Советы

Консервация лодочного мотора

Время постоянное использование лодочного мотора в течение всего сезона, с весны по позднюю осень, в итоге сменяется межсезоньем, когда ваша лодка и мотор вообще не используются (конечно если вы не живете в теплых странах или далеко на юге). И если вы хотите, чтобы весной ваш лодочный мотор без проблем завелся и не причинял вам хлопот, то позаботиться об этом надо осенью. Ни в коем случае нельзя оставлять мотор на зиму подвешенным на судне в рабочем положении. Настоятельно рекомендуется произвести консервацию лодочного мотора, подготовить его к зимнему хранению.

Во время работы мотор находится в защищенном состоянии. Коррозийные процессы и агрессивная среда на него практически не влияют, т.к. все внутренние детали защищены масляной пленкой и он постоянно находится на открытом воздухе. Влага нигде не застаивается (Эксплуатация иностранных лодочных моторов). Зимой же все детали его неподвижны, масляная пленка постепенно истончается и исчезает и на деталях начинаются коррозийные процессы. Проводка от большой влажности зимой намокает. Если вы не провели подготовку мотора к зиме, то остатки воды и солей, топливные смолы, конденсат и сильные перепады температуры могут пагубно повлиять на состояние мотора. Влага легко может добраться до дорогостоящего электронного блока и весной вы можете получить “коротнувший” мотор и “попасть” на большие деньги с ремонтом.

Бытует мнение, что современные лодочные моторы иностранного производства могут работать год за годом без какой либо консервации, не причиняя владельцу каких либо хлопот. Но это в первую очередь зависит от условий хранения. Если местом хранения мотора будет теплое и сухое помещение, то достаточно просто удалить остатки топлива из топливной системы, чтобы смолянистые осадки не осаждались на жиклерах. Но такие условия хранения доступны далеко не каждому любителю водно моторной техники. Большинство же хранит свои лодочные моторы зимой в холодном гараже или даже на балконе. Такое вот хранение без предварительной консервации приведет к значительному сокращению ресурса даже самого надежного и дорогого мотора. Хотя незаконсервированный мотор и заведется весной, но каждый ход поршня и оборот коленвала будет постепенно снимать окислившуюся поверхность металла и ржавчину и зачастую это будет происходить неравномерно. В итоге мотор потеряет компрессию из-за саморасточившихся цилиндров. Встречались еще такие заботливые владельцы, которые на зиму оборачивали наглухо свой не дешевый лодочный в полиэтилен и оставляли в таком состоянии в холодном гараже. Конденсат и морозы завершали “черную работу” и мотор уже не всегда удавалось оживить.

В конце сезона, перед зимним хранением рекомендуется проводить ТО и консервацию одновременно. Даже если вы храните мотор у себя в теплой квартире, не стоит отказываться от консервации мотора и ТО. В этом случае вы на 99% избавите себя от возможных проблем весной и даже в течении всего срока службы мотора.

Порядок консервации подвесного лодочного мотора

  1. Промывка лодочного мотора. Обязательно промойте мотор пресной, чистой водой. Необходимо смыть всю грязь и смазку с поверхности. Затем дайте всей воде стечь.
  2. Промывка системы охлаждения. Для моторов до 4 л.с. мощности необходимо взять емкость, которая позволит погрузить в воду всасывающее отверстие системы охлаждения. Перед этим мотор необходимо надежно закрепить и он нигде не должен касаться емкости с водой.
    Моторы от 5 до 15 л.с. промываются специальными штуцерами, которые подсоединяют к моторы и уже через них в систему охлаждения подается пресная вода.
    После того, как все подготовлено, включите подачу воды и запустите мотор. Первые 5-10 минут оставьте его поработать на холостых оборотах. Мотор нагреется и промоется. Затем можно дать немного “газу”, но не крутите мотор до максимума. Все это время наблюдайте за подачей воды. Если вода подается нестабильно или из контрольного отверстия струя вытекает неравномерно, сразу остановите мотор и ищите неисправность в системе охлаждения. Если же все прошло нормально, то фазу с промывкой системы охлаждения можно закончить.
  3. Удаление остатков топлива. Не отключайте мотор от подачи воды в систему охлаждения и не вынимайте его из емкости. Нам нужно удалить все топливо. Отсоедините топливопровод от мотора и дайте моторы выработать все топливо самостоятельно. Топливо нужно удалить, чтобы в карбюраторе не образовывались и не оседали смолы.

