Передаточное отношение для лодочного мотора
При выборе лодочного мотора на лодку мы часто в характеристиках видим такой пункт как “передаточное” отношение. И значение у него, в зависимости от модели, даже у одного бренда меняется в ту или иную сторону, иногда значительно. Если вы не знакомы с теорией и не специалист сервис центра, то этот материал как раз для вас. В этой статье мы коротко, наглядно, с примерами покажем, что же такое передаточное отношение для лодочного мотора.
Для начала обратимся к теории. Передаточное число – это есть отношение числа зубцов на ведомой шестеренке к числу зубцов на ведущей. Т.о. если у ведомой шестерни 40 зубцов а у ведущей 20, то мы имеет передаточное отношение равное 2. БОльшее значение этого показателя означает более быстрый разгон, мотор набирает высокие обороты очень быстро.
Во время проектирования при выборе передаточного отношения для того или иного мотора учитывается масса условий. Это и объем двигателя, его мощность, тип гребного винта и его диаметр, количество лопастей и т.д. Возможно кто то заметит, а зачем что то мудрить, просто сделайте большое передаточное отношение и все, мотор ведь будет скоростным. Но в отличии от автомобилей, у лодочных моторов нет возможности менять передаточные числа путем переключения передач. Коробка передач у лодочного мотора имеет три положения: вперед, нейтраль, назад. Если выставить передаточного отношение слишком высоким, то лодка разгонится очень быстро, но когда обороты мотора достигнут своего максимума разгон прекратиться. Т.е. максимальная скорость будет ограничена. Представьте если бы вы все время на автомобиле ездили бы на первой передаче. Разгоняетесь быстро, но вот добираться до места назначения приходилось бы значительно дольше. Вот поэтому производители учитывают множество параметров и делают мотор максимально сбалансированным, чтобы разгонялся резво, но и максимальная скорость была достаточной.
Для наглядности сравним два лодочных мотора Yamaha 60FETOL с передаточным отношением 2,33 и Honda BF 60 LRTU c отношением 2,09. Оба мотора имеют мощность в 60 л.с. Мотор Ямаха, имея большее отношение, несколько более тяговит, максимальную скорость он наберет быстрее, но вот сама “максималка” будет больше у мотора Хонда с его меньшим передаточным отношением. Но это верно только при использовании на обоих моторах гребных винтов с одинаковым шагом. Если же мы поставим на нашу Ямаху винт с 13 шагом, а на Хонду с 12, то ситуация может кардинально измениться. В таком случае Хонда может вытянуть лодку на режим глиссирования если и не быстрее, то по крайней мере за такое же время как и Ямаха.
В качестве вывода. При выборе мотора и рассмотрения такого параметра как “передаточное отношение” обязательно нужно учитывать на какую лодку планируется установить мотор (тип, водоизмещение) и гребной винт. Но хотим вас успокоить, если вы не преследуете на воде каких либо специфических целей, будь то соревнования на скорость или т.п., то на этот параметр обращать особого внимания не стоит. Производитель мотора сам за вас уже подумал и побеспокоился. Если же в скоростных характеристиках что-то не будет устраивать, это всегда можно выправить при правильном подборе гребного винта.
Из статьи так и не понял, как передаточное отношение связано с кол-вом оборотов лодочного гребного винта? При оборотах 4500 мотора и передаточном отношении 2,15 лодочный винт будет совершать около 2000 оборотов в минуту? Т.е. винт лодочного мотора дает 33 оборота в секунду? Сумневаюсь я…. Допишите статью, пожалуйста. Потому что что такое передаточное отношение – это всем понятно, вопрос про винт не закрыт