Транспортный показатель топливной экономичности
На сколько экономически эффективная ваша лодка под мотором
В свете постоянно дорожающего бензина каждый владелец моторной лодки периодически задумывается об экономии топлива. Всегда хочется тратить расходовать бензин с максимальной отдачей, но вот как эту отдачу измерить?
Можно попробовать измерить километрами пройденного под мотором пути. Только вот в этом случае топливная экономичность будет выражена путевым расходом топлива. Но зачастую бывает так, что путевой расход топлива и скорость хода под мотором одинаковые, а вот загрузка лодки в первом и втором случае разная. С экономической точки зрения вариант с более загруженной лодкой предпочтительнее, т.к. на одном литре топлива будет произведено больше транспортной работы.
Для вычисления объема транспортной работы есть такой показатель как “тоннокилометры” и вычисляется он путём умножения массы загруженного судна на пройденное расстояние. Вот именно транспортная работа и даёт более точное понимание об отдачи моторной лодки, т.е. об эффективности сжигания топлива мотором, установленном на моторной лодке.
Транспортная работа
Таким образом мы пришли к такому понятию как “расход топлива на единицу транспортной работы”, а точнее транспортной работы, произведённой на одном литре топлива. И этот показатель лучше отражает экономичность нежели обычный путевой расход топлива, т.к. у более загруженной лодки (при одинаковом пройденном расстоянии) показатель расхода топлива на единицу транспортной работы будет выше чем у пустой.
Транспортный показатель топливной экономичности “Е” легко связывается с путевым расходом “S” который выражается в км/л.
E=D*St*км/л
где D – водоизмещение судная в тоннах
Кстати говоря, именно таким образом рассчитывается топливная экономичность при анализе автотранспортных перевозок и их экономической эффективности.
Теперь нам необходимо выяснить какую транспортную работу смогут выполнить наши моторные лодки на одном литре топлива. Как это будет связано с загрузкой и с характеристиками подвесных моторов и их гребных винтов.
Измерения проводились на моторных лодках Прогресс-2, Воронеж, Казанка-5, Крым, Днепр, Серебрянка, Херсонка и Юг-2500. Водоизмещение этих маломерных судов составляет от 300 до 700 кг. Подвесные моторы и гребные винты с этими лодками указаны в описании под графиком.
Данные зависимости показателя “E” от водоизмещения “D” были усреднены. Так что же эти графики нам показывают?
Самым неожиданным выводом из всего этого является то, что чем больше водоизмещение, тем больше транспортная работа моторной лодки на 1 литр использованного топлива (но пройденный путь при этом меньше). Другими словами загруженная, глиссирующая моторная лодка расходует топливо экономнее для доставки груза/пассажиров. Правда время в пути будет выше, но это подтверждает общеизвестную пословицу – “тише едешь – дальше будешь”.
Показатель “E” у моторов Вихрь и Нептун сильно отличаются друг от друга при использовании одного и того же штатного, полированного винта. Нептун-23 выдает транспортную работу выше по сравнению с Вихрем на 25% при 300 кг и на 55% при 700 кг водоизмещения. Так же они выигрывает и в скорости (таблицу скоростей смотрите в самом конце).
Моторы “Вихрь” с одним и тем же винтом показывают не сильно разную транспортную работу. Вихрь-М выигрывает по экономичности своего визави с именем Вихрь-30 в среднем на 15% на всех моторных лодках во всем диапазоне водоизмещения.
Так же график хорошо показывает эффективность полировки гребного винта с точки зрения топливной экономичности, особенно это видно на лодках с большим водоизмещением.
В итоге мы имеем два мотора-рекордсмена с их лучшими гребными винтами – это Нептун-23 и Вихрь-30. Нептун-23 обеспечивает выигрыш в путевом расходе в среднем на 60% (от 58% до 62%). Так же он выдаёт преимущество в транспортной экономичности от 52% до 68% при водоизмещении 300 кг и 700 кг соответственно. А Вихрь-30 имеет лишь выигрыш в скорости до 7% независимо от водоизмещения моторной лодки. Выбор мотора, я думаю тут, вполне очевиден.
Заключение
Для въедливых читателей хотелось бы заметить, что наши оценки транспортной экономичности моторных лодок нельзя назвать корректными на все 100%. Дело касается здесь различий между водоизмещением и полезной грузоподъемностью лодки, которая будет меньше на величину веса оборудованного судна (порожнее водоизмещение). Если принимать во внимание этот факт, то итоговые показатели транспортной работы моторных лодок “E” будут немного другими, но вот общая тенденция всё равно сохраниться и выводы и сама экономичность не изменятся.
