Советы

Обслуживание двухтактного лодочного мотора

На примере Mariner 3.3 и Suzuki 2 л.с.

После долгой зимы в состоянии консервации многие маломощные двухтактные подвесные лодочные моторы могут неохотно заводиться. Простые операции по обслуживанию такого ПЛМ облегчат процедуру старта после зимы и вообще продлят срок службы мотора и сделают его более надёжным.

На территории Европы новые маленькие двухтактные моторы уже купить никак нельзя, по экологическим нормам. Но благодаря их небольшому весу, компактным размерам и надёжности их можно будет встретить по всему евросоюзу еще долгие годы. В России же таких проблем нет, и у нас двухтактники остаются очень популярными и спокойно продаются от Калининграда до Владивостока.

Начало сезона – это когда любые проблемы вашего лодочного мотора, скорее всего, вылезут и проявят свою мерзкую натуру, и для этого есть веская причина и даже не одна.

“Многие люди полагают, что они могут просто снять свой подвесной мотор со своей лодки и поставить его прямо в сарай/гараж на зиму”, – рассказал мне знакомый техник на одной из лодочных станций под Самарой. “А потом, когда придет весна, они очень удивляются, что их мотор отказывается заводиться”.

А ваш мотор не стоит ли сейчас в гараже среди кучи коробок, железок и автозапчастей с тех пор, как вы его сняли с лодки в конце прошлого сезона?

Проведи обслуживание своего двухтактного мотор своими руками

Это пошаговое руководство поможет вам провести обслуживанию небольшого 2-тактного подвесного лодочного мотора. На фотографиях показаны подвесные моторы Mariner мощностью 3,3 л.с. и Suzuki мощностью 2 л.с., и, хотя другие модели двигателей немного отличаются, основные узлы и компоненты должны быть узнаваемыми.

Любой человек с минимальным уровнем технических знаний спокойно сможет обслуживать свой лодочный мотор, но если вы сомневаетесь, обратитесь к дилеру или в специализированных технический сервис. Но перед тем как вскрывать свой мотор, убедитесь, что вы не нарушаете условий гарантии, если гарантийный срок ещё не истёк.

Устройство 2-х тактного ПЛМ
Устройство 2-х тактного ПЛМ.

Слейте топливо с двигателя

Самая распространенная проблема, с которой сталкиваются новички водномоторники – это когда в первый год владения мотором всё работает прекрасно, а на следующий год мотор уже просто не даже заводится. Причина кроется в том, что бензин – это летучая жидкость и он с течением времени испаряется и от него остаётся лишь маслянистый осадок в виде парафина, который засоряет карбюратор. Так что первый шаг при обслуживании двухтактного мотора – слить старое топливо.

Слив топлива с ПЛМ
1. Снимите топливопровод с карбюратора, ослабив зажим с помощью плоскогубцев.
Слив топлива с ПЛМ в ёмкость
2. Откройте топливный кран и слейте топливо в ёмкость.
Промывка топливного бака
3. При необходимости снимите топливный бак и промойте его.

Проверьте свечу зажигания

Свеча зажигания ПЛМ
Выньте свечу зажигания. Электрод нормальной свечи должен быть коричневого или серого цвета. Если нет, удалите все сажевые отложения и проверьте, соответствует ли зазор между контактами рекомендациям производителя двигателя. Если керамический изолятор поврежден или электрод сгорел, вам понадобится новая свеча

Проверьте ручной стартер

Ручной стартер ПЛМ
Ручной стартер крепится тремя болтами. открутите их переверните стартер. Проверьте, не истерся ли шнур, и смажьте пружину и подшипники.

Снимите и почистите карбюратор

Расположенный в передней части двигателя карбюратор отвечает за обеспечение правильного смешивания топливной смеси с воздухом. При засоренном карбюраторе, двигатель будет работать неровно во всём диапазоне оборотов или может вообще отказаться заводиться. Решение проблемы достаточно простое, снять, разобрать и почистить карбюратор.

Снятие карбюратора ПЛМ
1. Открутите зажим и снимите карбюратор с крепления. Только не потеряйте уплотнительное кольцо.
Разборка карбюратор ПЛМ
2. Открутите винты, удерживающие поплавковую камеру. Делать это надо над подносом, чтобы не потерять ни одной детали!
Поплавковая камера карбюратора ПЛМ
3. Поместите крышку поплавковой камеры в ёмкость с очистителем карбюратора, очистите её от коррозии и грязи небольшой проволочной щеткой, затем оставьте её в очистителе еще на несколько часов.
Поплавок карбюратора ПЛМ
4. Затем снимите поплавок. Высота, на которой стоит поплавок, важна, поэтому на данном этапе неплохо бы сфотографировать его, чтобы вы могли собрать всё обратно точно так, как было изначально.
Игольчатый клапан карбюратора ПЛМ
5. Вытолкните шарнирный штифт игольчатого клапана и снимите рычажок поплавка. На некоторых двигателях игольчатый клапан соединяется с поплавком, поэтому вам, возможно, придется снять штифт перед снятием поплавка.
Топливный жиклёр карбюратора ПЛМ
6. Затем снимите топливный жиклёр. Отвинтите его, убедитесь, что отверстие чистое, и замочите его в очистителе карбюратора, чтобы точно очистить его от всех отложений. 9 из 10 проблем двухтактных двигателей связаны с забитым отверстием топливного жиклёра.
Отверстие топливного жиклёра карбюратора ПЛМ
6.1. Чистое отверстие жиклёра должно выглядеть именно так, никаких засоров не должно быть.
Сборка карбюратора ПЛМ
7. Собираем карбюратор обратно. Убедитесь, чтобы все детали были на своих местах и ничего лишнего не осталось
Уплотнительное кольцо карбюратора ПЛМ
8. Подсоединяем карбюратор к блоку двигателя, не забыв заменить уплотнительное кольцо

Нога подвесного лодочного мотора

Снимаем редуктор для проверки водяной помпы

На лодочных моторах с более чем одной передачей водяная помпа расположена сверху блока редуктора, поэтому, если в вашем двигателе есть передачи, вам сначала нужно будет отсоединить рычаг переключения передач. На небольших двигателях крыльчатку помпы можно найти за гребным винтом.

