Советы

Моторные лодки и другие маломерные суда

Согласно российскому ГОСТу 19105-79 моторные лодки это маломерные суда, у которых в качестве движителя используется подвесной лодочный мотор. Но сегодня, по прошествии более 30 лет с момента публикации ГОСТа, ситуация несколько изменилась и это касается лодочных моторов. Ведь сейчас основные мировые производители лодочных моторов предлагают на рынке модели с мощностью 250, а то и 300 л.с. А если учесть еще и парную установку подвесных моторов, то судно с суммарной мощностью в 600 л.с. это уже как то не совсем моторная лодка.

Логичнее все таки моторной лодкой называть то судно с подвесным мотором (одним или двумя), которое можно вытащить на необорудованный берег только лишь силами экипажа. В такую категорию по нашему мнению попадают лодки с длиной до 5 метров, весом до 400 кг. и мотором с мощностью до 50 л.с. Все, что больше, тяжелее или мощнее это уже катера и тут уже не важно подвесной там мотор или стационарный.

И вот после более точного и узкого определения можно немного посчитать и почитать и выяснить, что доля таких легких, скоростных и не дорогих моторных лодок в мировом маломерном флоте составляет от 50% до 80%. Минимальны процент это конечно же США, где сплошь и рядом катера, яхты и т.п. предметы водномоторной роскоши.

Доля моторных лодок в мировом судовладении практически не меняется десятилетиями начиная примерно с 1985 года. И еще в копилку моторок можно добавить тот факт, что их количество примерно в 5 раз больше чем любой другой тип маломерных судов.

motorka1

Популярность моторных лодок объясняется тем, что большая часть населения развитых стран живет в крупных городах и их окрестностях, являются наемными работниками и у которых режим работы строго регламентирован, два выходных, отпуск 20-30 дней в году (даже не всегда в теплое время года). Доходы же не позволяют купить яхту или большой катер, а тяга к морским прогулкам никуда не девается. И вот, чтобы успеть отдохнуть в выходной день и вырваться из городской суеты в тихий уголок природы нужно скоростное судно. И как раз моторная лодка соответствует таким требованиям – не дорого, быстро, надежно.

Преимуществом моторных лодок перед водоизмещающими судами является их скорость. И эта скорость позволяет не только быстро достичь удаленных и тихих мест для отдыха, но еще и является фактором безопасности. Т.к. в случае внезапного ухудшения погоды такая скоростная лодка позволит быстро добраться до безопасного укрытия. А если учесть тот факт, что благодаря не большому весу моторную лодку можно вытащить на берег, где нибудь на не большом острове в дали от цивилизации, куда более крупное судно пришвартоваться не может в принципе, тот тут отпадают все сомнения по поводу, что покупать любителям активного отдыха на воде.

Моторные лодки в сравнении с другими типами судов

kater1

Большие глиссирующие катера. Большая скорость это единственное их преимущество. В недостатки можно записать: большой расход топлива, большие эксплуатационные расходы, не возможность швартоваться в любых местах. И еще, пару десятилетий назад ходило такое мнение, что стационарные двигатели заметно надежнее их подвесных аналогов. Но это уже очень давно не так. Подвесной лодочный мотор зарубежного производства, а при доработке и отечественный, обладают более чем достаточной надежностью. Но понятно, что все когда то ломается. так вот поломка одного единственного стационарного двигателя на катере – это уже большая проблема и рассчитывать в такой ситуации можно только на постороннюю помощь. А если помощи нет, то такой дрейфующий, неуправляемый катер легко может налететь на скалы, а тут уже и до жертв не далеко. Второй двигатель на такой катер поставить как минимум очень дорого, да и зачастую не возможно из-за особенностей конструкции. А вот на моторную лодку очень легко поставить два подвесных мотора. Можно даже ставить один, к примеру, на 40 л.с. а второй, как резервный на 5-10 л.с. на случай аварийных ситуаций. Но даже если у вас на моторке нет второго мотора, а единственный “приказал долго жить” то есть же весла (если вы их не забыли на берегу). Всегда можно попытаться догрести до ближайшего берега, вытащить катер на сушу, а там уже решать, что делать дальше.

yachta1

Парусные яхты и другие аналогичные суда. Это совсем не то судно, которое надо выбирать для активного, ограниченного по времени отдыха. При нормальной скорости ветра скорость самой яхты или швертбота будет все равно меньше как водоизмещающего катера так и моторной лодки. А при хорошей погоде зачастую всегда штиль и паруса висят бесполезной тряпкой. Но на яхтах нередки случаи установки маломощного подвесного мотора на случай аварийных ситуаций, но из-за его малой мощности вы будете идти под ним до места назначения гораздо дольше чем на моторке. А если же есть достаточной силы ветер, то возможность успешной стоянки перед наветренным берегом ограничивается глубиной воды, т.к. у килевых яхт очень значительная осадка. По поводу экономии топлива на парусных судах тоже не все так гладко. Сами такие суда очень дороги при приобретении, так еще и паруса из качественной парусной ткани стоят огого как не дешево. Но парусные яхты очень хороши для неспешных путешествий, для созерцания окрестностей и отлично подойдут для тех, кто не очень ограничен во времени и никуда не торопиться.

Хотелось бы сказать еще пару слов по поводу комфорта на борту. Конечно, большие моторные катера и парусные яхты очень комфортабельны, там есть спальные места, душ, туалет, кухня и т.п. вещи, но все это есть у нас дома и на природу мы едем не за этим. Нам надо быстро, не дорого, безопасно добраться “вон до того островка”, что моторная лодка с успехом и делает.

grebnaya1

Гребные лодки. Тут, на наш взгляд, целый букет недостатков по сравнению с моторными лодками. Маленькая, скорость, мало места на борту, маленькая грузоподъемность, не малая физическая нагрузка, чтобы привести ее в движение, малый выбор мест для похода, из-за маленького радиуса досягаемости. Если вы хотите устроить полноценный поход на гребной лодке, то для этого надо выделить как минимум несколько дней, а лучше сделать это в отпуск, если он, конечно, выпадет на теплое время года. Многие владельцы гребных лодок приписывают своим судам такое преимущество как легкая траспортабельность. Это сомнительный плюс. Если у вас не личного автомобиля и вы живете далеко от воды, то скорее всего вы не будете задумываться о приобретении какой либо лодки вообще.А если же есть личный транспорт, то и перевезти на нем можно практически любую моторную лодку, т.к. выбор моделей сейчас очень широк, начиная от надувных моторных лодок и заканчивая RIB, как складных так и нет. Да и для таких моделей как “Казанка” или “Прогресс” всегда можно приобрести или сделать самому прицеп, что обойдется не так дорого.

В сухом остатке у нас остался вывод, что моторные лодки, того или иного типа, это оптимальный выбор для тех, кто стремиться выехать на природу в свой выходной день, любит воду и активный отдых или заядлый рыбак или охотник.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Back to top button