Советы

Ходовые огни на лодке

Каждое судно, в т.ч. и маломерное, должно оснащаться ходовыми и отличительными огнями в соответствии с МППСС-72 (Международные правила предупреждения столкновений судов на море). Правила требуют для одиночных судов длиной более 7 м, а при нахождении во внутренних водах – с мотором больше 25 л.с. иметь на борту:




  • правый отличительный бортовой огонь зеленого цвета с сектором освещения по правому борту 112,5 градусов (от ДП судна по носу и заходя на 22,5 градуса за траверз);
  • левый отличительный бортовой огонь красного цвета с теми же показателями, что и правый, но с сектором освещения по левому борту. (Отличительные огни должны устанавливаться на уровне мостика или планширя с таким расчетом, чтобы свет огня не был виден с противоположного борта, т. е. огонь не пересекал линию ДП по носу судна.);
  • топовый белый огонь с сектором освещения 225 градусов (по 112,5 градусов на каждый борт) с носовой части судна. (Суда длиной менее 20 м. топовый огонь несут на высоте 2,74 м. над планширем, но не менее чем на 1,0 м. выше отличительных бортовых огней; для судов длиной менее 12 м. должно сохраняться второе из этих требований);
  • гаковый огонь – белый с сектором освещения 135 градусов в корму (по 67,5 градусов на каждый борт).
Правила установки ходовых огней на маломерных судах
Правила установки ходовых огней на маломерных судах

В морских условиях такие же ходовые огни должны иметь и все малые суда с длиной до 7 м. оснащенные механическим двигателем, скорость перемещения которых превышает 7 узлов (13 км/ч), (см. рисунок № 4). В правилах так же указано, какое судно считается “на ходу” – если оно не стоит на якоре или на мели и не пришвартовано у берега.

Требования, указанные в правилах должны соблюдаться при любой погоде во временной промежуток от заката до восхода солнца. Ходовые огни так же необходимо включать при условиях плохой видимости, а так же при других обстоятельствах, когда это будет сочтено необходимым.

Но и на стоянке без огней не обойтись, у вас должен быть стояночный (клотиковый) огонь с круговым сектором освещения.

Видимость ходовых огней на лодке должна составлять 2 мили для топового, кормового и стояночного огней и 1 миля для бортовых (зеленый и красный) огней.

Парусные суда также должны иметь на борту ходовые огни, но размещение их на яхтах представляет известные трудности. Рубки у них не высокие и огни часто закрываются волнами. Если ставить огни на вантах, то их закрывают паруса. Идеальным местом для установки отличительных бортовых огней считается носовой рейлинг. На него ставят совмещенный красно-зеленый свет в ДП судна. На рисунке №1 как раз и показн такой способ размещения.

Для парусных яхт выходящих в открытое море, кроме боровых огней и гакового, международные правила рекомендуют иметь на верху мачты два огня с круговым освещением, красный и под ним зеленый (см. рисунок №1а). Такой свет поможет обнаружить парусник за несколько миль, т.к. стандартные бортовые огни имеют очень ограниченную видимость в море и заметны зачастую только вблизи.

Для парусных судов длиной 7-12 метров можно совмещать отличительные и гаковый огни и устанавливать всё это на топе мечты (см. рисунок №2).

Маломерные суда до 7 метров (сюда попадают большинство надувных лодок) но на гребной тяге могут обходится одним белым ходовым огнем с круговым освещением. Такой огонь не обязательно устанавливать стационарно, достаточно иметь на готове переносной фонарь, который должен быть всегда на готове, его нужно выставлять в сторону опасности при необходимости.

На маломерных судах и яхтах с механическим двигателем бортовые огни можно устанавливать на носу лодки в ДП (буксирующее судно на рисунке №3). Гаковый огонь можно устанавливать не на транец, а на стенку кормовой рубки.

Лодки и катера до 7 м в морских условиях могут нести один белый круговой огонь (см. рисунок №5) (при невозможности установки отличительных бортовых огней зеленого и красного цвета). На внутренних водах один круговой бортовой огонь можно ставить на суда с мощностью мотора до 25 л.с.

В случае буксировки одного судна другим, буксирующее должно иметь дополнительный ходовой огонь, расположенный ниже первого на 1 м. (см. рисунок №3). Для судов до 12 м длинной, расстояние между такими огнями можно сократить до 0,5 м. Гаковый огонь можно перенести на кормовую рубку для облегчения управления. Буксируемое судно обязано иметь бортовые отличительные огни и гаковый огонь.

На судах, которые лишились возможности управления нужно выставлять два круговых красных огня один под другим по вертикале на максимально видимом месте на борту. А если такое судно имеет ход относительно воды, должны быть включены и все основные ходовые огни, предусмотренные МППСС-72 для такого типа судна.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Back to top button