    ВАЖНО!!!Во время промывки системы охлаждения и выработки топлива ни в коем случае не включайте передачу на моторе и не повышайте обороты до максимум. Вибрация может развернуть или сорвать мотор с крепления, что чревато большими неприятностями. Не оставляйте работающий мотор без присмотра.
  4. Обработка консервантом. Консерванты выпускаются в виде аэрозоля и предотвращают появление ржавчины на деталях мотора (цилиндры, распредвал, подшипники, поршни и т.п.). Перед применением консерванта изучите инструкцию по его применению. Зачастую на один цилиндр достаточно 60 мл.
    Выкрутите из мотора свечи и удалите шпильку дистанционного включения зажигания.
    Для моторов с ручным запуском медленно проворачивая маховик впрыскивайте в отверстия свечей консервант. Сделайте таким образом несколько оборотов.
    Для моторов с электростартером. Проверьте, что в систему охлаждения поступает вода. Затем впрыскивайте консервант в отверстия свечей и запускайте стартер на 5 секунд, это провернет несколько раз коленвал и смесь консерванта распределиться по цилиндрам.Для двухтактного лодочного мотора необходимо обеспечить защитное покрытие в кривошипной камере, поскольку, в отличии от четырехтактного, налицо отсутствие масляного картера. В связи с этим, спрей лучше распылять на работающем моторе, через диффузор карбюратора.На большинстве подвесных лодочных моторов доступ к диффузору перекрывает пластиковый корпус воздушки, но в комплекте с любым баллончиком спрея всегда есть длинная трубочка, которая легко проходит через пластиковые воздухозаборники. Распыляясь через диффузор карбюратора, консервант создаст туман в кривошипной камере, который и осядет  на деталях защитным слоем.
    Просто впрыскиваем его тремя — четырьмя небольшими порциями, а потом — последней порцией побольше, пока мотор не заглохнет. Двигатель при этом будет изрядно дымить, так что лучше не делать это в ванной. Гораздо правильней будет делать это на последней выработке топлива из карбюратора, но не все могут в первый раз поймать этот момент и успеть заправить консервант, к тому же придется одновременно немного поиграть с топливной заслонкой, т.е., с ручкой газа.Четырехтактный лодочный мотор можно законсервировать не заводя в принципе. Выгоняем воду, убираем остатки топлива на последнем выходе на воду. В цилиндры так же распыляем консервант.
    По поводу замены масел в картере и в редукторе:  менять в конце сезона или в начале? Если углубиться в теорию смазочных материалов, то очень быстро выяснится, что старые масла имеют более высокую степень окисления, чем изначальное, так называемое, общее кислотное число — total acid number (TAN).
    То есть, старое моторное масло и трансмиссионное, могут способствовать появлению коррозии в лодочном моторе. Кроме того, борьбу с подавлением кислот, будут вести всякие  щелочные присадки, их расход будет увеличен, и ресурс моторного масла будет резко снижен.
    Конечно, вся эта кухня от нас скрыта, мы видим все то же моторное масло. Степень его пригодности визуально не определить. Но вывод один и однозначный — замену масел лучше производить осенью. Но только не забывайте, при каждой замене моторного масла, менять еще и масляный фильтр (если он у вас есть). Речь, конечно же, идет о четырехтактных движках, от двух цилиндров и выше.
  5. Смазка. Смажьте водоотталкивающей смазкой вал винта и шестерни редуктора. Все подвижные части, болты, гайки и различные соединения покройте водоотталкивающей смазкой. Смазку покупайте только у авторизированных дилеров. К примеру для лодочных моторов Ямаха используйте смазку Yamaha, для моторов Тохатсу, смазку Tohatsu. За неимением таковой, подойдет и тефлоновый спрей, для велосипедных цепей.
    Если хотите сохранить блеск корпуса мотора, то рекомендуем протереть его небольшим количеством машинного масла или мастикой.Менять масло в редукторе осенью — это хорошо, потому что мы сразу же сможем определить, насколько хорошо себя чувствует наш редуктор после трудового сезона. Намотанная на гребной вал леска или рыболовная сеть, удары о подводные препятствия и прочие прелести жизни редуктора ПЛМ, могут вызвать его разгерметизацию.
    При обнаружении в нем эмульсии, конечно, надо искать причину ее появления. К весне все равно придется ее устранить (ремонт редуктора лодочного мотора), а ближе к началу навигации, оперативно починить мотор не всегда удастся. Лучше отвезти лодочный мотор в сервис зимой, без очередей, если, конечно, вы сами не будете это исправлять.
  6. Финальные штрихи. Так же следует ослабить ремни на двигателе и генераторе, если они у вас есть. Сняв гребной винт и установочный комплект,  наносим обильно водостойкую смазку на гребной вал. Некоторое время может подтекать консервант из двигателя, в зависимости от нанесенного количества, так что, не кладите мотор на свою кровать.
  7. Хранение лодочного мотора. Зимой мотор рекомендуется хранить в помещении с постоянной температурой и это не обязательно теплое помещение, если мотор правильно законсервирован. Если закрытого помещения нет, то можно обойтись навесом, но мотор в этом случае следует укрыть брезентом или чехлом из плотной ткани. Для хранения мотора рекомендуется приобрести тележку для мотора или изготовить стойку в виде буквы “П”. В крайнем случае мотор можно хранить и в горизонтальном положении.

Расконсервация мотора

Как таковая, процедура расконсервации лодочного мотора, существует лишь, в перечне необходимых работ. Создан он, изначально, что бы владелец мотора привносил некоторую сумму в казну производителя (дилера, сервис-центра и т.д.).

Сама процедура расконсервации очень проста сама по себе. Промойте карбюратор бензином, смойте все отложения на топливных магистралях, поставьте старые свечи зажигания и заведите ПЛМ. Пусть продымит, выводя консервант, и прогреется. Когда остынет, поменяйте свечи на хорошие. Это всё, если вы поменяли все масла при консервации.

Есть лишь один нюанс. Если вы не прибудете со своим любимцем, на межсезонное обслуживание, в официальный сервисный центр, то с вас снимут гарантию.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Back to top button