеек, но они собраны в Европе и имеют прочный металлический корпус по сравнению с пластиковым у всех остальных аккумуляторов. Клеммы расположены близко друг к другу, и вам нужно будет быть осторожным с вашим гаечным ключом при их подключении. Блок имеет внутреннюю BMS, и множество световых индикаторов на верхней панеле, которые показывают состояние этой литиевой батареи.

Производительность близка к его номинальному показателю при 25А и 100А, но поскольку его не рекомендуют разряжать током выше 100А, мы не стали идти против слов производителя и устраивать ему стресс-тест.

EZA130 – это очень солидный и сложный агрегат в металлическом корпусе, опять же разработанный для рынка RV и собранный во Франции. У него два входа и два выхода и предназначен для подключения к входам от генератора переменного тока двигателя, а также к рядам солнечных панелей и сетевого зарядного устройства.

Эти две розетки способны обеспечить стандартные требования оборудования на 12 В плюс есть еще и инвертор. Внутри есть встроенное зарядное устройство для заряда батареи от батарее, предназначенное для использования с новейшими автомобильными интеллектуальными генераторами переменного тока. Есть и контроллер для заряда от солнечных панелей. А аккумуляторе EZA130 предусмотрена система отключения при длительном простое.

Производительность была на уровне 25А и 130А, но опять же это был его максимум, который аккумулятор может выдавать на разряд.

Lifos 68

Lifos 68

Lifos – новый игрок на рынке литевых аккумуляторов. Не смотря на то, что его номинальная ёмкость ниже всех остальных, а это 100 Ач, мы все таки взяли его на тест, т.к. такие батареи могут пригодиться для небольшой трейлерной лодки или для питания маломощного лодочного электромотора, который установлен на легкую надувную лодку. Но Lifos выпускает и более мощные модели аккумуляторных батарей.

У Lifos 68 есть аккуратная складная пластиковая ручка, а его клеммы сделаны из латуни в форме конусов. К ним удобно подключать как зажимные контакты, так и кольцевые с затягивающими болтами. Что до его внутренностей, то там расположились четыре призматические ячейки. Все аккумуляторы Lifos производятся на заводах в Китае по лицензии головной компании.

Производительность была на уровне или близка к его номинальным показателям при 25А и 65А, но при токе выше 70А он отключился в соответствии со своей спецификацией.

Сравнительная таблица характеристик и результатов тестирования литиевых аккумуляторных батарей

АКБ Ёмкость (Ач) Постоянный ток (А) Макс.ток в течении 30 сек. (А) Результаты тестирования Циклов при 80% глубоком разряде Габариты (мм) Вес (кг.) Цена (£) Гарантия (лет)
Ач @25А Ач @100А Ач @150А Макс.ток в течении 5 мин.
3 Lion 3L-100 100 100 100 103 99 82 190 2500 337x175x190 13.3 1299 3
EZA 100 100 100 130 96 95 100 2000+ 320x130x250 15.1 1299 2
EZA 130 130 125 195 130 133* 155 2000+ 380x265x200 25 2995 3
Lifos 68 68 60 80 68 65** 70 3700 258x175x200 7.8 699 5
Mastervolt 90 90 200 350 90 90 88 190 5000 353x175x190 13.5 1530 2
Relion 100 100 100 200 99 98 82 178 5000 329x172x223 13.5 1000 5
Relion 100HP 100 100 800 103 102 102 198 5000 329x172x223 13.5 1000 5
Sterling 60 60 60 120 76 77*** 78*** 120 4000 260x160x210 10 599 5
Sterling 100 100 100 200 120 119 55 160 4000 330x215x170 14.5 1250 5
Super B 90 90 200 350 90 91 88 190 5000 353x175x190 13.5 1860 3
Transporter 100 100 100 200 96 95 100 5000 324x173x229 13.1 1195 10
Victron 100 100 200 200 104 103 102 205 2500 321x152x197 15 1465 2
*при 130А, **при 65А, ***при 60А, ***при 95А

Выводы по результатам тестирования

Проще говоря, все испытуемые батареи работали в пределах 3-4 Ач от заявленной максимальной мощности при 25А и 100А, а некоторые даже достигали этой величины при 150А.

Кроме того, когда литиевая батарея разряжается, ее напряжение остается почти постоянным, только падая в течение последних 10% времени работы. Напротив, напряжение свинцово-кислотной батареи падает почти по прямой линии, поэтому фактическая мощность, доступная в литиевой батарее, больше.

Тем не менее, даже несмотря на то, что цены падают, средняя стоимость для литиевых аккумуляторных батарей все еще кусается, т.к. это более чем пятикратная разница по сравнения с эквивалентными по ёмкости свинцово-кислотными батареями.

Но если смотреть с практической стороны, то вы получите в десят раз больше рабочих циклов и за счёт этого итоговая стоимость жизни одной литиевой батареи будет в два раза ниже свинцово-кислотной. Так же литиевые аккумуляторы легче, вес их примерно в два раза ниже свинцово-кислотных

Какой литиевый аккумулятор лучше подойдет для моей лодки и моего мотора?

Обычно в наших тестах мы стараемся предложить наилучшей цена/качество, но в этом случае нет ни одного явного победителя, и ни одного тестового результата, которое мы могли бы справедливо отметить как выдающийся.

Например, батареи Sterling выдают больше Ампер Часов, но Victron, Super B Epsilon, Mastervolt и Relion 100HP дают вам более высокие постоянные токи.

Все аккумуляторы почти точно соответствуют своей номинальный ёмкости в Ач, в пределах наших тестовых допусков, но заявленный срок службы в циклах заряда/разряда варьируется. Ни один из этих показателей жизненного цикла не может быть проверен в рамках нашего тесте и, возможно, был определен с использованием различной глубины разряда батарей. Но в любом случае все производители рассчитывают дать вам не менее 2000 циклов, что для большинства будущих потребителей, вероятно, составит не менее 20 лет нормальной эксплуатации.

Цены на литиевые аккумуляторы с течением времени могут меняться, в зависимости от конъюнктуры рынка, поднимающегося спроса в начале сезона и падением цен ближе к осени.

Общепризнано, что те, у кого многоячеистая конструкция литиевой батареи, получат более длительный конечный срок службы, но по более высокой цене, и опять же всё это относительно и вряд ли будет иметь значение при редком использовании батареи, но может стать более важным фактором для ежедневной эксплуатации на рабочем месте, в ГИМС или еще где.

Стоят ли литиевые батареи своих денег?

Итак, подойдёт ли литий для вас? Ну, если быть реалистом, то если вы используете спускаете лодку на воду только 10-20 раз в год и просто включаете от аккумулятора огни и навигационное оборудование, то свинцово-кислотная вам точно подойдёт, вероятно, вы выиграете по соотношению цена/качество.

Просто купите самый лучший гелевый свинцовый аккумулятор, держите его постоянно заряженным, не допускайте глубокого разряда и он легко прослужит вам более 10 лет.

Но как только вы начнете выходить на воду чаще, станете использовать на своей лодки больше электрооборудования, захотите оснастить своё судно лодочным электромотором повышенной мощности, то литиевый аккумулятор будет единственным разумным выбором для вас. В плюс к такому выбору можно отметить то, что постепенно цены на литиевые АКБ падают с совершенствованием процесса производства, выходом новых моделей и повышением общей конкуренции на этом рынке.

По материалам журнала “Practical Boat Owner”

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Back to top button