Тесты

Отечественные моторные лодки

В этот раз речь пойдет об алюминиевых моторных лодках (мотолодках) российского производства. На рынке они сейчас самые доступные по цене как при приобретении, так и в обслуживании среди лодок каркасного типа. Кроме того можно найти много предложений на вторичном рынке. Б/у лодки не многим хуже новых, а цена значительно ниже. В Обзоре участвуют моторные лодки Казанка, Казанка-М, Казанка-5, 5М, 5М2, 5М3, 5М4, Южанка, Воронеж, Обь, Крым, Прогресс, 2, 3, 4.

Что такое моторная лодка в теории. Это легкое судно, масса корпуса которого составляет не более 300 кг, сам корпус изготовлен из алюминия (зачастую применяется авиационный дюралюминий) или пластика. Большинство мотолодок оборудованы транцем под подвесной лодочный мотор (мы советуем ставить мотор Ямаха). Дополнительно на лодках этого типа можно увидеть органы дистанционного управления мотором, мягкие сидения со спинками, тент для защиты от осадков. Своего рода автомобиль, только не на колесах. Основным преимуществом мотолодок является их низкая масса. Они могут подходить к берегу в любом месте и даже один человек способен вытащить такой не большой катер на 2/3 ее длинны на берег, а несколько человек вообще смогут полностью вынести судно из воды. Кроме легкости в транспортировке масса лодки положительно влияет на ее скоростные характеристики. К примеру под средним мотором в 30 л.с. моторная лодка легко развивает скорость в 40 км/ч.

Моторные лодки “Казанка”, “Казанка-М”, “Южанка”

Моторная лодка "Казанка"Самые многочисленные и самые старые моторные лодки в России. “Казанка” выпускалась с 55 по 77 года прошлого века различными завода по чертежам Казанского Авиационного завода им. Горбунова. За все эти годы было произведено около 200 тыс единиц. Модели “Казанка-М” и “Южанка” это доработанные модификации, которые выпускались в 70-х годах. У них появились боковые и кормовые були, которые увеличивают непотопляемость и остойчивость лодки. Все модификации изготавливались из дюралюминиевых листов способом клепки. Для защиты кокпита от ветра и брызг устанавливалось ветровое стекло. Так же в комплекте были распашные весла, на случай отказа мотора.

У этих мотолодок было несколько недостатков. Под мощными моторами (к примеру “Вихрь”) лодки часто переворачивались на полном ходу в поворотах или при резком старте из-за низкой остойчивости корпуса. Также из-за плохой герметичности отсеков непотопляемость была никудышная. Плоское днище и неправильные обводы корпуса давали слишком жесткий ход по волнам. При среднем волнении кокпит сильно забрызгивался. Отсутствие самоотливной нищи под мотором. Можно сказать, что “Казанка” самая опасная из отечественных лодок, но с оговоркой – только под мощными моторами. Если же использовать лодочный мотор до 15 л.с. то эти лодки вполне безопасны при соблюдении элементарных правил.

Сейчас Казанку б/у можно приобрести за 2-3 тыс рублей, купить к ней также мотор б/у лошадей на 8 и стать счастливым обладателем быстрой моторной лодки за не дорого.

Моторные лодки “Воронеж”

Моторная лодка "Воронеж"Некоторое время на Воронежском Авиационном Заводе выпускались обычные “Казанки” по лицензии Казанского завода. Но в 70-х годах на заводе была разработана собственная модель моторной лодки. И она получилась более удачной чем казанская, бОльшая остойчивость, виражи проходит спокойно на большой скорости, даже при наличии волн. Мотолодка “Воронеж” не склонна к рысканью и не стремиться зарыться в попутную волну. Стандартно лодка оснащалась лобовым стеклом и жесткими сидениями. В общем “Воронеж” получилась вполне удачной, гораздо лучше “Казанки”, но все же она проигрывает по характеристикам другим лодкам.

Сегодня моторные лодки выпускаются под именем “Воронеж-М”. Это несколько модифицированная версия. На заводе цена ее составляет около 55 тыс. рублей. Дилеры соответственно цену немного завышают. Кроме того можно найти б/у лодку уже по цене около 15 тыс. рублей. и в более чем хорошем состоянии.