Откручивание болтов редуктора ПЛМ
1. Снимите круглую заглушку, обычно находящуюся непосредственно над редуктором. Переместите рычаг переключения передач так, чтобы вы могли видеть гайку сцепления, и открутите ее гаечным ключом.
Снятие редуктора ПЛМ
2. Теперь снимите редуктор, открутив болты, удерживающие его, и осторожно вытащите его из нижней части ноги.
Снятие водяного насоса (помпы) ПЛМ
3. Снимите корпус помпы, открутив болты и сдвинув его вверх по карданному валу. Убедитесь, что вы не потеряли шпонку.
Крыльчатка водяной помпы ПЛМ
4. Осмотрите крыльчатку помпы, обратите внимание как она вращается. Если она излишне твердая или потеряла форму, замените её.
Вставка корпуса водяной помпы ПЛМ
5. Снимите, почистите и смажьте вставку корпуса крыльчатки.
Смазка вала лодочного мотора
6. Смажьте вал и вставьте шпонку в нужное положение с помощью смазки.
Сборка корпуса водяной помпы/насоса
7. Установите на место корпус помпы и крыльчатку. Когда вы сдвинете его вниз на последние несколько миллиметров, поверните вал, чтобы крыльчатка встала правильно.
Установка редуктора ПЛМ на место
8. Верните на место редуктор. Вставлять его нужно аккуратно, убедившись, что трубка для сбора воды (маленький патрубок чуть выше соединения вала редуктора на этой фотографии) ничем не загорожена и правильно выровнена.

На маленьких моторах с одной передачей

Снимите гребной винт и пластину за ним. Как раз за ней и должна находится крыльчатка системы охлаждения мотора.

Снятие винта с мотора

Крыльчатка на маленьких лодочных моторах

Проверьте и замените масло в редукторе

Специалисты сервисных центров проводят испытание давлением, чтобы проверить, что уплотнения всё еще выполняют свою работу. Без подходящего оборудования вам будет трудно это сделать, поэтому вам придется довольствоваться визуальным осмотром. Один из способов узнать, есть ли у вас серьезная проблема – оставить мотор на ночь на куске чистого картона и проверить утром на наличие явных утечек.

Слив масла с редуктора ПЛМ
Снимаем верхнюю и нижнюю заглушки и даём маслу самостоятельно стечь в ёмкость.
Стекающее масло с редуктора
Проверьте масло на наличие воды в нём. Если масло голубое или прозрачное, значит всё в порядке, но если оно мутное или осело, возможно у вас проблемы. Если есть утечка, нужно заменить все прокладки, уплотнения и сальники.
Заправка масла в редуктор ПЛМ
Заправьте редуктор новым маслом через нижнее отверстие – большинство трансмиссионных масел поставляется в тюбиках или ёмкостях с мини помпой. Если масло начало выходить из верхнего отверстия, значит всё, полна коробочка.
Завинчивание заправочных отверстий редуктора
Не забудьте завинтить оба заправочных отверстия, начиная с нижнего.

Анод

Старый анод ПЛМ
Анод обычно можно найти над или под кавитационной плитой. Важно, чтобы вы заменили анод до того, как он достигнет стадии, показанной на этой фотографии. Убедитесь, что вы заменили его на правильный тип для соленой/пресной воды.
Смазка вала гребного винта
Снимите гребной винт и проверьте срезную шпонку – снимите её, смажьте и поставьте на место. Удалите всю леску, которая возможно намоталась на вал, смажьте вал и снова установите гребной винт.
Смазка трущихся деталей лодочного мотора
Теперь запустите свой лодочный мотор, поместив его предварительно в резервуар с пресной водой, крышка у мотора должна быть снята, чтобы проверить, всё ли работает, прежде чем, наконец, смазать оставшиеся движущиеся и трущиеся детали, особенно зажимные винты и дроссель.

Профилактика лучше чем ремонт

Основные советы, чтобы ваш мотор работал долго и ровно.

Работающие лодочный мотор в резервуаре с водой

  1. Соленая вода – злейший враг двигателя, поэтому промывать его следует только пресной водой после каждого использования в соленой воде, иначе его начнет разъедать изнутри.
  2. Время от времени снимайте крышку и хорошенько впрыскивайте WD40.
  3. Перед тем, как убрать мотор на хранение, отключите топливный кран при работающем двигателе и дайте ему выработать всё оставшееся в нём топливо: это очистит топливопроводы и карбюратор и предотвратит появление маслянистых отложений в карбюраторе.
  4. Посмотрите, есть ли у вас запасные срезные шпонки. Приклейте их скотчем к внутренней стороне крышки двигателя, чтобы вы знали, где их найти, когда они вам понадобятся.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Back to top button