Размышления по топливной экономичности моторных лодок
- Расход топлива для подвесных моторов в л/час, указанный в паспортах, ничего не скажет владельцу сего мотора, после того, как он его установит на свою лодку, т.к. они никак не связан со всем движительным комплексом. Он только даст приблизительные данный на сколько хватит бака бензина, чтобы прокатиться на лодке с друзьями с ветерком.
- Путевой расход топлива дает возможность оценить необходимый запас бензина, исходя из длины предполагаемого маршрута. Этот показатель учитывает движительные возможности подвесного мотора, которые для глиссирующих моторных лодок определяются параметрами самого мотора и его гребного винта. Проще говоря, путевой расход даёт возможность оценить, как далеко можно увезти друзей на рыбалку или отдых.
- Транспортный расход топлива, дает возможность оценить запас топлива не только по протяженности маршрута, но и по предполагаемой загрузке моторной лодки. Он позволяет оценить не только, как далеко можно свозить друзей, но и сколько этих самых друзей взять на борт, чтобы доставить их “воооооон до того островка…”.
Моторная лодка | Водо-
изме- щение, кг |
Центровка | Скорость моторной лодки, км/ч | |||||||
Вихрь-30 | Вихрь-М | Привет-22 | Нептун-22 | |||||||
2 | 2 | 3 | 5 | 7 | 8 | 3 | 6 | |||
Прогресс-2 | 475 | – | 36,3 | 30,0 | 31,8 | 33,2 | 32,6 | 34,7 | 34,1 | 33,2 |
-//- | 700 | – | 33,1 | – | 25,0 | 29,3 | 27,0 | 32,0 | 30,0 | 29,3 |
Крым | 378 | 0,35 | 41,5 | 34,2 | 35,6 | 37,3 | 36,7 | 37,8 | 38,1 | 37,0 |
-//- | 580 | 0,32 | 37,8 | 25,2 | 30,6 | 33,6 | 32,9 | 35,2 | 34,9 | 33,2 |
Днепр | 320 | 0,35 | 37,8 | 31,4 | 33,2 | 34,7 | 34,2 | 36,0 | 35,2 | 34,7 |
-//- | 400 | 0,35 | 36,4 | 30,2 | 31,8 | 33,6 | 33,1 | 34,9 | 34,4 | 33,6 |
-//- | 650 | 0,35 | 34,4 | 24,0 | 27,6 | 30,4 | 29,5 | 33,1 | 31,4 | 30,4 |
Казанка-5 | 370 | 0,36 | 37,7 | 32,0 | 33,4 | 35,0 | 33,2 | 35,6 | 35,6 | 34,2 |
-//- | 700 | 0,35 | 32,0 | – | – | 22,0 | – | 30,9 | – | – |
Воронеж | 600 | 0,35 | 34,7 | 26,5 | 29,7 | 31,5 | 30,8 | 33,5 | 32,6 | 31,5 |
МКМ | 405 | 0,29 | 38,8 | 32,4 | 33,0 | 35,6 | 35,0 | 36,7 | 36,7 | 35,4 |
-//- | 580 | 0,36 | 34,8 | 23,4 | 27,3 | 30,4 | 29,3 | 33,1 | 31,4 | 30,2 |
Серебрянка | 300 | 0,35 | 40,9 | 34,2 | 36,0 | 37,4 | 36,5 | 38,3 | 38,7 | 37,2 |
-//- | 500 | 0,40 | 35,2 | 22,6 | 28,0 | 31,0 | 29,7 | 33,4 | 32,4 | 31,0 |
Юг-2500 | 418 | 0,35 | 40,1 | 31,6 | 34,0 | 36,3 | 35,2 | 37,0 | 37,2 | 35,7 |
-//- | 518 | 0,35 | 40,0 | 28,1 | 32,8 | 35,4 | 34,5 | 36,9 | 37,0 | 35,0 |
Номера гребных винтов, указанных в таблице
- 2 – Штатный скоростной, окрашенный винт “Вихря” 0,24х0,30
- 3 – Штатный скоростной, полированный винт “Вихря” 0,24х0,30
- 5 – Грузовой полированный винт “Вихря” 0,24х0,24
- 6 – Штатный окрашенный винт “Нептуна” 0,23х0,28
- 7 – Штатный скоростной, окрашенный винт “Привета” 0,235х0,285
- 8 – Экспериментальный грузовой, полированный винт “Привета” 0,25х0,23