Моторные лодки “Обь”

Моторная лодка "Обь"Эти мотолодки выпускались на Новосибирском Авиационном Заводе в период с 1965 по 1975 год. На первый взгляд “Обь” кажется маленькой лодкой, но ее грузоподъемность такая же как и у аналогичных лодок ее времени. По характеристикам она признана самой быстрой благодаря особой конструкции днища. У нее отличная курсовая устойчивость на волне, есть нормальная подмоторная нища под транцем. Моторные лодки “Обь” сразу (в отличии от “Казанки”) стали оснащаться булями, что значительно повышает их непотопляемость. Не склонна к рысканью и имеет хорошую всхожесть на волну. Для производства использовался высококачественный дюралюминий, практически не подверженный коррозии. Благодаря этому даже сейчас эту лодку можно купить в очень хорошем состоянии примерно за 15 тыс. рублей.

Моторные лодки “Крым”

Моторная лодка "Крым"Производством этих лодок занимался Пермский Судостроительный Завод с 70-х годов. Выпущено было их более 100 тыс. экземпляров. Окраска в то время у них у всех была одинаковая: желтый корпус, красная палуба. Лобовое стекло было плоское. Разработало мотолодку “Крым” Центральное конструкторское бюро “Нептун”. Конструкцию у лодки уникальная и отличается от всех лодок того времени. Корпус изготавливался из алюминиево-магниевого сплава Амг5м (из такого сплава к примеру сегодня делают лодки ДМБ). Корпус собирался не методом клепки а методом аргонной сварки. Лодки вообще не страдали коррозией, даже при эксплуатации в соленой морской воде. Водномоторники в нашей стране нарекли ее как “Вечная”.

У моторных лодок “Крым” великолепная всхожесть на волну и отличная курсовая устойчивость благодаря выпукло-килеватым обводам корпуса. “По паспорту” ее максимальная удаленность от берега составляет 3 км, тогда как у остальных мотолодок того времени она равно 1,5 км. На вторичном рынке “Крым” можно найти по цене от 10 тыс. рублей.

Моторные лодки “Казанка-5”, 5М, 5М2, 5М3, 5М4

Моторная лодка "Казанка 5м4"Эти лодки выпускаются в России до сих пор и аж с 1972 года и по сути это значительно переработанная первая “Казанка”. Модели получили новые обводы корпуса, имеют вогнуто-килеватый вид. Небольшая волна позволяла идти мягко и быстро выходить на глиссирование. Но вот при волне выше 50 см, при ходе под углом к ней, лодка очень склонна к зарыскиванию. Известны случаи переворота “Казанки-5” на попутной средней волне под углом к ней. Кроме того у нее плохая всхожесть на волну из-за слишком глубоких волнорезов спереди.

Мотор у этих лодок крепится на выносной кронштейн, что увеличивает свободное пространство на корме. Появился багажник на корме. Но в этом есть свой недостаток. Если идти на средних и выше оборотах и резко их сбросить, лодка резко снижает скорость и нагоняющий транцевый вал заливает мотор, после чего он может заглохнуть, т.к. есть риск залить высоковольтные провода.

Модель “Казанка-5” страдала слабым днищем. После нескольких лет эксплуатации днище давало течь. Этот недостаток был устранен в модели “5М”. Каркас днища и кронштейн для выносного транца мотора были усилены. Хотя кронштейн был усилен не значительно и известен случай, когда на соревнованиях у “Казанки-5М” оторвался кронштейн вместе с парой моторов. Казанский завод устранил этот недостаток уже в версии “5М2”, в которой уже не было выносного транца. В модели “5М3” вся конструкция была еще значительно усилена. В 1989 году была выпущена последняя модификация “5М4”. Вогнутые обводы носовой части были заменены выпукло-килеватыми. Килеватость на корме была увеличена. В результате чего мотолодка получила очень хорошую курсовую устойчивость и всхожесть на волну. В итоге после нескольких десятилетий “Казанка” в модификации “5М4” по настоящему стала отличной лодкой, одной из лучших Советских и Российских алюминиевых лодок.

Моторная лодка “Казанка-5М4” до сих пор выпускается в России и цена завода составляет около 70 тыс. рублей. У дилеров за нее просят более 100 тыс. рублей. На рынке подержанных лодок можно найти 5М4 в хорошем состоянии примерно за 25 тыс. рублей.

Моторные лодки, катера “Прогресс” 2, 3, 4

Моторная лодка "Прогресс"Производством мотолодок “Прогресс” с 1966 года занимался Куйбышевский Авиазавод, тот самый, на котором выпускались знаменитые корабли “Восток” и “Прогресс”. Лодки первой, второй и третей серии выпускались вплоть до 70-х годов. Отличия между этими моделями были минимальными. На “Прогрессе-2” появилась самоотливная подмоторная ниша и еще пара улучшений, “Прогресс-3” имел рейлинги на крыше и более усиленный корпус.

