Советы

Какой лодочный мотор лучше 2-х или 4-х тактный

Подвесные бензиновые лодочные моторы бывают 2-х тактными и 4-х тактными. И те и другие обладают своими преимуществами и недостатками. Спорить какой мотор лучше не будем, просто разберем чем они отличаются и укажем их плюсы и минусы.

Чем отличается 2-х тактный мотор от 4-х тактного

  • Вес. 4-х тактный двигатель весит больше 2-х тактного. Переносить его сложнее и нагрузка на танец будет больше. Корма будет сильнее проседать и при резком старте вероятность сделать “кобру” выше.
  • Скорость и динамика. Максимальная скорость и динамика разгона лучше у 2-х тактных лодочных моторов.
  • Ремонтопригодность и ресурс. Конструктивно 4-х тактный двигатель сложнее своего 2-х тактного собрата, у него больше деталей и соответственно обслуживать его сложнее и дороже. Считается, что 4-х тактные двигатели обладают бОльшим ресурсом, т.к. у них раздельная система использования масла и топлива, что уменьшает трение и продляет ресурс узлов и агрегатов, но за последние годы инженерная мысль дошла то таких высот, что массовые 2-х тактные лодочные моторы по ресурсы выработки ничем не уступают свои 4-х тактным визави. Да и главный закон механики гласит: “Чем проще – тем надежнее”. Так что если вы любите ковыряться во внутренностях моторов, тогда двухтактник вам подойдет больше.
  • Расход топлива. 4-х тактные моторы экономичнее. Большинство продавцом лодочных моторов будут называть вам такие цифры расхода: 300 гр/л.с. для двухтактного мотора и 200 гр/л.с. для четырехтактного мотора. Теперь давайте сравним две популярные модели: 2 такта – Yamaha 15 FMHS и 4 такта – Yamaha 15 FMHS. Цена 1 литра 92 бензина на лето 2020 года составляет 42 руб. Разница в расходе 1,9 л/час или 79,8 руб. Разница в цене 68 000 руб. Так, чтобы окупить покупку 4-х тактного лодочного мотора Ямаха на 15 л.с. он должен отработать больше 852 моточасов. Теперь давайте прикинем сколько среднестатистический водномоторник проводит в движении на лодке в сезон. Обычно это 30 часов, ну пускай это будет 50, если вы живете в теплых широтах и очень любите погонять на лодке. Тогда делим 852/50=17 лет. И это только окупится разница между четырех и двухтактным мотором, а не сама цена мотора. Так что экономичность это не тот козырь, которым можно щеголять.

Yamaha 15 FMHS двухтактный 2 цилиндра, 246 куб.см. 7,3 л/час. 36 кг. 110 500 руб.
Yamaha F15 CMHS четырехтактный 2 цилиндра, 362 куб.см. 5,4 л/час. 51 кг. 178 500 руб.

  • Цена.  Вот тут всё очень просто – четырехтактные лодочные моторы дороже двухтактных и иногда заметно дороже.
  • Уровень шума. Это довольно важный показатель при частой эксплуатации мотора. Общепризнано, что 4-х тактные моторы работают тише 2-х тактных. Но это заметно только на малых и средних оборотах, где-то до 3000 об/мин. При выходе на 4500-5500 об/мин наше ухо уже вряд ли способно различить какой мотор тише, разницу можно уловить только с помощью специальных приборов. Так что и этот аргумент в пользу четырехтактников отпадает.
  • Вибрация. Максимальная вибрация двигателя фиксируется всегда на частотах, которые кратные частоте вращения коленчатого вала. Первая и вторая гармоники создают основной “вклад” в вибрационные колебания и именно с ними инженеры и пытаются бороться. Основная масса продающихся в мире четырехтактных лодочных моторов являются 2-х цилиндровыми. Для обеспечения равномерности вспышек их поршни движутся синфазно, т.е. фазы у них идентичны, если один поршень идет вверх то и второй идет вверх. Т.о., относительно вибронагруженности, такие моторы ничем не отличаются от одноцилиндровых, которые считаются самыми вибрирующими лодочными моторами. И чтобы снизить первую виброгармонику, в конструкцию 4-х тактных двигателей вносят дополнительные конструктивные доработки в виде балансировочных валов и т.п., что и увеличивает общий вес мотора и сложность его конструкции. А вот в двухтактном двухцилиндровом двигатели поршни ходят в противофазах, что минимизирует вибрацию. Хотя во всем мире общепризнано, что 4-х тактные моторы имеют минимальную вибрацию, только особо никто не вникает, за счет чего это достигается.
  • Экологичность. За такт принято считать ход поршня от верхней мертвой точки до нижней, соответственно полуоборот коленвала на 180 градусов. И принцип работы двухтактного и четырехтактного двигателя сводится к одному предложению: У четырехтактного двигателя полный рабочий цикл проходит за 2 оборота, у двухтактного за один. В качестве топлива 2-х тактные двигатели используют смесь бензина с маслом, а так как масло чаще всего сгорает не полностью, то все продукты неполного сгорания выбрасываются через выхлоп в воду. Видели наверное масляные пятна на поверхности воды после прохода лодки. Но и здесь инженерная мысль идет в ногу со временем и такие бренды как Evinrude, Mercury, Tohatsu в последнее время очень сильно снизили вредность выбросов своих двухтактных моторов и вплотную приблизились к понятию “чистый выхлоп”. Но здесь еще стоит учитывать и общепринятое “желание сэкономить”, когда масло для топливной смеси покупается одно из самых дешевых, у которого температура вспышки очень высокая и несгораемого масла выбрасываться в воду будет много и это не смотря на рекомендации производителя и технологический прогресс.
  • Эксплуатация и хранение. Четырехтактные моторы еще отличаются от двухтактных тем, что хранить и переносить их можно только в определенном положении, так, чтобы масло из картера не попало в сам двигатель. Такой лодочный мотор предпочтительно транспортировать с помощью специальной тележки. А вот двухтактный мотора можно класть на землю как угодно, переносить как вам удобно и хранить в удобном для вас положении.

P.S. По поводу расхода топлива хотелось бы сказать еще кое что. Четырехтактный мотор будет хорошим выбором для профессионального использования, когда он служит “рабочей лошадкой” для муниципальных и государственных служб, для которых откатать 400-500 часов в сезон совсем не проблема. Вот тут экономия вполне пригодится.

Плюсы и минусы 2-х тактного лодочного мотора

Преимущества
  • Цена,
  • Ремонтопригодность,
  • Скорость и динамика,
  • Вес.
Недостатки
  • Расход топлива,
  • Экологичность,
  • Уровень шума.

Плюсы и минусы 4-х тактного лодочного мотора

Преимущества
  • Экономичность,
  • Экологичность,
  • Уровень шума,
  • Моторесурс.
Недостатки
  • Цена,
  • Вес,
  • Динамика разгона и скорость,
  • Ремонтопригодность,
  • Неудобство хранения и переноски.

Похожие статьи

2 комментариев

  1. При расчете окупаемости, забыли посчитать расход масла у 2х тактников.

    1. Одной канистры литровой на сезон не хватит?? В 4 такта масло раз в год меняется вообще то

Добавить комментарий для Роман Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Back to top button