В свое время лодки “Прогресс” конкурировали лишь с очень посредственной “Казанкой” первых модификаций. Куйбышевские судостроители первыми предложили дистанционное управление лодочным мотором с автомобильным рулем в качестве “баранки”, увеличенную палубу и удобный легко снимаемый тент. Кроме этого грузоподъемность лодок была больше чем у конкурентов на 100 кг.

В катере “Прогресс” легко помещалось 5 человек с грузом, он показал очень хорошую остойчивость как на ходу так и на месте. Корпус обладал высокой прочностью и надежностью. Ходовые характеристики также были на высоте, отличная курсовая устойчивость и всхожесть на волну. Очень мало известно фактов опрокидывания “Прогресса” даже при большом волнении. Можно сказать отличный выбор для семейного отдыха или рыбалки.

Правда не обошлось без недостатков. Обводы корпуса несколько “тупые”. Лодка жестко ударяется о встречную волну, забрызгивая при этом весь кокпит. При большой попутной волне моторка сильно теряет в скорости, но при этом всхожесть остается очень приличной. “Прогресс” первых модификаций еще иногда называют “утюгом”.

Благодаря дюралюминию очень высокого качества лодка получилась добротная и надежная. Корпус практически не подвержен гниению. Даже сегодня большинство экземпляров в очень хорошем состоянии и “Прогресс” ранних моделей можно купить примерно за 5-7 тыс. рублей.

Последняя модель мотолодок Куйбышевского авиазавода “Прогресс-4” – это уже совсем другая история. Производство ее началось в 1974 году. Обводы корпуса были значительно изменены в лучшую сторону, появилась ярко выраженная килеватость днища, повысим мореходность в разы. Попутная и встречная волна для четвертой модели этого российского катера перестали быть проблемой, плавность хода при волнении и всхожесть были еще улучшены.

Моторная лодка получила широкий самоотливной рецесс для мотора, под рецессом появилось пространство для баков с топливом, вмещающее в себя 2 бака по 22 литра. В комплект “Прогресс-4” входили мягкие, съемные сидения, которые можно было разложить прямо на пол для удобного ночлега.

Но пара недостатков у “четверки” все же есть. Днище все еще обладает не достаточной килеватостью, чтобы избежать “шлепания” на небольших волнах. И лобовое стекло стало не очень симпатичным, у старых моделей было изогнутое, на новой – угловато-квадратное. Швартовочные ручки стали несколько хлипковаты.

Все “Прогрессы” можно отнести к тяжелым лодкам-катерам и для уверенного хода на мотор рекомендуется устанавливать гребные винты с шагом 250-280 мм.

Б/у “Прогресс-4” в хорошем состоянии можно купить в пределах 25 тыс. рулей.

Выводы

Небольшой рейтинг по мореходным характеристикам и по комфорту, вместительности и удобству использования моторных лодок российского производства

  1. Прогресс-4
  2. Казанка-5М4
  3. Прогресс-2,3
  4. Крым
  5. Обь
  6. Воронеж
  7. Казанка

Почему именно катер “Прогресс-4” на первом месте. Вроде бы тяжелая и большая лодка и по скорости проиграет той же “Казанке-5М4” или “Крыму”. Но достоинства “Прогресса” переваливают все мелкие недостатки. Лодка обладает феноменальной остойчивостью, можно свободно переходить с одного борта на другой и она практически не кренится. Большой просторный кокпит, в котором можно свободно переночевать. Большая грузоподъемность и вместительность. Автономность хода также на высоте – 2 бака по 22 литра. Из личного опыта: “Прогресс-4” вполне может противостоят волнам в 1 метр и выше.

Технические характеристики моторных лодок

Модель Размеры
(ДхШхВ)
Масса
(кг)
Пассажиро
вместимость
Грузо
подъем
ность

(кг)
Макс.
мощность
мотора
(л.с.)
Скорость
(км/ч)
Казанка(М)
Южанка
4,63х1,24х1,6 172 4 400 15
(25 с булями)
40 (Вихрь-20)
Воронеж 4,2х1,5х0,67 152 4 400 30 44 (30 л.с.)
Обь 4,2х1,45х0,55 140 4 400 25 40
Крым 4,2х1,55х0,65 170 4 400 30 36 (20 л.с.)
Казанка-5
(все модели)
4,5х1,6х0,72 190 4 400 30 44 (30 л.с.)
Прогресс-2,3 4,65х1,7х0,65 223 5 500 30 37 (25 л.с.)
Прогресс-4 4,69х1,72х0,69 220 5 475 50 37 (30 л.с.)

По материалам сайта Motolodka и журнала “Катера и Яхты”.

Похожие статьи

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Back to top button